Статья «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках информатики»
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках информатики»
Михайлова И.В., учитель информатики
БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 53»
Без сомнения одной из важных задач сегодня является воспитание здорового поколения. Как известно, основными вредными факторами, влияющими на состояние здоровья обучающихся, работающих за компьютером являются:
сидячее положение в течение длительного времени;
высокая интенсивность на уроке;
утомление глаз, нагрузка на зрение;
перегрузка суставов кистей;
загрязнения клавиатуры, мыши, монитора, компьютерного стола;
стресс при потере информации.
Установить гармоничную связь между обучением информатике и здоровьем обучающихся позволяют здоровьесберегающие технологии, которые можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье обучающихся и педагогов.
Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Под здоровьесберегающими технологиями - будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья обучающихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье. Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Основными целями здоровьесбережения на уроках информатики, являются следующие:
создание организационно - педагогических, материально – технических, санитарно – гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния обучающихся;
создание материально – технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни.
Для реализации данных целей учителю информатики на каждом уроке необходимо решать следующие задачи:
отслеживать санитарно – гигиенического состояния класса;
нормировать учебную нагрузку и объем домашнего задания в соответствии с требованиями;
давать знания по предмету несущие воспитательное воздействие, в том числе, формирующие здоровый образа жизни обучающихся;
осваивать новые методы деятельности в процессе обучения школьников, предполагающие использование здоровьесберегающих технологий на уроках.
Учитывая требования здоровьесберегающих технологий, для сохранения здоровья обучающихся и эффективной работы на уроке, обязательно нужно проводить динамические паузы, физкультминутки, минутки релаксации.
Немаловажную роль играют для здоровьясбережения и положительные эмоции, которые получает обучающийся на уроке.
Приемы создания положительных эмоций на уроке:
юмор, доброе слово, обращение к обучающемуся по имени, строки из стихотворения или народная мудрость, или тихо звучащая лирическая музыка.
возбуждение сомнения в справедливости излагаемых истин, как преподавателем, так и обучающимися. Привыкание к безупречно правдивой, абсолютно верной информации ведет к угасанию ориентировочного рефлекса (рефлекс – это реакция организма на раздражение рецепторов). Этим стимулируется мысль обучающегося, побуждая его и всех остальных находить убедительные доказательства, мотивировать свою точку зрения.
«возбуждение умственного аппетита» к самостоятельной работе на уроке и дома; решая одинаковые для всех задачи, как обычно кто-то даже не решает вообще; при индивидуальном подборе, когда справляются с легкими задачами, предлагаются «очень трудные», таким образом, закрепляется вера в собственные силы, в успех.
совместное с учителем эмоциональное переживание материала: восхищаются ученым, сделавшим открытие, красивому решению задачи, переживают неудачи, радуются успехам. Для того чтобы научить обучающихся заботиться о своём здоровье, необходимо рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями «правильное питание», «здоровый образ жизни», «безопасное поведение на дорогах» и т.д..
Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока. Очень интересными, на мой взгляд, являются проблемный метод и метод проектов. Они всегда ориентированы на самостоятельную деятельность обучающихся через организацию индивидуальной, парной, групповой форм работы. Обучающийся, анализируя фактический материал и оперируя им, расширяет и углубляет знания при помощи ранее усвоенной информации. А поэтапная смена деятельности данных методов не дает ребенку утомить свой организм. Ведь, как известно, лучший вид отдыха – смена деятельности.
Структура рациональной организации урока
№ |
Факторы урока |
Уровень гигиенической рациональности урока |
|
Плотность урока. |
Не менее 60% и не более 75% |
|
Число видов учебной деятельности. |
4-7 |
|
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности. |
Не более 10 минут |
|
Частота чередования видов учебной деятельности. |
Смена не позднее, чем через 7-10 минут |
|
Число видов преподавания. |
Не менее 3 |
|
Наличие эмоциональных разрядок (число). |
2-3 |
Таблица заимствована у Н.К. Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии». Данная структура оптимально подходит для проведения уроков, позволяет избежать утомления обучающихся, свести к минимуму учебный стресс, помогает достичь хороших результатов в преподавании. Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения обучающихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным. Дети работают в парах, в парах сменного состава, в группах сменного состава. Деление на группы может быть разнообразным: по цвету карточки, по символу, по разрезанной картинке, по месяцу рождения и т.п. Сменность партнера и партнеров по методике Ривина снимает усталость, привносит элемент новизны. В группе распределение обязанностей целесообразнее организовать опираясь на демократичный стиль (если ты не можешь что-то написать, ты можешь оформить, подобрать материал и т.д. слабый ребенок чувствует себя в группе увереннее, более защищенным).
Информатика — это именно тот предмет, при изучении которого каждый обучающийся имеет шанс почувствовать себя успешным и, как следствие, ощутить эмоциональный комфорт и удовольствие от самого процесса получения знаний, от возможности развития и демонстрации своих способностей (интеллектуальных и творческих), своих умений и навыков. При этом задача учителя – сохранение и укрепление здоровья обучающихся в учебно-воспитательном пространстве урока.