Статья на тему: «Использование мультимедиа технологий в работе учителя-логопеда»
МБУДО «Центр психолого-педагогической и социальной помощи»
МО Киреевский район
Статья на тему:
«Использование мультимедиа технологий в работе учителя-логопеда»
Подготовила:
учитель-логопед
МБУДО «Центр
психолого-педагогической
и социальной помощи»
Мызникова Л.А.
Киреевск
Последние 7 лет из своей 27-летней педагогической практики я работаю учителем-логопедом в МБУДО «Центр психолого-педагогической и социальной помощи». Наше учреждение маленькое, коллектив небольшой, но задачи, которые стоят перед педагогами, очень важные. На базе нашего учреждения наряду с нормотипичными сверстниками получают бесплатную коррекционную помощь дети-инвалиды, дети с ОВЗ, дети с множественными тяжёлыми нарушениями развития. В последнее время процент детей с ОВЗ, родители которых обращаются за помощью в Центр, значительно вырос (с 15% в 2017 году до 65% в 2023 году). Традиционные методики обучения не всегда дают положительный результат при работе с такими детьми. Следовательно, возникла необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения такой категории детей в условиях Центра психолого-педагогической помощи.
Сложная структура нарушений определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные функции. Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности, визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы. А поскольку у детей-логопатов лучше развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение мультимедиа технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Цифровой алгоритм, заложенный в программе, способствует формированию у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР) умения действовать по правилу, формировать учебное поведение.
В результате изучения и апробирования различных компьютерных технологий я остановила свой выбор на следующих электронных программах и ресурсах сети Интернет:
Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» (Предназначена для коррекции ОНР у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа «Игры для Тигры» разделена на 4 тематических блока: фонематика, просодика, лексика, звукопроизношение и содержит более 50 игр).
Программа PowerPoint (Возможности данной программы используются для создания мультимедийных презентаций и компьютерных игр, которые позволяют оптимизировать коррекционно-развивающую деятельность. Презентации используются как на фронтальных занятиях, так и в индивидуальных формах работы. Это позволяет снизить количество громоздкого демонстрационного материала и увеличивает темп деятельности на логопедическом занятии).
Программа Word (Ресурсы текстовой программы используются мною с целью развития звуко-буквенного анализа, связной речи и коррекции лексико-грамматической недостаточности. Во время получения логопедической помощи все творческие работы детей оформляются в форме электронной книги, которую воспитанник печатает сам. Возможности программы позволяют сразу обнаружить ошибки и вовремя их исправить (текстовый редактор подчёркивает красным орфографические ошибки и зелёным пунктуационные). Это позволяет формировать у детей орфографическую зоркость, самоконтроль, а также способствует развитию связной речи и побуждает к творчеству. В конце обучения на логопункте книги распечатываются и оформляются).
Программа Pаint (За время работы в графическом редакторе дети научились рисовать, редактировать рисунки и фотографии, составлять коллажи и многое другое. Весь этот материал дети используют для оформления своих электронных книг. Рисование в программе Paint на логопедических занятиях позволяет оптимизировать процесс обучения, формировать зрительный и пространственный гнозис, а также способствует развитию цветового восприятия и позволяет диагностировать эмоциональное состояние ребёнка во время логопедического занятия по типу цветового теста Люшера. Все рисунки, создаваемые на коррекционном занятии, соответствуют основной лексической теме и задачам урока. Графический редактор используется мною только на индивидуальных занятиях).
Онлайн-портал Мерсибо (Представляет собой платформу с интерактивными играми на развитие связной речи, фонематического слуха, лексико-грамматического строя, развитие речевого дыхания, моторики, мышления, игры на обучение письму, чтению, счёту и т.д.)
Российская образовательная онлайн-платформа Учи.ру (На платформе регулярно проводятся олимпиады, интеллектуальные марафоны по различным школьным предметам. Возможности онлайн-платформы позволяют педагогу создавать домашние задания из готовых карточек, как для всей группы учащихся, так и индивидуально для каждого ребёнка в соответствии с его уровнем развития. А также отправлять проверочные работы прямо на платформе — они будут доступны ученикам бесплатно в любое время. Наглядная статистика помогает педагогу и родителям быть в курсе успехов детей. Каждый день ребятам доступно еще до 20 заданий-«бусин» для самостоятельных занятий).
Таким образом, внедрение мультимедийных технологий в логопедическую работу способствует оптимизации коррекционно-развивающего процесса и полноценной коррекции имеющихся речевых нарушений у детей.
Литература
1. Мызникова Л.А. Материалы, представленные на региональный конкурс «Моё призвание—логопед».- Киреевск: КШИ, 2013.
2. Компьютерный модуль «Игры для Тигры». Практическое руководство, М.: Дэльфа М, 2010.
3. Мызникова Л.А. Формирование учебной мотивации на логопедических занятиях у младших школьников с ОВЗ. – Журнал «Логопед» №4/23.