Использование проектной деятельности на уроках математики, геометрии
Содержание
Введение
Глава 1 Организация и содержание проектной деятельности
Роль проектной деятельности в образовании и воспитании современного школьника
Что такое проект?
Виды классификации проектов
Глава 2 Воспитание патриотизма на уроках математики
2.1 Особенности патриотического воспитания при изучении математики
2.2 Военно-патриотическое воспитание учащихся через содержание учебного материала на уроках математики
Глава 3 Метод проектов на уроках математики и во внеурочное время
3.1 Проектная деятельность на уроках математики3.2. Использование проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности
3.3. Внеклассная проектная деятельность (из материалов ФГОС нового поколения)
Исследовательская часть
Заключение
Список литературы
Всякое знание остается мертвым,
если в учащихся не развивается
инициатива и самодеятельность
Н.А.Умов
Введение
В настоящее время в нашем государстве остро встал вопрос о патриотизме. Не многих людей можно назвать патриотами своей Родины. Патриотизм - это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. На протяжении всего исторического пути, который был пройден Россией, россияне не раз доказывали, что их жизнь неразрывно связана с благополучием их Отчизны. Самым ярким выражением патриотичной любви к своей стране стала Победа в Великой Отечественной войне. Не было ни одного человека, которому была безразлична судьба России. Ни ради славы, а по велению сердца, по долгу за народное счастье воины при выполнении боевого задания шли на риск, совершали бессмертный подвиг и становились героями. Каждый человек, кто шел под пули, снаряды и бомбы, кто каждую минуту смотрел смерти в глаза, шел с одной мыслью - отдать все свое мастерство, а если потребуется, и жизнь во имя того, чтобы жила и процветала любимая Родина, был свободен и счастлив русский народ. Своей храбростью, мужеством и героизмом воины изумляли мир. Преодолевая огромные трудности и лишения, люди отдавали все для защиты Отечества. После победы над фашистской Германией российский народ в кратчайшие сроки залечил раны войны и во много раз увеличил экономический потенциал своей страны. Но прошли десятилетия, и поколение 90-х годов стало полной противоположностью старшему поколению. Обычаи и традиции народа стали уходить в прошлое, а ведь их сохранение так важно, потому что любовь к Родине зарождается в душах людей, как правило, через призму истории и культуры родного народа. Современная молодежь практически не интересуется культурным и историческим наследием своих предков. А для того, чтобы она росла и процветала необходимо развитие идеи патриотизма в молодежной среде.
Сейчас чувство патриотизма у современной молодежи отличается от того, каким оно было в XX веке. У молодых людей другие ценностные ориентиры. Что же нужно делать? Как воспитать чувство патриотизма у современной молодежи?
Воспитывать чувство патриотизма можно не только на внеклассных мероприятиях и занятиях гуманитарной направленности, но и на уроках математики. Одной из форм организации учебной деятельности являются учебные проекты, позволяющие формировать у учащихся способность к осуществлению практической деятельности - способность определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты. Этот метод способствует формированию у учащихся следующих умений: составлять план работы по выполнению проекта, разбиваться на группы, распределять роли внутри группы, определять сроки выполнения проекта, определять необходимые для реализации проекта материалы, данные и выяснять места, откуда они будут браться, обобщать полученную информацию, представлять результат проделанной работы.
Метод проектов активно используется на уроках, в системе дополнительного образования и во внеурочной деятельности. За последние десять лет данный метод как общепедагогическая технология стал предметом многих исследований. Информация по данному методу имеется в педагогической и методической литературе. В работах Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель, И.К. Баталиной. М.А. Барсуковой, С. Шишова раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников; Г.В. Нарыковой, Е.А.Гилевой, Ю.С. Егоровым, Е.В. Клоковым Н.Мансуров охарактеризованы этапы учебного проекта, роль учителя на каждом из них; И.Д. Чечель, С. Лернер предложили различные подходы в оценивании проектной деятельности. Наконец, Е.С. Полат, М.В. Игнатьевым, М.А. Барсуковой, Н.И. Заикиной, Е.А. Адаричевой рассмотрены особенности проектной деятельности на уроках математики. Анализ состояния школьной практики формирования проектной деятельности учащихся, в том числе при изучении информатики, позволяет сделать вывод о том, что современная школа не в полной мере реализует педагогический потенциал метода проектов как личностно ориентированной технологии обучения. Актуальность выбранного направления исследования подтверждается противоречиями, выявленными в сфере школьного образования. Это противоречия между необходимостью формирования у школьников умений, воспитанием патриота, которые развиваются в процессе осуществления проектной деятельности, и недостаточным уровнем освещенности этого материала в методической и педагогической литературе.
Проблема заключается в необходимости выявления педагогических условий формирования умений, необходимых для осуществления проектной деятельности школьников в обучении математике.
Объект исследования – воспитание патриотизма на уроках математики.
Предмет исследования - проектная деятельность школьников при обучении математике.
Цель исследования: показать, как в результате проектной деятельности на уроках и внеклассных мероприятиях по математике осуществляется воспитание личностных качеств, в том числе и патриотизма.
Методы исследования:
- анализ литературы
- конспектирование
- реферирование
- проектирование
- исследовательская работа
Глава 1 Организация и содержание проектной деятельности
Роль проектной деятельности в образовании и воспитании современного школьника
В настоящее время мы наблюдаем, стремительные изменения в обществе, которые требуют от человека новых качеств. Формирование этих качеств возлагается на образование. Именно в школе закладываются основы развития думающей, самостоятельной личности, предусматривается достижение учебных и воспитательных задач:
развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;
формирование аналитического и критического мышления учащихся;
выявление одаренных учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;
воспитание целеустремлённости системности в учебной деятельности;
помощь в профессиональной ориентации;
самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.
Именно проектно-исследовательская деятельность даёт новые возможности для решения этих задач. В ходе проектной деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они ещё и учатся тому, как самостоятельно в современной жизни приобретать эти знания.
Что такое проект?
Понятие «проект» прочно вошло в школьную жизнь, но еще не осмыслено до конца. Однако ясно одно: проект как вид деятельности перспективен, многогранен, эффективен. Что же такое проект?
Проект – это метод обучения, который может быть использован при изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Проект формирует большое количество умений и навыков и дает школьникам необходимый опыт деятельности. Проект – это форма организации учебного процесса. Он может стать альтернативой классно-урочному обучению. Кроме того, проект – это философия результатов и достижений.
Основные требования к учебному проекту
Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы – исследовательской, информационной, практической.
Планирование действий по разрешению проблемы. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных.
Поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.
Результатом работы над проектом является его продукт, который создается участниками проектной группы.
Презентация и защита готового проекта.
Создание проектной папки, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, отчеты и др.
Таким образом, любой проект, независимо от типа, имеет одинаковую структуру:
Проект проблема конечный продукт презентация продукта Обязательное требование: каждый этап над проектом должен имеет свой конечный продукт!!!
Виды классификации проектов
По доминирующей деятельности учащихся
1) Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников, который может быть использован в жизни класса, школы, района, города и др. Форма конечного продукта при этом разнообразна – от учебного пособия до пакета рекомендаций. Ценность проекта - в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.
2) Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
3) Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в сети Internet.
4) Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театральные постановки, спортивные игры, произведения изобразительного и прикладного искусства, видеофильмы, радиопередачи и др.
5) Ролевой проект. Разработка и реализация подобного проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью создания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого конца.
По комплексности
1) Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник. Монопроекты могут быть литературно-творческими, естественнонаучными, экологическим, лингвистическими, культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными. Интеграция осуществляется лишь на этапе подготовки продукта к презентации: например компьютерная верстка альманаха, музыкальное оформление спортивного праздника.
2) Межпредметные проекты выполняются только во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Например, проект по теме «История дуэли и ее отражение в русской литературе» требует одновременно исторического, литературного, культурологического и психологического подходов.
По характеру контактов
Внутриклассные
Внутришкольные
Региональные (в пределах одной страны)
Международные
Последние два типа проектов являются телекоммуникациооными, поскольку требуют взаимодействия участников в сети Internet и, следовательно, задействования средств современных компьютерных технологий.
По продолжительности
1) Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока.
2) Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков, которые используются для координации деятельности групп учащихся. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется вне урока.
3) Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы с внеклассными.
4) Долгосрочные проекты могут выполнятся как в группах, так и индивидуально. Весь цикл реализации годичного проекта – от определения темы до презентации – выполняется во внеурочное время.
Глава 2 Воспитание патриотизма на уроках математики
2.1 Особенности патриотического воспитания при изучении математики.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Воспитание в процессе обучения – это только часть целостной воспитательной системы школы. На уроке в какой-то мере воспитание осуществляется посредством четырех факторов:
1) через содержание образования;
2) через методы и формы обучения;
3) через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;
4) через личность самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени).
Каждому человеку важно знать, какими были и как жили его давние и недавние предки, что довелось испытать и пережить народам нашей Родины на протяжении прошедших веков. Прошлое народа, страны, человечества изучает наука история. Однако познакомить учащихся с некоторыми страницами, фрагментами, эпизодами из отечественной истории можно и на уроках математики, и они приоткроют бездонный колодец времени, познакомят с деяниями известных и безвестных людей, собиравших, обустраивавших и защищавших свою землю. Поведают о том бесценном наследии, которое былые поколения оставили нам, их потомкам.
Этой же особенностью математической науки в значительной мере объясняется и специфика задач, встающих перед учителем математики, который хочет использовать преподавание своей науки в воспитательных целях. Ясно, что и здесь стоящая перед ним задача труднее, чем в случае большинства других наук.
Задачи в обучении математике выполняют различные функции – обучающие, воспитывающие, развивающие, контролирующие. Ознакомление с математическими фактами, разбор и усвоение математических теорем, выведение формул, решение значительного количества упражнений развивают способности человека и оказывают известное влияние на развитие математического мышления учащихся. Однако только этими средствами задача математического развития и воспитания в той мере, в какой это требуется в современных условиях, не может быть обеспечена.
Именно на первой ступени (начальная школа) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинает формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества.
Анализ учебных программ учебников для начальной школы позволяет сделать вывод о том, что в содержании каждого учебного предмета заложены возможности для осуществления патриотического воспитания.
2.2. Военно-патриотическое воспитание учащихся через содержание учебного материала на уроках математики
Патриотический долг учащихся в период обучения в школе – учиться на “хорошо” и “отлично”, закаляться физически, воспитывать в себе моральные и волевые качества гражданина России. От защитника Родины требуются глубокие знания точных наук: физики, математики, электроники, кибернетики.
Я хочу остановиться на некоторых моментах, дающих возможность использовать процесс обучения математике в военно-патриотическом воспитании учащихся.
Каждому учителю известно, что обучение должно быть эмоциональным и возбуждать положительные эмоции. Как показывает практика, на уроке создается благоприятная эмоциональная обстановка, если перед изложением нового материала провести 2-3-минутную увлекательную беседу (там, где это диктуется программой) о значении математики в жизни. Во время проведения уроков я рассказывала о роли ученых-математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны в годы Великой Отечественной войны. В этот период их научные исследования были направлены на решение проблемы обороны страны. Так, в 8-м классе при прохождении темы “Таблица квадратов и квадратных корней” я предоставила школьникам информацию о штурманских таблицах, разработанных сотрудниками математического института Академии наук СССР и широко применявшихся во время войны в авиации дальнего действия. Ни в одной стране не было штурманских таблиц, равных этим по своей простоте и оригинальности.
Так же знакомила с таблицами для определения местонахождения судна по радиопеленгам, подготовленным коллективом математиков под руководством академика С.Н.Бернштейна, и о Большом астрономическом ежегоднике на 1943, 1944, 1945 годы, созданном учеными Ленинграда в суровых условиях блокады и имевшем очень важное значение для авиации, флота и артиллерии. В 6 классе при изучении темы «Координатная плоскость», я вела беседу не только о шахматах и игре в морской бой, которые рекомендованы авторами учебника, но и о роли изобретений наших академиков в победе над фашизмом.
В последнее время большое внимание уделяют изучению учащимися элементов теории вероятностей. В связи с этим я говорила о том, что работы академика А.Н. Колмогорова и его учеников в области теории вероятностей использовались во время войны для нахождения самолетов и подводных лодок противника. Исследования А.Н. Колмогорова в области теории стрельбы помогли увеличить эффективность огня артиллерии.
Большое значение в военно-патриотическом воспитании учащихся имеют работы по укреплению военно-морского флота выдающегося советского математика и педагога академика А.Н. Крылова. Его труды по теории непотопляемости и качки корабля широко использовались нашими военно-морскими силами во время войны. Об этом я вела беседу при прохождении темы “Приближенное значение числа” в 5-м классе и темы “Приближенные вычисления” в 8-м классе, а также учащиеся писали рефераты о деятельности Крылова. Также сообщила учащимся о роли ученых-математиков М.В.Остроградского и П.Л.Чебышева в развитии военной техники. Большую работу проводят наши ученые-математики в разработке теории вычислительных машин, имеющей широкое применение в военной и космической технике. Таких примеров о деятельности ученых-математиков, научные исследования которых связаны с обороной страны, можно привести очень много.
Многие математики, защищая Родину, погибли. Память о них должна быть вечной. Те, кто остался в живых, и после войны занимался обучением и воспитанием молодежи. Например, по учебнику “Алгебра”, автором которого является участник войны А.Н. Барсуков (1891 -1958), обучалось не одно поколение учащихся с 1956 по 1973 г.
Мы, учителя математики, можем оказать немалую услугу будущим воинам, рассказав им о применении математики на военной службе. Ученики должны знать, что твердое знание предмета необходимо для овладения основами военной техники, военного искусства, многими профессиями, нужными в армии.
Действенным средством военно-патриотического воспитания в процессе преподавания математики является решение соответствующих задач. Вопросы, связанные с оборонной тематикой, могут найти свое отражение во всех классах средней школы. Так, в 5-м классе при изучении таких тем, как “Отрезок”, “Длина отрезка”, “Угол”, “Измерение углов”, “Построение треугольников”, “Масштаб”, мною было приведено много примеров, показывающих применение этих понятий в жизни. Полезно отметить, что хорошее знание как этих, так и других вопросов программы и умение применять их на практике необходимы при проведении военизированной игры “Зарница”; без них нельзя обойтись на службе в рядах Российской Армии, так как навыки ориентирования на местности, определения расстояния до объектов на глаз и по карте необходимы не только командиру, но и каждому рядовому воину. Решение задач на военную тематику способствует воспитанию чувства гордости за свою Родину, за труд ученых, инженеров и рабочих, создавших боевую технику.
Перед праздником Победы надо стараться настроить ребят на героический лад, и даже обычные тренировочные задания связать с рассказом о тех великих испытаниях, которые прошел наш народ, защищая свою Родину.
В качестве примера рассмотрим задачу: Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос.
Например:
218+569+349+282=1418
474+569+349+26 =1418
В послевоенное время в нашей стране шло восстановление народного хозяйства. Советский народ залечивал раны войны, и люди обеспечивались продовольствием по карточкам, введенным еще в военное время. Служащим выдавалась хлебная карточка в 300 г, а рабочие получали в сутки 500 г хлеба. Долго и трудно шли к хлебному изобилию. Трудами миллионов людей пришел в наш дом хлебный достаток.
Конечно, это теперь история. Но напрашивается вопрос: нужно ли вспоминать эти далекие годы? Нужно и необходимо! На просторах России, восставшей из пепла и залечившей тяжкие раны войны, выросло и возмужало поколение людей, которое не знает, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, и которым неведомо сегодня чувство голода. Но мы должны знать и помнить об этом. И для того, чтобы оценить подвиг предшественников, и для того, чтобы дорожить достигнутым.
При подготовке к игре “Зарница” можно предложить задачи следующего характера: “Отряд разведчиков, выйдя из некоторого пункта А, прошел 250 м по азимуту 102 градуса, потом 350 м по азимуту 183 градуса, затем еще 350 м по азимуту 325 градусов. По какому азимуту и сколько метров необходимо пройти отряду разведчиков, чтобы вернуться в пункт А? Сделать план в масштабе 1:2000”.
Большое воспитательное значение имеют:
тематические вечера;
выпуск стенгазет, посвященных великим ученым-математикам, к установленным в стране праздникам военных профессий (День Защитников Отечества, День танкиста, День Воздушного флота и другие);
встречи с представителями этих профессий.
Такой подход поможет учащимся ознакомиться со многими военными профессиями и будет служить профориентационным целям.
Глава 3 Метод проектов на уроках математики и во внеурочное время
3.1 Проектная деятельность на уроках математики
Проектная деятельность внедрялась в школы уже в тридцатые годы ХХ века, однако этот опыт не дал положительных результатов. Причин несколько. Теоретически проблема не была исследована в достаточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организационных форм работы. Идея, спущенная сверху, не воспринималась учительством как нечто необходимое и важное для образования учащихся. В результате идея проектной методики не получила своего развития и прекратились исследования в этом направлении.
В XXI нельзя допустить, чтобы эта идея вновь оказалась несостоятельной. Именно осмысление и применение этого метода в новой учебной, социально-культурной ситуации, в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой технологии в педагогике, которая позволит эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в современном обществе, к меняющимся условиям жизни, правильно будет ориентироваться в выборе профессии и будет жить творческой жизнью.
Главные цели введения метода проектов на уроках математики:
показать умения отдельного ученика или группы обучающихся использовать приобретенный на уроках математики в школе исследовательский опыт;
реализовать свой интерес к предмету математики; приумножить знания по математике и донести приобретенные знания своим одноклассникам;
продемонстрировать уровень обученности по математике; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;
подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.
Организуя работу над проектом на уроках математики важно соблюдать несколько условий:
1. Тематика проектов должна быть известна заранее. Учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов, фактов из истории математики и жизни ученых математиков, подходов и решений тех или иных проблем, например:
Темы из курса «Математика-5» (независимо от авторов учебника)
№ п/п |
Тема: |
Кол-во часов |
Исследование |
1 |
Натуральные числа |
2 |
Когда возникли, первые обозначения, разряды, классы. |
2 |
Отрезок. Длина отрезка |
2 |
Мера длины в разных странах, сравнение с мерой длины в России |
3 |
Площади и объемы (вся тема) |
12 |
Единицы измерения площадей, когда возникла метрическая система мер |
4 |
Обыкновенные дроби |
20 |
Почему возникла необходимость введения |
5 |
Десятичные дроби |
13 |
История возникновения, кто впервые ввел |
6 |
Микрокалькулятор |
2 |
Когда возникли первые вычислительные устройства |
7 |
Проценты |
5 |
Где, когда, зачем ввели, какова необходимость |
Темы из курса «Алгебра-7»
№ п/п |
Тема: |
Кол-во часов |
Исследование |
1 |
Уравнения с одной переменной |
7 |
История возникновения, решения каких уравнений дошли до наших дней |
2 |
Функции |
14 |
Самые оригинальные названия функций и их графики |
3 |
Формулы сокращенного умножения |
20 |
Когда возникли, какие формулы дошли и применяются в школьном курсе, а какие не применяются |
4 |
Решение систем линейных уравнений |
10 |
Способы, применяемые в школьном курсе и способы рассматриваемые в инженерии |
5 |
Исторические сведения об ученых математиках |
Вне урока |
Какие открытия и решения применяются в курсе 7 класса, какие открытия и способы решения будут применяться в старшем звене. |
Темы из курса «Геометрия 7»
№ п/п |
Тема: |
Кол-во часов |
Исследование |
1 |
Начальные геометрические сведения |
7 |
История возникновения планиметрии, основные фигуры, аксиоматика, терминология |
2 |
Взаимосвязь признаков равенства произвольного и прямоугольного треугольников |
5 |
Что такое признаки, кто ввел, как использовались прямоугольные треугольники в древности, связь признаков |
3 |
Сумма углов треугольника |
3 |
Кто открыл, какие версии существовали в планиметрии |
Выполнение вышеизложенных проектов предполагает информационный диапазон, связь между предметами школьного курса. Желательно, чтобы ученик или группа выбрала тему самостоятельно. Обоснование мотива выбора необязательно.
2. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.
3. Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом уровня его математической подготовки.
Ученик (или группа учащихся) подчеркивает актуальность темы проекта для общественной жизни, для расширения познавательного и образовательного уровня тех, кто будет знакомиться с результатами исследования, желание и возможность раскрыть и развить тему интересно для своих одноклассников, для коллектива учителей своей школы или за ее пределами. Следующий этап предполагает формулировку проблемы, которые ученик выбрал для исследования. К этому моменту он уже продумал и осмыслил тему, прежде чем самостоятельно определить вопросы, ориентирующие на примерное содержание его работы. Может и быть такое, что ученик полностью не справится с такой работой, но тут и должен прийти на помощь учитель (или более сильные одноклассники).
Следующая ступень в организации проектной деятельности на уроках математики предполагает, что участники разных проектов обсудят конкретные проблемы исследования, уточнят или даже изменят формулировку своей темы, наметят сроки выполнения. В процессе обсуждения выявляется эрудиция участника проекта, их математический кругозор, знание ими других источников кроме учебника. Также важно на этом этапе и участие тех детей, которые не выбрали проект. На данном этапе они чувствуют свою причастность к исследовательской деятельности, расширяют круг своих знаний по математике. Полезны также промежуточные отчеты учащихся по проектам. В дискуссии по коллективному проекту обязательно выслушивается мнение каждого участника. Это покажет учителю одинаковый ли уровень подготовки обучающихся, не возникнут ли в процессе исследовательской деятельности разногласия, которые будут тормозить ее выполнение. Далее идет полностью работа с информативным материалом.
Проекты могут оформляться в письменном виде и путем публичной защиты. Объем письменно оформленных проектов по математике может быть различным, в зависимости от типа проекта и времени его выполнения, в зависимости от количества графического материала, рисунков, таблиц исследования и т.д. Меньшим, как правило, бывает объем краткосрочного проекта. Он охватывает небольшой круг вопросов. Например, при изучении темы «Симметрия» по геометрии 8 класса, была предложена тема исследования «Симметричные здания города Уфы». Это монопроект, на который отводится только несколько дней. Потому на подготовку и защиту данного проекта отводится мало времени и проект был защищен в устной форме с помощью презентаций, представленных в форме слайдов. Однако и устно защищаемый проект должен быть зафиксирован в какой - то форме у исследователя. Это может быть и план, и тезисы, и конспект проблем. В данном случае с «Симметричными зданиями» – это презентация.
В любом случае проектная методика предполагает самостоятельную работу ученика с источниками информации. Как же работать с источниками? В начале учащийся должен при беглом просмотре источника определить – имеет ли отношение информация к проблематике проекта. С этой целью читается название книги, просматриваются схемы, формулы, таблицы и т.д. Если источник заинтересовал ученика, он должен переходить к чтению с полным пониманием. Таким образом, путем разных стратегий отбирается важный исследовательский материал по выбранной теме. Вообще не нужно бояться данного этапа. Именно на данном этапе снимаются все трудности: ученики сопоставляют план изложения материала, в котором отражен прогноз результатов исследования, излагают свои знания, соображения, идеи по проблеме. Далее на каком-то уроке можно провести предварительную апробацию написанного проекта.
Итак, мы видим ведущую линию в осуществлении проектной деятельности на уроках математики. Она состоит в том, чтобы выбрать тему проекта, выделить в ней проблемы, наметить направление и ход ее разработки, наполнить ее интересным материалом и содержанием, логически ее завершить, продемонстрировать свою эрудицию в предмете исследования. В процессе проектной деятельности по предмету математика расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес к предмету, формируется исследовательский навык. Ученик способный к такой исследовательской деятельности способен занять определенную жизненную позицию при оценке любой социальной ситуации. Опыт изучения проектной деятельности показывает высокий уровень обученности по математике, богатый словарный запас по предмету. У учащихся наблюдается формирование всех компонентов исследовательской культуры: мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация); умения и навыки работы с дополнительными источниками информации; умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.
3.2. Использование проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности
О роли воспитания патриотизма, о духовно – нравственном воспитании человека говорится в программах по математике новых ФГОС начальной школы, который определил качественно новую личностно-ориентированную развивающую модель массовой начальной школы, призванную обеспечить достижение многих целей:
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
- духовно-нравственное и эстетическое воспитание, воспитание патриотизма;
- освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления
разнообразных видов деятельности;
-сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Думаю, каждый учитель не раз задавал себе вопрос: почему снижается учебная мотивация школьников по мере их пребывания в школе? Все дети, когда идут в школу, хотят учиться, почему для ребёнка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в трудную, малопривлекательную работу?
Таким образом, противоречие между высокими требованиями к качеству знаний учащихся со стороны родителей, социальных заказчиков, с одной стороны, и, снижение интереса к учебе, в том числе и на уроках математики, с другой, предопределило для меня использование проектного обучения на своих уроках. Проанализировав ситуацию в классах, где веду математику, пришла к выводу: математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.
Для чего нужен метод проектов?
Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
Принимать самостоятельные аргументированные решения.
Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Из исследований ученых известно, что учащиеся удерживают в памяти:
- 10 % от того, что они читают;
- 26 % от того, что они слышат;
- 30 % от того, что они видят;
- 50 % от того, что они видят и слышат;
- 70 % от того, что они обсуждают с другими;
- 80 % от того, что основано на личном опыте;
- 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;
- 95 % от того, чему они обучаются сами.
Необходимость прогрессивных образовательных технологий – это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со временем их вырабатывает. И здесь можно пойти двумя путями:
создать собственную технологию;
перенять то, что открыто другими и адаптировать для себя и своих учеников.
Оптимальным для меня представился второй путь и над этим я работаю целый год. Математика + информатика + ИКТ = учебный проект. Такую формулу я пытаюсь воплотить на своих уроках. При изучении математики учащиеся осваивают инструмент для познания мира и человека, на информатике – умение применять ИКТ для обработки, передачи, хранения информации, а получаемый учебный проект и есть цель образования: научить детей получать знания, научить работать и зарабатывать на жизнь (компетенции), научить жить (бытие), научить жить вместе.
Первый этап в моей работе был направлен на изучение научно-методической литературы по исследуемой проблеме, которые необходимо знать для правильной организации работы. Необходимые теоретические сведения, которые помогли мне структурировать проектную деятельность: «Проектная деятельность в естественнонаучном образовании», «Теория и практика реализации личностно-ориентированного подхода в преподавании математики в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения», «Информационные технологии в образовании».
Второй этап позволил спланировать работу по экспериментальному обучению, а именно, повышению интереса, самостоятельности, активности учащихся на уроках, психологического благополучия и здоровья детей в учебной деятельности, повышению уровня использования наглядности и визуализации на уроке, повышению эстетической привлекательности урока, привлечению учащихся к использованию ИКТ при самоподготовке, повышению уровня математической грамотности.
В своей работе я использую групповые и индивидуальные, монопредметные и межпредметные, информационные и практико-ориентированные проекты. Так же применяю модель учебного занятия в режиме проектного обучения, используя технологию исследовательского проекта.
В связи с тем, что кабинеты не оборудованы интерактивным оборудованием, то все модели использования информационных технологий я рассматриваю с помощью собственного компьютера.
На третьем этапе – а именно на нём я сейчас нахожусь, идёт пополнение методической копилки уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ и проектных работ учащихся, распространение опыта в работе с учащимися нового набора.
Опыт работы, диагностики, анкетирования показали, что ИКТ – это технология не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного понимания метода проектов.
«Дорога та, что сам искал, вовек не позабудется».
Проект – это «пять П».
1) Наличие Проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. Метод проектов можно использовать в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач в рамках одного-двух уроков (мини-проекты или краткосрочные проекты). В этом случае тема проекта связана с темой урока или применением данной темы в различных жизненных ситуациях.
К примеру, для решения крупных задач (проблем) по математике, сложных для понимания вопросов использую крупные проекты, которые в основном выполняются во внеурочной деятельности. Данные проекты в основном направлены на углубление и расширение знаний по математике. Это так называемые среднесрочные проекты (макро-проекты), применяемые в основном во внеурочных формах работы (кружки, факультативы, элективные курсы).
Поле для выбора темы долгосрочных проектов по математике огромно.
Проект может быть связан с изучением какой-либо темы по математике, которая не изучается в школьной программе или с приложениями математики в науке и практике.
Примерами могут служить проекты по следующим темам:
1. «Геометрия вокруг нас» (5-7 класс)
2. «Числа вокруг нас» (5 класс)
2.Обязательное Планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения задачи.
Участников проекта я разбиваю на группы от 3 до 5 человек в зависимости от количества учеников в классе. В каждой группе распределяются роли: например, генератор идей, презентатор, дизайнер, критик, энциклопедист и др.
3.Поиск информации - обязательное условие каждого проекта. Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой работе.
4.Результат работы – Продукт. Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты. Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на уроке может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме и др. Ученики 5-6 классов сочиняют сказку или детективную историю по изучаемой теме.
Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в повседневной жизни. Например, расчет минимального количества необходимых продуктов и их стоимости, используемых семьей на протяжении месяца; расчет погашения банковского кредита и др.
Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты, эссе, электронные пособия, математические модели, мультимедийные продукты и т. д.
5. Презентация результатов - представление готового продукта. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую провожу в форме конкурса, выставки, презентации.
При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий. Учащиеся с интересом смотрят работы других и с помощью учителя учатся оценивать их.
В заключение провожу рефлексию. Предлагаю следующие вопросы для обсуждения: Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? Что в работе над проектом было наиболее интересным? Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали? Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее? Благодарю учеников и обязательно их награждаю, вручая диплом разработчика проекта, научного исследователя, лучшего дизайнера и т.д. Каждому из участников проекта ставлю отметку по математике за данную тему. Естественно, что этой отметкой является "пять". Положительные эмоции и успех учеников рождают желание работать дальше.
Метод проектов разрушает школьную рутину, а значит, повышается мотивация обучения учащихся:
интерес к предмету – 98%;
к практическому материалу – 87%;
к области знаний (шире школьного курса) – 42%;
желание общаться с педагогом по предмету – 97,8%.
Таким образом, на уроках математики осуществляются задачи, предъявляемые ФГОС нового поколения. Происходит привитие интереса к урокам, а так же воспитание патриота нашей Родины.
3.3. Внеклассная проектная деятельность (из материалов ФГОС нового поколения)
Основные термины и принципы работы над проектами.
Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
Направлены на достижение конкретных целей;
Включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
Имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
В определенной степени неповторимы и уникальны.
Цели работы над проектами в начальной школе:
Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности.
- способности доброжелательно и чутко относится к людям, сопереживать.
- формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управление ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости
-формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени.
-формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество.
-формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
Знакомство класса с темой
Выбор подтем (областей знания)
Сбор информации
Выбор проектов
Работа над проектами
Презентация проектов
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть опыт работы учителя по этой теме, богатство разнообразных источников информации по конкретной теме, желание реализовать какой – либо проект, связанный по сюжету с какой –либо темой.
При выборе подтемы учителю следует не только предложить большое число подтем, но и подсказать учащимся, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации – энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт – дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой – то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.
Возможные экскурсии – это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия (может оказаться, что там работает кто – то из родителей).
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из интернета.
После того, как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим, о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Итог работы над темой – собранная и систематизированная картотека по теме.
Проекты отличаются друг от друга:
Результатом:
- поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и так далее);
- мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и так далее);
Числом детей;
- индивидуальная деятельность (получаемый продукт – результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
- работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и так далее);
-коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой либо специализации и так далее);
Продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
Числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);
Набором и иерархией ролей;
Соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
Необходимостью привлечения взрослых.
Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и так далее).
Кроме того, если известно, что кто – то из детей умеет делать что – то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.
При распределении ролей в проектах помимо собственно пожеланий детей рекомендуется руководствоваться известными учителю способностями учащихся и их психологическими особенностями. Вопрос иерархии в проектах – вопрос деликатный и, с одной стороны, позволяет создавать благоприятные условия для развития лидерских качеств и умения сотрудничества в коллективе, а с другой – требует тщательного наблюдения за совместной деятельностью детей в ситуациях сотрудничества и подчинения (временного подчинения в рамках одного проекта). Особенно удачно, если такие наблюдения сможет осуществлять детский психолог.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточые этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление. Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол – персонажей. Некоторые проекты являются как бы самопрезентующимися – это спектакли, концерты, живые газеты и так далее. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением моделей, макетов, поделок, надо организовывать специальным образом.
Примеры проектов в рамках курса «Математика»
Тема: математические развлечения
Примеры подтем:
Игры с числами
Логические задачи
Старинные задачи
Логические игры
Невозможные рисунки
Магические квадраты
Фокусы с числами
Развертки
Примеры проектов:
Лист Мёбиуса
Бумажный домик с мебелью
Бумажные макеты транспорта (самолеты, корабли, машины)
Чемпионат класса по калаху (или другой логической игре)
Конкурс математических развлечений
Энциклопедия математических развлечений
Математический праздник
Тема: логические игры
Примеры подтем:
Шашки
Шахматы
Калах
Нарды
Уголки
Крестики – нолики (в том числе на бесконечной доске)
Морской бой
Логические игры в древней истории
Логические игры в книгах
Логические игры в фильмах
Забытые игры
Примеры проектов:
Чемпионаты класса по одной или нескольким играм
Комплекты для игр
Оригинальный стилизованный комплект шахматных фигур
Демонстрация коллекции одежды по шахматным мотивам
Книга о логических играх
Тема: математика вокруг нас
Примеры подтем:
Числа в пословицах и поговорках
Нумерация вокруг нас
Измерения (что меряют, чем меряют)
Единицы измерения в Древней Руси
Единицы измерения в других странах
Числа в спорте
Математика в раскрое одежды
Математика в торговле
Математика в строительстве
Математика в кулинарии
Математика в Древнем мире
Профессии, требующие хорошей математической подготовки
Примеры проектов:
Макеты зданий из простых геометрических тел
Конкурс на самый экономный раскрой
Книга о математике в Древнем мире
Кулинарный праздник «Пересчитанные рецепты»
Постановка по книге о числах
Коллекция самодельных измерительных приборов
Тема: шифры
Примеры подтем:
Способы шифрования текстов
Приспособления для шифрования
Шифрование месторождения
Книги и фильмы, в которых встречается шифрование текста
Книги и фильмы о поисках по зашифрованным картам
Передача тайного смысла в картинах
Передача тайного смысла в книгах
Акростихи
Передача тайных посланий с помощью СМИ
Знаки в шифровании
Примеры проектов:
Игра «Поиск сокровищ»
Конкурс дешифраторов
Создание приспособления для шифрования
Постановка по произведению о шифрах
Обзор способов шифрования
Тема: узоры
Примеры подтем:
Узоры в Древней Греции
Узоры в Древнем Риме
Узоры в Древнем Египте
Узоры в Древней Руси
Закономерности в узорах
Узоры на зданиях
Узоры на посуде
Узоры на посуде
Узоры на оружии
Узоры в оформлении книг
Магические узоры
Примеры проектов:
Вышивка с узорами
Энциклопедия узоров
Украшение класса узорами
Демонстрация моделей одежды с узорами
Выставка оружия с узорами и реконструкция боя
Коллекция керамической самодельной посуды с узорами
Исследование: «узоры в истории нашего края»
Коллекция узоров, созданных в графическом редакторе
Программа создания узоров на компьютере
Тема: стратегии
Примеры подтем:
Игры с выигрышными стратегиями
Стратегии в играх
Стратегии в спорте
Стратегии в компьютерных играх
Стратегии в жизни
Боевые стратегии
Стратегии в древности
Стратегия в рекламе
Примеры проектов:
Чемпионат по компьютерной игре в жанре «Стратегия»
Коллекция игр с выигрышными стратегиями
Альбом со схемами сражений, выигранных благодаря правильно выбранным стратегиям
Спортивные командные игры
Исследовательская часть.
Цель исследовательской работы: показать, как в результате проектной деятельности на уроках и внеклассных мероприятиях по математике осуществляется воспитание личностных качеств, в том числе патриотизма.
Мною было проведено анкетирование среди учащихся 5-7 классов на знание истории, героев, ценностей родного села, о связи математики с жизнью.
Результаты показали следующее:
Данные исследования показали, что учащиеся недостаточно знакомы с историей села, с ветеранами Великой Отечественной войны, с культурными ценностями и достопримечательностями села. Дети недостаточно осведомлены о связи математики с жизнью. Передо мной встал вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей личности и навыков исследовательской деятельности с целью развития духовно-нравственного потенциала школьников, воспитания в них чувства патриотизма.
В целях повышения интереса к истории села, к изучаемому предмету, я предложила ребятам провести исследовательскую работу.
Одним из наиболее популярных для меня методов обучения стал метод проектов, который изначально понимался как организация специальной исследовательской деятельности учащихся в какой-либо практической области, а также как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся.
Для того чтобы ученики восприняли знания как действительно нужные, им необходимо было поставить перед собой и решить значимую для них проблему, взятую из жизни. В нашем случае это проблема незнания истории родного края. Далее нужно было применить для ее решения определенные знания и умения и получить в итоге реальный, ощутимый результат.
Для начала я стала использовать на уроках презентации. Результат превзошел все мои ожидания – дети увлеклись, загорелись, и когда я спросила, хотели бы они сами попробовать создать нечто подобное, то получила согласие большинства ребят.
Я рассказала ребятам о методе проектов. Что это такое - проект, какие проекты бывают, последовательность работы и способы представления проектов. С этого момента мы начали активную работу. Учащимся предложила тему проекта, которая на тот момент была важна для них «Село Осиповка в годы Великой Отечественной войны и в мирное время языком цифр».
В ходе разбора и обсуждения проекта был разработан план действий. Совместно с учащимися была поставлена цель и определены задачи.
Цель:
Воспитать у учащихся нравственно-патриотические чувства в процессе знакомства с родным селом и любви к своему родному селу, расширение кругозора.
Задачи:
1. Расширить и углубить знания детей о своем селе, его истории, достопримечательностях, богатствах, людях- тружениках.
2. Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатства села, воспитывать уважение к труду - односельчан, создающих красивое село.
Ребятами был проведен опрос среди учащихся школы на знание истории, героев-односельчан, ценностей села и подведены итоги.
В ходе поиска информации ребята посетили школьную и сельскую библиотеки, где им предоставили материал об истории села, папку о героях Великой Отечественной войны. Также дети побывали в сельском доме культуры, где рассказали о ветеранах Великой Отечественной войны, дали прочитать истории ветеранов о том, как они воевали. Сходили в сельский совет, где узнали количество человек ушедших на фронт, и количество вернувшихся живыми в село и много интересного для проекта.
Следующий этап состоял в уточнении, количественном анализе собранной информации, формулировке выводов. Ребята выбирали материал, который им действительно был необходим для осуществления проекта. Составили презентацию.
Завершающий этап в работе - представление готового продукта. Данный проект ребята защитили перед аудиторией школы. При защите учащиеся демонстрировали и комментировали глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняли полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности.
Учащиеся и преподаватели прислушивались к каждому предложению, произнесенному авторами проекта. В конце презентации, аудиторией были заданы интересующие их вопросы, на которые они получали полные ответы.
В декабре 2012 года данный проект был представлен перед студентами и преподавателями Благовещенского педагогического колледжа ученицей 5 класса Тоймурзиной Анастасией и получил высокую оценку.
Воодушевившись успехами, мы провели фестиваль «Все вокруг нас - геометрия» среди учащихся тех же 5-7 классов, но уже на конкурсной основе. Каждый класс должен был разработать и защитить проект, рассказать о традициях, костюме, спеть национальную песню, но обязательным условием было то, что во всем этом нужно было найти связь с геометрией.
Через месяц ребята защитили свои проекты. Жюри оценило то, что даже в песне, ребятам удалось найти связь с геометрией.
В конце 3 четверти было проведено повторное анкетирование. Результаты показали следующее.
- во время работы над проектами ребята смогли узнать много нового и познакомиться с историей села, узнать о героях Великой Отечественной войны нашего села, о достопримечательностях.
- учились работать с дополнительной литературой и занимались поиском новой информации в Интернете.
-составлять математическую модель полученной информации.
- учились грамотно и эстетично готовить презентацию проекта.
- воспитывали в себе умение слушать товарищей и оценивать другие проекты (некоторые из этих проектов оказались более глубокими и содержательными по сравнению с их собственными), что немаловажно.
- развили интерес к проектной деятельности.
- учились работать в коллективе.
- научились самостоятельно планировать свою деятельность.
-осознали то, что нужно с уважением относиться к окружающим тебя людям, беречь то, что создано односельчанами, быть патриотом своей родины как большой, так и малой.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что уроки и внеклассные мероприятия с использованием новых технологий, а именно технологии проектов, школьникам понравились. На них ученики учатся не только применять умения и навыки, полученные на уроках математики, но и сами активно включаются в познавательную деятельность, знакомятся с реалиями современной жизни, учатся активизировать свое творчество и индивидуальность, учатся применять математические знания на практике.
Для меня результат такой работы также немаловажен: мои ученики научились самостоятельно добывать новые знания, анализировать нестандартные ситуации, систематизировать поиск решений, закреплять полученные знания, развили себя.
Заключение
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться (учить себя) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!
В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Материалы ФГОС второго поколения начальной школы направлены на формирование универсальных учебных действий (учебные, поисковые, коммуникативные, личностные). Проведенная нами в рамках исследования работа показала, что именно проектная деятельность позволяет сформировать не только учебные действия, но и все метапредметные учебные действия.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Воспитание патриотизма - одно из важных направлений духовного развития личности школьника.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования. В процессе создания проекта регулятивные действия определяют ход всей работы, а значит, и ее качественный результат.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Весь ход работы над проектом сопровождается познавательными действиями его участников.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Поскольку при создании проектов дети работали в микроколлективах, то их умелые коммуникативные действия способствовали результативности проекта.
Как мы видим, овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению, в том числе и в области математики.
Таким образом, мы доказали, что проектная деятельность при обучении математике, а именно проектная деятельность, направленная на воспитание патриотизма средствами математики, одновременно способствует решению не только учебных, но и универсальных учебных (метапредметных) действий, требуемых ФГОС нового поколения.
Литература
Денисова Н.А. Технология проектного обучения как средство успешного освоения детьми социокультурного опыта в системе дополнительного образования. – ж. Дополнительное образование и воспитание, № 10, 2007.
Методический журнал «Работа социального педагога в школе и микрорайоне», № 5, 2009.
Мелехина С.И. Развитие познавательной активности школьников в проектной деятельности. – научно-методический журнал «Школа и производства», № 1, 2006.
Новиков А.М., Новиков Д.А. Проект как цикл инновационной деятельности и организация практической образовательной деятельности. – ж. Инновационные проекты и программы в образовании, № 5, 2009.
Организация проектной деятельности в школе: система работы/ авт.-сост. С.Г.Щербакова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
Петров А.В., Ярославова Г.Д. Опыт организации проектной деятельности. – научно-методический журнал «Школа и производство», № 8, 2008.
Понамарева И.П. Формирование проектной культуры младших школьников в процессе освоения опыта творческой деятельности. – научно-методический журнал «Методист», № 6, 2009.
Проектный метод в деятельности школы: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина. – М.: АРКТИ, 2010.
Хромов А.А., Хромов А.И. Методическая система обучения школьников проектной деятельности. - научно-методический журнал «Школа и производство», № 8, 2008.
ФГОСhttp://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223
Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей/ авторы – составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина и др. – 2 изд., М.:АРКТИ, 2003
Рослова Р. Успехи к популяризации//Математика.-2011.-№6.-с.3.
Иванова Л. П. Проектная деятельность на уроках математики// Начальная школа. – 2007.-№3.- с.37-39
Перли С.С., Перли Б. С. Страницы русской истории на уроках математики. - М., Педагогика – Пресс,1994.
Поташник М. М. Требования к современному уроку. – М., Центр педагогического образования, 2007.
http://pedsovet.su/load/240-1-0-5227
http://blog.topevent.ru/tag/blaster/#Scene 1
http://festival.1september.ru/articles/410751/
http://festival.1september.ru/articles/553067/
http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=25609
http://sch2000.ru/perspektiva/
http://referatwork.ru/refs/source/ref-3726.html
http://studmonster.ru/pedagogika/6720-issledovatelskaya-deyatelnost-shkolnikov.html
http://matematikagpl.ucoz.ru/index/proektnaja_dejatelnost/0-26
http://www.openclass.ru/node/247559