12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алексеева Надежда Николаевна44
Россия, Красноярский край
1

Использование на уроках производственного обучения по профессии 17531 «Рабочий зелёного хозяйства» элементов проектной деятельности

Использование на уроках производственного обучения по профессии 17531 «Рабочий зелёного хозяйства», элементов проектной деятельности, вовлечение обучающихся с разными уровнями подготовки в коллективную работу

Работая мастером производственного обучения в течение трёх лет по профессии 17531 «Рабочий зелёного хозяйства» в КГБОУ НПО «Профессиональном училище №62 им. А. Ф. Вепрева» г. Назарово Красноярского края, где есть проблемные дети, не только с умственной отсталостью, но и девиантным поведением, мне пришлось решать ряд педагогических задач в создании для них положительной мотивации в процессе обучения. Для таких обучающихся я применяю в процессе обучения элементы проектной деятельности. Трудовая терапия не только организует обучающихся, но и сплачивает коллектив, развивает многие двигательные и умственные способности. Именно поэтому, в моей педагогической деятельности выбрано направление «Трудо-терапия».

Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, но возможности.

Личностно - ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения и проектные методики в определенной степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развитие навыков, а так же создать творческую атмосферу в коллективе.

Атмосфера радости на моих уроках производственного обучения по профессии 17531 «Рабочий зелёного хозяйства, основанная на активной деятельности обучающихся в тесном сотрудничестве со мной, как мастером производственного обучения, создается благодаря:

- формированию и развитию познавательного интереса к профессии, активизации познавательной деятельности ( учить ребят нужно с опорой на интерес, обязательно создавать ситуацию успеха; бессмысленно заставлять обучаться труду, если они не осознали его значимости, если им не интересно и у них нет потребности увидеть результаты своей деятельности);

- сотрудничеству между мастером производственного обучения и обучающимся, мастером производственного обучения и группой обучающихся, мастером производственного обучения и группой в целом.

- созданию благоприятных условий для обучения, что является основой для развития профессионально – трудовой деятельности обучающихся;

- дифференциация и индивидуализация, личностному подходу в обучении;

- использование различных методов, активизирующих учебный процесс;

- использование мной различных вербальных средств (чтение, монолог, различные невербальные средства (жесты, мимика), проговаривание и заучивание технических терминов), с целью развития речевых навыков обучающихся;

- неразрывному единству обучения и воспитания.

Обучая труду в процессе производственного обучения всех одинаково учить нельзя. Необходим индивидуальный подход, учет умственных и физических возможностей каждого из моих воспитанников, условий его развития. Такую возможность для меня и обучающихся представляет метод проектов. Продуктивность применения проектного метода обусловлена:

- технологичностью: при последовательном выполнении предлагаемых заданий по принципу «от простого к сложному», «от конкретного к абстрактному» обязательно достигается желаемый результат;

- достаточно высокой эффективностью уроков;

- развитие речевых навыков у обучающихся, в том числе к неподготовленной речевой ситуации;

- развитие и поддержание интереса к профессии «Рабочий зелёного хозяйства»;

- практическое применение приобретенных знаний, умений, навыков в новой ситуации;

- развитие коммуникативных навыков у обучающихся;

- создание благоприятного морально-психологического климата, доброжелательной атмосферы во взаимодействии «учителя и ученика».

Элементы проектного обучения побуждают моих обучающихся к фантазии, развивают навыки экспрессивной речи, способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к цветоводству и профессии в целом, развивает уважение к окружающему миру растений и труду других людей. Метод проектов может использоваться при изучении любой темы, на всех этапах обучения. У большинства моих обучающихся формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в практическую деятельность.

Метод проектов применяется мной в обучении детей с разными умственными и физическими возможностями (при личностно-дифференцированном подходе к каждому).

Идеи к проектам могут находить не только педагоги, но и сами обучающиеся.

Характеристика этапов учебного проекта, используемого в цветоводстве

Цель цветоводства:

Формирование интереса к сфере деятельности, связанной с выращиванием растений и дизайном.

В общении с прекрасным формируется чувство любви и подлинного уважения к окружающей природе, миру, стремление оберегать и сохранять его. Правильно поставленная работа учащихся с декоративными растениями поможет им лучше понять связь растений с внешней средой, убедиться в возможности управления ростом и развитием растений.

Вопросы, связанные с выращиванием цветочно-декоративных растений доступны обучающимся и по содержанию и по выполнению исследовательской работы.

Задачи цветоводства:

- вооружить учащихся теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками по изучению и охране природы, по выращиванию растений;

- развить эстетические навыки, образное мышление, дизайнерские способности;

- познакомить с профессией «Цветовод», связанными с изучением и выращиванием растений, их практическим использованием.

Планируемые результаты цветоводства:

- Обучающиеся должны знать: основные виды приёмов озеленения, иметь представление о новых тенденциях, об особенностях выращивания многолетних и однолетних растений.

- Обучающиеся должны уметь: подбирать посадочный материал (по высоте, срокам цветения, окраске и т.д.), создавать цветочные композиции, проводить эксперименты, наблюдения, делать выводы, обсуждать результаты экспериментов, анализировать.

- Обучающиеся должны научиться: пользоваться справочной литературой, атласами растений.

- Обуючащиеся должны научиться: выбирать проекты по своим возможностям и осуществлять их.

- Форма контроля: защита проекта.

Работа начинается с определения сферы интересов обучающихся и педагога (мастера п/о), анализа существующих проблем например: (необустроенные места на территории училища, города, района), выбора подходящего места для разбивки цветника и формулировки задачи (темы) проекта «Наш цветник».

Далее следует сбор, изучение и обработка темы проекта «Наш цветник». Обучающимся предоставляется несколько вариантов цветников, перед ними становится задача в выборе самого простого и неприхотливого в уходе цветника.

Выдвинутые идеи анализируются совместно с педагогом и отбираются наиболее перспективные.

После определения ведущей идеи (простой и неприхотливый в уходе цветник) решение проблемы осуществляется в её конструкторской и технологической проработки и с составлением схемы цветника; зарисовки и подборе растений для данного участка; экономической оценки проекта (во сколько обойдется проект училищу, городу, району) с помощью преподавателей математики и спецдисциплин по профессии «Рабочий зелёного хозяйства»; в выборе садовых инструментов, материалов и вспомогательных конструкций; экологической оценки (как положительно повлияет на экологическую обстановку территории училища, города, района), что изменится с появлением на нем новых видов многолетних цветковых и декоративных растений. Далее с моей помощью составляется соответствующая документация.

Практическое решение поставленной задачи начинается с обеспечения работы материалами (посадочный материал – многолетние цветковые и декоративные растения заранее выбранные обучающимися, журналы «Садовод», «Многолетние цветковые растения», «Ландшафтный дизайн», учебные пособия по цветоводству, фото, иллюстрации цветника, заранее составленный план разбивки цветника и зарисованная схема), садовым инструментом, оборудованием. В процессе выполнения разбивки цветника и высадки растений возможна корректировка и модификация проектных разработок.

Распределение работы между учащимися в соответствии с их физическими и умственными способностями.

Осуществляется перенос схемы на земельный участок, разметка с помощью кольев, веревки. Цветник должен соответствовать данной схеме с изменениями в масштабе. Масштаб цветника так же рассчитывается с помощью преподавателя математики и преподавателей спецдисциплин по профессии «Рабочий зелёного хозяйства», как и его экономическая оценка.

Перед тем как высаживать на размеченный участок растения, физически крепкие ученики готовят землю для посадки (вскапывание почвы).

Обучающиеся с более низкими физическими возможностями вносят удобрения в грунт (согласно инструкции).

Обучающимся с более выраженной умственной и физической отсталостью предлагается очистить переработанную почву от сорной растительности и корней.

Каждое растение по составленному плану имеет свою цифру, согласно этому, растение высаживается по составленной схеме. Выбранное для него место должно соответствовать его характеристикам. В первую очередь высаживаются на задний план вьющиеся и высокие растения, возле заранее установленной опоры. Дальше растения высаживают по подбору их декоративных качеств (продолжительность цветения, окраска цветков и листьев, их характеристикам) в соответствии схемой. Соблюдается правильность посадки присущей для того или иного растения (приветствуется работа с дополнительной литературой, иллюстрациями посадки растений).

Посадку растений могут осуществлять обучающиеся с разными физическими и умственными возможностями (с помощью мастера производственного обучения).

Весь процесс контролируется и корректируется мной и самими обучающимися.

По завершению работ проводится оценка проделанной работы по составленному плану, проверяется правильность высадки растения на отведенный для него участок обозначенный на схеме цифрой (тень, полутень, солнце), проверяется на прочность опора для вьющегося растения.

Проговаривается весь процесс работы с каждым обучающимся. Какие эмоции испытывают обучающиеся от проделанной работы? Довольны ли они результатом? Какие еще проекты они хотели бы осуществить? Что не понравилось или понравилось в проекте? Мной предлагаются темы для будущих проектов (например «Волшебный пруд», «Создание миксбордера «Сказочный уголок», «Создание альпийской горки «Чудеса природы»).

Обсуждается будущий уход за цветником и распределение обязанностей среди обучающихся (обязательно учитывая пожелания самого воспитанника, не принуждая его к не желаемой операции).

Защита проекта: - это итог работы над проектом.

Она проводится в составе всей группы с приглашением администрации, учителей и учащихся других классов, которые выступают в роли хозяев участка (заказчиков цветника). Они оценивают работу, выставляя баллы в карте оценки цветника (анкета). По результатам анкет (в случае минимального набора баллов) учащиеся выдвигают перспективные предложения по изменению формы цветника, размера или замене растений. Эта работа проделывается совместно с мастером п/о.

Проектный метод производственного обучения реализует принципы личностно ориентированной педагогики и способствует гуманизации учебно-воспиттельного процесса. Обучающийся при этом выступает как активный участник процесса познания, а мастер производственного обучения выполняет функции организатора и координатора учебного процесса, консультанта обучающихся.

Совместная разработка проекта позволяет обучающимся «лучше узнать друг друга, сплачивает и объединяет», способствует развитию коммуникативных навыков. Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом.

Таким образом, проектный метод является на современном этапе составным звеном в организации учебно-воспитательной работы учащихся.

Человек не рождается личностью, не получает биологических гарантий личностного развития, а становится ею в процессе развития: обретает речь, сознание, навыки и привычки в обращении с вещами и людьми, которые делают его общественным существом, становится носителем социальных отношений.

Задача каждого из педагогов, в том числе и моя как мастера производственного обучения состоит в том, чтобы создать зону ближайшего развития, которая в дальнейшем перейдет в зону актуального развития, способствовать развитию организма, индивидуальности и личности обучающегося. Обучающийся (образно говоря) не просто поднимается со ступеньки на ступеньку, а занимает активную жизненную позицию. Воспитание играет решающую роль в развитии личности, оно оказывает влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работах над собой, т.е. в саморазвитии. Воспитание направлено на развитие задатков личности, коррекцию влияния генотипа и среды.

Психолого-педагогические исследования последних лет показали, что первостепенное значение имеет не столько знание педагогом возраста и его особенностей (индивидуальный подход), сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников. Личностный подход понимается как опора на личностные качества, выражающие направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля), рассматриваемые изолированно от названных ведущих качеств личности, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно-ориентированного воспитания. Необходим приоритет главных личностных характеристик: ценностных ориентаций, жизненных планов, направленности личности, мотивов ее поведения.

Принцип личностного подхода в воспитании и обучении требует, чтобы педагог:

- постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, привычки своих воспитанников.

- умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.

- привлекал воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности.

- своевременно выявлял и устранял причины, мешающие достижению цели, или оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от сложившихся условий.

- максимально опирался на собственную активность личности.

- сочетал воспитание с самовоспитанием, помогая в выборе целей, методов и форм, развивал инициативу и самостоятельность, направлял ведущую к успеху деятельность.

Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложно и не всегда удается. «Нужно, чтобы сам воспитанник помогал педагогу, сделайте его своим другом, сотрудником в его же собственном воспитании» (Ш.А. Амонишвили).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.