Научно-исследовательская работа «Использование нелинейного синтаксиса в рекламных текстах»

1
0
Материал опубликован 13 December 2018 в группе

Муниципальный конкурс исследовательских работ «Шаг в науку»

 

Секция ЛИНГВИСТИКА

 

 

Тема: Использование нелинейного синтаксиса в рекламных текстах.

                                          

 

                                                              Выполнила: ученица 9 «В»

                                                  МОУ «СОШ № 2 п.Карымское»   

                                                   

                                                                                                              Руководитель: А.Е. Клименко,

                                                                     учитель русского языка и литературы,

                                                                                         первой квалификационной категории,

                                                                                                           МОУ «СОШ № 2 п.Карымское»

 

 

2018 год

 

                                                        Краткая аннотация

 

   В настоящее время реклама прочно вошла в нашу жизнь, заняв в ней далеко не последнее место. А это значит, производители должны создавать такую рекламу, которая бы выделялась из общего фона и привлекала наибольшее внимание потенциальных покупателей и клиентов. Однако людей уже сложно удивить просто интересным названием или заголовком. Чтобы заинтересовать потребителей, необходим яркий, креативный подход. В целях привлечения интереса к рекламе придумывают необычные, яркие и оригинальные тексты, в создании которых задействуются самые разные приёмы, в том числе используется и нелинейный синтаксис.

 

 

                                                                  Аннотация

   Основная цель рекламы - передать информацию, сопровождая ее эмоциональным оформлением. Реклама должна затронуть интересы и установки потребителя, создать побудительные мотивы. Эффективность рекламы товара часто зависит от названия. Чтобы придумать оригинальное, яркое, запоминающееся название, часто используются нестандартные способы и приёмы, например, нелинейный синтаксис. Нелинейный синтаксис выполняет очень важную роль, он помогает привлечь внимание потребителя к рекламному тексту.

   Цель данной работы – проанализировать специфику использования нелинейного синтаксиса в рекламных текстах.

   Для написания работы был использован описательный метод и его приемы: прием анализа языкового материала, прием классифицирования языковых единиц.

    В результате исследования были сделаны следующие выводы:

нелинейный синтаксис активно используется в СМИ, рекламе, в интернет-пространстве для того, чтобы прорекламировать какой-либо товар, услугу, идею, название фирмы и др. Использование нелинейного синтаксиса позволяет привлечь внимание читателя и зрителя, позволяет увидеть тот смысл, который, по мнению создателя рекламного текста, является важным. В памяти остаются яркие и запоминающиеся заголовки газетных статей, неординарные названия организаций.

В результате исследования была предпринята попытка классификации приёмов нелинейного синтаксиса.

   Проанализированный материал даёт возможность понять то, что данная тема пока ещё мало изучена, а значит, в будущем будет привлекать внимание лингвистов.

 

 

Научная статья

§1. Рекламная коммуникация.                

Реклама - это особая форма коммуникации, что оправдывает использование термина "рекламные коммуникации". Как известно, в самом общем виде в структуре коммуникации выделяют отправителя сообщения (коммуникатора), собственно сообщение, получателя сообщения (реципиента), а также комплекс отношений между отправителем и получателем. При этом мы можем говорить о различных видах коммуникации в зависимости от количества ее участников. По данному критерию реклама может быть отнесена, прежде всего, к массовой коммуникации, поскольку она направлена на широкие целевые группы потребителей товаров и услуг, используя с этой целью средства массовой информации.

Рекламная коммуникация подчинена определенной цели, сводящейся к изменению отношения или поведения потребителей. Рекламная информация может рассматриваться как массовая информация, как экономический инструмент, как психологическое воздействие, как культура или даже искусство.(1)

§2. Что такое рекламный текст.

Рекламные тексты – это тексты, направленные на продвижение или презентацию товаров, услуг, идей с целью увеличения их сбыта. Статья «на правах рекламы» в журнале, текст радиоролика или видеорекламы, описание товара на упаковке, текст на карточке товара в интернет-магазине, названия некоторых статей, афиши – все это примеры рекламных текстов.

Особенности рекламных текстов

-Лаконичность. Короткие предложения и абзацы. Простой синтаксис. Рекламные площади стоят дорого, будь то полоса в журнале или минуты в эфире, поэтому все лишнее из текста удаляется.

      -Конкретика. Отсутствие лирических отступлений, рассуждений, описаний общеизвестных фактов и др.

-Потребители не готовы уделять рекламе много времени и внимания, что требует от автора рекламного текста сразу переходить к сути.

-Обращенность к читателю. Вместо «мы» и «наш» используется «вы» («ты»), «ваш». Главная задача – объяснить, что покупатель получит от продукта. Текст строится с точки зрения выгод для потребителя.

-Одна центральная идея. Рекламный текст доносит до читателя всего одну мысль.

-Оригинальность. Текст должен привлекать и удерживать внимание читателя – а значит, быть интересным.

-Простота лексики. Язык рекламы ближе скорее к разговорной речи, чем, например, к научному стилю.

-Намеренное нарушение грамматических норм. Иногда составители рекламных текстов специально нарушают правила для создания определенного эффекта.

-Образность. Для рекламы характерно стремление создавать в сознании читателя определенные ощущения, образы, эмоции.

-Соответствие «духу» продукта / компании. Стиль рекламы должен соотноситься с философией компании. 

§3. Что такое нелинейный синтаксис.

Термин «Нелинейный синтаксис» предложен Т.В. Шмелевой в статье «Сегментация высказывания и слова» (3). Конструкции нелинейного синтаксиса могут быть интерпретированы как комплексы, выполняющие роль высказывания или его фрагмента. Это означает, что речь идёт об особой синтаксической технике, которая, в отличие от классической, держится не на линейном соединении графических элементов лексем и потому может быть названа нелинейной. Общий принцип нелинейного синтаксиса – дифференциация графического облика слова, обеспечивающая «вычитывание» в нем других слов и осмысление их смысловых отношений.

Для такой дифференциации используется, в первую очередь, различие строчных и прописных букв, а также русских и иностранных букв, использование символов и знаков вместо слов, подчёркивания и зачёркивания отдельных фрагментов, выделение текста цветом, шрифтом отличающимся от основного.

Особенностью этого синтаксиса оказывается его фактурная привязанность – он «работает» только в печатных текстах и результаты его работы не могут быть озвучены.

Таким образом, можно использовать определение нелинейного синтаксиса Т.В. Шмелёвой, дополнив его:

Нелинейный синтаксис – дифференциация графического облика слова, обеспечивающая «вычитывание» в нем второго слова (части слова) и осмысление их смысловых отношений.

Других толкований термина нет, а исследователи данной темы используют определение, данное Т.В. Шмелёвой. Данное явление изучается лингвистами не так давно, но внимание оно привлекает ввиду различных обстоятельств, например, при анализе графических средств речевого воздействия, подобное больше всего присуще рекламе, при анализе текстов из интернет-пространства, а также в СМИ.(4)

§4. Классификация конструкций нелинейного синтаксиса.

Конструкции нелинейного синтаксиса используются в рекламе, СМИ, интернете. Человек видит это каждый день на улицах города, данные конструкции привлекают его внимание, даже если он того не хочет. В памяти остаются яркие и запоминающиеся заголовки газетных статей, неординарные названия организаций. Человек невольно запоминает выделенную строчку. Таким образом, каждый из нас не раз сталкивался и сталкивается с конструкциями нелинейного синтаксиса.

Создатели рекламных текстов, слоганов используют различные необычные конструкции.

При анализе рекламных текстов основе теоретического материала можно выделить частные случаи использования нелинейного синтаксиса.

1. Выделение слова или фразы с помощью шрифта или прописных букв: «неШТАТная ситуация», «Комбинат РеклаМЫ», «КачестВО!» (качество – отличное, во! – в значении высокой оценки), «ЛАКомство для ногтей» (реклама отдела в парфюмерном магазине), «росКОШное издание» (так представляется книга Андрея Усачёва «333 кота» с иллюстрациями В.Чижова), «АМ!бар» (название бара в г.Красноярске), «паРАдаЙз» (название турбюро), «сюрПРИЗ» (магазин товаров для детей)Данные написания прочитываются как высказывания; происходит графическое изменение облика слова, в результате в одном слове прочитываются два, а иногда – целое высказывание.

2. Иноязычие – использование иноязычных слов внутри другого слова или предложения без перевода и траслитерации. Т.В.Шмелёва называет это средство ксенографией (ксено- чужеродный):

«Если у вас бесSONYца», «подRORDтило!», «FANTAстическая экзотика», «БЕСКОНЕЧНОЕ УДОVOLVСТВИЕ», «реVOLVOционный», «Хватит мечтать, пора обLADAть!», «SAABразно «Если у вас бесSONYца», «подRORDтило!», «FANTAстическая экзотика», «БЕСКОНЕЧНОЕ УДОVOLVСТВИЕ», «реVOLVOционный», «Хватит мечтать, пора обLADAть!», «SAABразно сезону»,  «SKLадываемый» (о модели «Мерседеса»), «ВеSELAя школа» ( акция магазина SELA к 1 сентября), «ЕЖЕweeka» (название периодического издания), «Подарки к ВаленTEAнову дню»(реклама чая), «CARенина»(реклама машин для женщин).

Следует обратить внимание на иноязычные сокращения: «закRUчивание гаек!», «пPRоба-2002»(название конкурса), «Я не WWWру.»(название рубрики).  

Самым популярным из таких слов является слово о кей: «БлинОК» (название кафе), «ПерекрёстОК» и «МастерОК» (названия магазинов), «НоготОК» (студия маникюра в г.Чита), «ЧайОК» (торговая марка), «GOOD ОК » (тариф мобильной связи), «ОКна» (название фирмы).

3. Написание слов с пробелом в нужном месте: «Всё по полам паркет ламинат» (газетная реклама магазина), «Пол Франции в рулоне» (реклама линолеума), «Топай по хорошему» (реклама ковролина). Данный приём  Т.В.Шмелёва называет «техникой пробела» (6).

4. Дефисация - повторение одной из букв слова для выражения силы эмоции и постановка дефиса между ними: «ГО-О-Л!»(телепрограмма на канале «Спорт»), «Дли-и-и-инные экономичные разговоры» (рекламный щит), «Рос-си-я! По-бе-да!» (заголовок).

5. Синграфемика – употребление внутри слова восклицательных знаков: «Тре!Бу!Ет!Ся!»

6. Преобразование орфографического облика слова: «РАЗОРРИЛИ И ОПОЗОРРИЛИ» (название статьи о новой постановке фильма о Зорро), «ПУТИшествие» (заголовок информационного листка о путешествии В.В.Путина в Японию), «ЛИГАлизация футбола» (заголовок статьи), «БРАССок на Юг» (информация о победах в плавании брассом), «ГАЗАвая атака» (о событиях в секторе Газа), «ГАРРИмычный», «ПоТТерялся мальчик», «ПОТЕРРянный мир» (заголовки статей о презентации книг Джоанн Роулинг о Гарри Поттере), «ПроСОЧИсь!» (слоган - предложение собирать бутылочные крышечки от PEPSI, чтобы выиграть путёвку в Сочи), «ЕвГЕНИЙ нашего времени» (заголовок статьи о фигуристе Евгении Плющенко), «БАЛЛУЕМ СВОИХ» (карта покупателя), «Stанцыя 75» (студия танцев, г.Чита), «Жыраф» (сеть магазинов в г.Чита)

7. Использование аббревиатур: «И мясо ВТОм числе» (заголовок статьи, посвящённой вступлению нашей страны в ВТО), «Всё ВАЗможно!», «Новые ВАЗможности», «Не откажитесь в безВАЗдушном пространстве».

Заключение.

Нелинейный синтаксис активно используется в СМИ, рекламе, в интернет-пространстве для того, чтобы прорекламировать какой-либо товар, услугу, идею, название фирмы и др. Использование нелинейного синтаксиса позволяет привлечь внимание читателя и зрителя, позволяет увидеть тот смысл, который, по мнению создателя рекламного текста, является важным. В памяти остаются яркие и запоминающиеся заголовки газетных статей, неординарные названия организаций.

В результате исследования была предпринята попытка классификации приёмов нелинейного синтаксиса.

Проанализированный материал даёт возможность понять то, что данная тема пока ещё мало изучена, а значит, в будущем будет привлекать внимание лингвистов.

 

                                                       План исследований

С развитием рыночных отношений в России в последние десятилетия получил мощное развитие рекламный бизнес. Первоначально отечественные специалисты использовали достижения зарубежных разработок по маркетингу и креативному решению рекламных кампаний, лишь в последнее время четко обозначилась тенденция к разработкам собственного, российского креатива. Возникла необходимостью анализа и описания особенностей рекламного текста. В этом и заключается актуальность данного исследования.

В основу настоящего исследования положена следующая гипотеза: предположим, что нелинейный синтаксис является средством привлечения внимания потребителя к рекламному тексту.

Задачи:

1. Собрать материал (языковые единицы) исследования.

2. Изучив литературу по данной теме, выделить характеристики нелинейного синтаксиса.

3. На основе литературы составить классификацию частных случаев использования нелинейного синтаксиса.

4. Выявить тенденции в применении нелинейного синтаксиса на основе проанализированного материала.

Научная новизна исследования работы заключается в том, что она выполнена на малоизученном материале, данный аспект организации рекламного текста практически не рассматривался.

Практическая ценность работы состоит в том, что результаты могут быть использованы в качестве материала для изучения актуальных проблем русского синтаксиса в школе, на факультативных курсах, при подготовке к олимпиадам по русскому языку.

Объект исследования: рекламный текст.                                                                                                                                  

Предметом исследования являются факты нелинейного синтаксиса в рекламных текстах.

Теоретической базой исследования стали электронные ресурсы https://knowledge.allbest.ru/marketing/3c0b65625b2ac78a4c53a89521216c27_0.html; http://www.philol.msu.ru/~rlc2007/abstracts/?sectionid=9; https://docplayer.ru/28347455-104-t-v-shmeleva-segmentaciya-vyskazyvaniya-i-slova-pamyati-moego-uchitelya-very-arsenevny-beloshapkovoy-v-god-eyo-90-letiya-t-v.html; http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/2640/2017_440305_ЛиМОЛ_ФИЛ_Шаврина_А_С_ВКР.pdf?sequence=1&isAllowed=y.

Специфика материала исследования и поставленные задачи определили выбор методов исследования: описательный метод и его приемы: прием анализа языкового материала, прием классифицирования языковых единиц, авторская картотека, составленная из рекламных текстов с использованием фактов нелинейного синтаксиса. Всего было найдено около 60 примеров.                      

Комментарии
Комментариев пока нет.