Консультация для родителей «Использование мнемотехники в разучивании стихотворений»
Консультация для родителей
«Использование мнемотехники в
разучивании стихотворений»
Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенное логическое мышление.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс используется приём мнемотехники.
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом всё стихотворение зарисовывается схематически. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план – схему (младшая, средняя группы, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы (старшая, подготовительная группы).
Особенно эффективно использование мнемотаблиц. при разучивании стихотворений.
Этапы создания мнемотаблиц самостоятельно.
1)Читаем рассказ или стих, выделяем важные моменты.
2) Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты.
3)В каждом квадрате рисуем картинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словами этого квадрата.
4) Подписываем каждый квадрат, словами, которые стоит запомнить.
Имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворение.
Этапы работы над стихотворением:
1. Взрослый выразительно читает стихотворение.
2. Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть.
Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
3. Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая
ребенку уяснить основную мысль.
4. Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их
значение в доступной для ребенка форме.
5. Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок
повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
7. Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.
Используя мнемотаблицы в работе, у детей появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, развивается связная речь, вырабатывается смелость и уверенность в собственных силах и способствует психологическому раскрепощению ребенка, устраняет боязнь высказывания.