Публикация «Использование метода проектов на уроках информатики»
Зубарев Юрий Виталиевич
МБОУ «СОШ №4 ЗМР РТ»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Стремительно развивающаяся цифровизация образования мотивируют учащихся к изучению информатики и ИКТ, в том числе таких компьютерных программ, которые не предусмотрены школьным курсом (Adobe Photo Shop, Publisher и других), что также способствует достижению позитивных результатов.
Метод проектирования позволяет достичь следующих целей:
развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся на основе их самостоятельной проектной деятельности,
углубленное изучение и раскрытие особенно важных элементов программы по информатике,
формирование у учащихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач, связанных с графикой и мультимедиа,
подготовка учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда предполагает решение проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Метод проектов - это такая форма работы, предполагающая применение различных видов деятельности по реализации проекта. Учебным проектом может быть и компьютерный курс изучения определенной темы, и логическая игра, и макет лабораторного оборудования, смоделированный на компьютере, и тематическое общение по электронной почте, и телекоммуникационные проекты. Общая схема выполнения проекта: учитель ставит задачу, тем самым очерчивая планируемые результаты обучения и исходные данные. Все остальное предстоит делать самим ученикам:
намечать промежуточные задачи,
искать пути их решения,
действовать,
сравнивать и сопоставлять полученное с требуемым,
корректировать собственную деятельность.
Проект может быть выполнен на одном уроке, либо дается заранее и выполняется определенный срок.
Творческий проект может использоваться как одна из форм итоговой аттестации учащихся. В этом случае проекты должны охватывать как можно более широкий круг тем изучаемого курса. Учитывая индивидуальные способности, учащиеся разрабатывают итоговые творческие проекты. Работа над ними осуществляется в течение всего учебного года и проводится поэтапно.
Для создания итогового творческого проекта необходимо, во-первых, наличие значимой в исследовательском творческом плане задачи или проблемы, а также практическая и познавательная значимость предполагаемых результатов. Требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые еще необходимо приобрести. Во-вторых, самостоятельная деятельность учащихся. В-третьих, необходимо, структурировать проект, определить, хотя бы приблизительно, какие результаты должны быть достигнуты на каждом этапе. В-четвертых, это оформление результатов, подведение итогов, их презентация. И, конечно, сделанные выводы помогут определить новые темы для дальнейшей работы.
В учебно-педагогической деятельности в зависимости от степени подготовки учащихся, новизны и сложности изучаемого материала, возраста детей, необходимо использовать различные методы обучения (метод проектов, кейс-метод, дискуссия, исследовательский метод, «мозговой штурм», «мозговая атака», интервью, презентации, просмотр и обсуждение видео, обратная связь, лекция с заранее объявленными ошибками, игровые методики и др.) и формы организации и проведения урока (работа в группах, спарринг-партнерство, игровое сотрудничество).
Добиться положительной мотивации к учению, активизировать познавательные процессы, способность синтезировать накопленные знания и рассматривать любую проблему как систему взаимосвязанных объектов позволяет именно проектный метод обучения.
Метод проектов развивает у учащихся познавательный интерес к изучаемому предмету, дает возможность углубить знания, выявить свои склонности и способности, развивает интерес к исследовательской работе, учит экспериментировать, наблюдать, работать с литературой и другими источниками информации. Это, как правило, коллективная работа, предусматривающая сотрудничество учащихся и преподавателя.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ, оценка. Наиболее подходящая форма оценки – презентации, защита работ, выступление перед зрителями.
Метод проектирования способствует повышению качества знаний по предмету, формирует у учащихся исследовательские умения, самоорганизация своей деятельности, творческий подход к выполнению заданий.
Литература:
А.К.Зиборов «Использование метода проектов на уроках информатики в средней школе для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся», материал сайта инфоурок
А.В. Овчаров «Информатизация образования как закономерный процесс в развитии педагогических технологий». http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/ovcharov2.html.
Организация проектной деятельности школьников в рамках школьного научного общества по информатике//Российская школа и Интернет: Материалы II Всероссийской конференции. – С.-Петербург, 2009
Проектно-исследовательская деятельность школьников с использованием ИКТ//Информационные технологии в образовании (ИТО-2010): Материалы