Рабочий зеленого хозяйства» у детей с нарушением интеллекта
Министерство образования и науки Красноярского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования
«Профессиональное училище № 62 имени А.Ф.Вепрева»
Развитие интереса к профессии 17531
«Рабочий зеленого хозяйства»
у детей с нарушением интеллекта
Разработала:
Мастер производственного обучения
Алексеева Н.Н.
г. Назарово
2014 г.
С ростом Красноярского края и ростом его городов, развитием его промышленности, становится все более сложной проблема охраны окружающей среды, создания нормальных условий для жизни и деятельности человека. Проблема зелёных массивов (городских парков, лесов, садов, лугов) – одна из важнейших экологических проблем в нашем городе.
Благоустройство и озеленение населенных мест – это комплекс работ по созданию и использованию зелёных насаждений в населенных пунктах. В градостроительстве благоустройство и озеленение является составной частью общего комплекса мероприятий по планировке, застройке населенных мест. Оно имеет огромное значение в жизни человека, оказывает огромное влияние на окружающую среду. Особенно это влияние заметно проявляется в городах. Данная ситуация создала необходимость в расширении профессиональных кадров по профессии «Рабочий зеленого хозяйства». Нашим учебным заведением КГБОУ «Профессиональным училищем №62 им. А.Ф. Вепрева» г. Назарово Красноярского края для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» в 2011 году была открыта эта профессия.
Для профессии «Рабочий зеленого хозяйства» необходимым и важным условием является знание:
- технической и агротехнической подготовки территории под озеленение;
- как правильно выбрать посевной и посадочный материал;
- правильной посадки деревьев и кустарников, устройство газонов и цветников;
- правильного подбора удобрений и ядохимикатов;
- требований гигиены и безопасности труда, производственной санитарии.
Этой профессии может посвятить себя человек, который очень любит природу, обладает творческим воображением и фантазией, способностью к изобретательности, эстетическим вкусом, эмоционально - волевой устойчивостью, коммуникабельностью. Учитывая особенности обучающихся коррекционных школ, перед педагогическим работником НПО, работающим по программе «Рабочий зеленого хозяйства» стоят важные задачи не только по обучению, но и по коррекции и воспитанию подростков с нарушениями интеллекта. Важно максимально заинтересовать обучающихся в изучении спецпредметов «Основы зелёного хозяйства», «Агрономия», «Охрана окружающей среды», а также повысить интерес к производственной деятельности.
Прежде всего, педагогу необходимо использовать личностно-ориентированный подход в обучении. Необходимо создать такую воспитательную среду, в которой каждый обучающийся смог бы не только "оттаять душой", но и самореализоваться, самоопределиться, найти себя в любимом деле, почувствовать и прожить "ситуацию успеха" – всё, без чего невозможно состояться воспитаннику как личности. Работа на участке, в теплице кроме выполнения педагогических задач - обучать, развивать, воспитывать, должна доставлять радость, заинтересовать, способствовать сохранению и укреплению здоровья не только физического, но и нравственного.
В ходе работы возникают творческие объединения. В них идёт развитие творческих способностей личности, коллективного творчества, воспитание культуры общения, поведения, эстетической культуры.
В общественно-полезном труде идёт воспитание добросовестности, старательности, самостоятельности, умение доводить начатое дело до конца, сознательной дисциплинированности, обязательности, умения использовать свой будущий жизненный успех с успехами сегодняшнего дня.
Переживание обучающимся чувства хозяина в своём училище, на своей земле естественным образом исключает принуждение в труде. Добросовестный и посильный труд воспитывает в них трудолюбие – важнейшее свойство личности. В. А. Сухомлинский писал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества».
Именно поэтому обучающихся с творческими способностями я привлекаю на создание эскизов клумб, букетов, наглядных пособий, плакатов. Пример: в качестве домашнего задания изготовить эскиз, презентацию «Я хотел бы вырастить такую клумбу». Мои обучающиеся могут нарисовать свой эскиз, подобрать растения, которые бы делали эту клумбу нарядной в течение всего сезона. Либо провожу конкурс по предложенным проектам. Такого рода подход позволит обучающимся провести соревнования между собой, почувствовать конкурентную борьбу, а мне как педагогу и мастеру производственного обучения – проверить творческие способности обучающихся, их знания в области цветоводства, агрономии, зеленого строительства. Обучающихся, которых можно характеризовать как физически развитых, я активно привлекаю к обработке земли, устройству и содержанию газона, уходом за дорожными покрытиями. При проведении занятий производственного обучения на участках я учитываю особенности зрения детей с интеллектуальной недостаточностью – нарушен процесс рассматривания мелких предметов, нарушается восприятие формы и величины предметов, расстояние восприятия (Плаксина Л.И., 1999). Поэтому работа с мелкими семенами, рассадой может вызывать некоторые затруднения, которые также можно решить, индивидуально подходя к каждому обучающемуся.
Практика показала, что, используя в своей педагогической деятельности индивидуальный подход, разделение труда по интересам (перекапывание почвы, посадка растений, сбор семян, прополка, фотографирование, составление букетов и т. д.), способствует общей заинтересованности обучающихся в работе и хорошим результатам.
Проведение ряда уроков производственного обучения на участке училища, в теплице позволяет расширить образовательную площадку и применять ведущий в обучении моих воспитанников с нарушением интеллекта принцип наглядности; способствует гибкой, неформальной системе проверки усвоения знаний; умений и навыков обучающихся.
Между тем, закладывая важные основы профессионального обучения и трудового воспитания, нельзя забывать о решении других важных задач. Наши обучающиеся должны уметь не только трудится, но и быть культурными в природе, наслаждаться её красотой.
На эту задачу науки и проведения указывал ещё Д. М. Писарев: «От умения наслаждаться природой жизнь детей станет ярче, полнее; они будут сильнее любить и больше ценить свою родную землю».
Первые экскурсии по знакомству обучающихся с профессией сопровождаются беседой о строении трав, кустарников и деревьев, а так же об их красоте и разнообразии, о колере и удивительных формах. Таким образом, создается благоприятная среда для последующего трудового обучения, для выполнения обучающимися опытов, наблюдений, определённых конкретных заданий
Обучающиеся школы VIII вида требуют особого внимания в сфере активации мыслительных процессов, поэтому я использую на уроках производственного обучения игровые формы, дискуссии, способ сотрудничества, творческие задания. На каждом уроке ставлю задачи перед обучающимися, направленные на развития анализа, синтеза, оценивания. Например, такие:
- 1. Соотнесите растение и плод, сравните различные виды почв, перечислите сорные растения, назовите растение по гербарию или иллюстрации, приведите примеры, аргументы о необходимости создания цветников, клумб в нашем городе;
- 2. Опишите, что вы чувствуете, когда видите красивое растение, покажите взаимосвязь между температурой, влажностью и ростом растений, объясните цель применения удобрений, объясните причины гибели растений;
- 3. Разложите по порядку семена, гербарий, классифицируйте газоны, объясните, как используются механические орудия в работе озеленителя, создайте свой проект сада;
- 4. Выберете то, что, что вам больше всего нравится, что вы думаете о составлении ряда букетов, опишите, какой сад вы бы хотели вырастить;
Помимо активизации мыслительных процессов, при выполнении заданий обучающиеся овладевают монологической речью, расширяется их словарный запас. Использование различных игр на моих уроках производственного обучения, стимулируют внимание, память, моторику. Это могут быть такие игры как «Угадай растение», «Какой я цветовод», «Садовник», «Найди такой же лист (цветок, семечко)», «Найди растение по рисунку», «Домино (с изображением деревьев, кустарников), «Сопоставь дерево и плод» и пр.
Использование мной индивидуально – личностного подхода, соединение академических знаний и практических умений, использование обширного количества дидактического материала, комплекса коррекционно – развивающих упражнений позволяют достичь цель обучения профессии «Рабочий зеленого хозяйства» – профессионально ориентировать воспитанников, готовить их к самостоятельной жизни через социальную и трудовую адаптацию, а также прививать уважение к человеку и окружающей среде, обладать экологической культурой, решать в комплексе задачи экологического, эстетического воспитания, профессионального обучения.
Библиографический список:
1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.:Просвещение, 1973
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.
3. Дидактика средней школы. Под ред. Скаткина М.Н. 2-е изд. М., 1982
4. Куписевич К.А. Основы общей дидактики. М., 1986.
5. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980
6. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: /Олигофренопедагогика/ Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 2000.-272с.
7. Плаксина Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей снарушениемзрения. Учебное пособие. М-199