12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ильяшева Зайра Жумадельевна29
учитель математики
Россия, Омская обл., Омск
2

Статья «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках информатики»

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках информатики»

Михайлова И.В., учитель информатики

БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 53»

Без сомнения одной из важных задач сегодня является воспитание здорового поколения. Как известно, основными вредными факторами, влияющими на состояние здоровья обучающихся, работающих за компьютером являются:

сидячее положение в течение длительного времени;

высокая интенсивность на уроке;

утомление глаз, нагрузка на зрение;

перегрузка суставов кистей;

загрязнения клавиатуры, мыши, монитора, компьютерного стола;

стресс при потере информации.

Установить гармоничную связь между обучением информатике и здоровьем обучающихся позволяют здоровьесберегающие технологии, которые можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье обучающихся и педагогов.

  Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

  Под здоровьесберегающими технологиями - будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья обучающихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье. Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Основными целями здоровьесбережения на уроках информатики, являются следующие:

создание организационно - педагогических, материально – технических, санитарно – гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния обучающихся;

создание материально – технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни.

Для реализации данных целей учителю информатики на каждом уроке необходимо решать следующие задачи:

отслеживать санитарно – гигиенического состояния класса;

нормировать учебную нагрузку и объем домашнего задания в соответствии с требованиями;

давать знания по предмету несущие воспитательное воздействие, в том числе, формирующие здоровый образа жизни обучающихся;

осваивать новые методы деятельности в процессе обучения школьников, предполагающие использование здоровьесберегающих технологий на уроках.

Учитывая требования здоровьесберегающих технологий, для сохранения здоровья обучающихся и эффективной работы на уроке, обязательно нужно проводить динамические паузы, физкультминутки, минутки релаксации.

Немаловажную роль играют для здоровьясбережения и положительные эмоции, которые получает обучающийся на уроке.

Приемы создания положительных эмоций на уроке:

юмор, доброе слово, обращение к обучающемуся по имени, строки из стихотворения или народная мудрость, или тихо звучащая лирическая музыка.

возбуждение сомнения в справедливости излагаемых истин, как преподавателем, так и обучающимися. Привыкание к безупречно правдивой, абсолютно верной информации ведет к угасанию ориентировочного рефлекса (рефлекс – это реакция организма на раздражение рецепторов). Этим стимулируется мысль обучающегося, побуждая его и всех остальных находить убедительные доказательства, мотивировать свою точку зрения.

«возбуждение умственного аппетита» к самостоятельной работе на уроке и дома; решая одинаковые для всех задачи, как обычно кто-то даже не решает вообще; при индивидуальном подборе, когда справляются с легкими задачами, предлагаются «очень трудные», таким образом, закрепляется вера в собственные силы, в успех.

совместное с учителем эмоциональное переживание материала: восхищаются ученым, сделавшим открытие, красивому решению задачи, переживают неудачи, радуются успехам. Для того чтобы научить обучающихся заботиться о своём здоровье, необходимо рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями «правильное питание», «здоровый образ жизни», «безопасное поведение на дорогах» и т.д..

Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока. Очень интересными, на мой взгляд, являются проблемный метод и метод проектов. Они всегда ориентированы на самостоятельную деятельность обучающихся через организацию индивидуальной, парной, групповой форм работы. Обучающийся, анализируя фактический материал и оперируя им, расширяет и углубляет знания при помощи ранее усвоенной информации. А поэтапная смена деятельности данных методов не дает ребенку утомить свой организм. Ведь, как известно, лучший вид отдыха – смена деятельности.

Структура рациональной организации урока

Факторы урока

Уровень гигиенической рациональности урока

 

Плотность урока.

Не менее 60% и не более 75%

 

Число видов учебной деятельности.

4-7

 

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности.

Не более 10 минут

 

Частота чередования видов учебной деятельности.

Смена не позднее, чем через 7-10 минут

 

Число видов преподавания.

Не менее 3

 

Наличие эмоциональных разрядок (число).

2-3


 

Таблица заимствована у Н.К. Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии». Данная структура оптимально подходит для проведения уроков, позволяет избежать утомления обучающихся, свести к минимуму учебный стресс, помогает достичь хороших результатов в преподавании. Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения обучающихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным. Дети работают в парах, в парах сменного состава, в группах сменного состава. Деление на группы может быть разнообразным: по цвету карточки, по символу, по разрезанной картинке, по месяцу рождения и т.п. Сменность партнера и партнеров по методике Ривина снимает усталость, привносит элемент новизны. В группе распределение обязанностей целесообразнее организовать опираясь на демократичный стиль (если ты не можешь что-то написать, ты можешь оформить, подобрать материал и т.д. слабый ребенок чувствует себя в группе увереннее, более защищенным).

Информатика — это именно тот предмет, при изучении которого каждый обучающийся имеет шанс почувствовать себя успешным и, как следствие, ощутить эмоциональный комфорт и удовольствие от самого процесса получения знаний, от возможности развития и демонстрации своих способностей (интеллектуальных и творческих), своих умений и навыков. При этом задача учителя – сохранение и укрепление здоровья обучающихся в учебно-воспитательном пространстве урока.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.