Научно-исследовательская работа на тему «Комплексный анализ текста. Определение темы и главной мысли текста»
Т.Ф.Сильченко
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
Определение темы и идеи текста
(в плане подготовки к единому государственному экзамену)
Обоснование проблемы
Единый государственный экзамен проводится с целью создания системы объективной оценки подготовленности выпускников общеобразовательных учреждений и абитуриентов, поступающих в ВУЗы и средние специальные учебные заведения.
Главная особенность ЕГЭ состоит в полноте охвата курса русского языка.
Экзаменационный тест проверяет:
1) знания о языке как системе (знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису);
2) речеведческие знания — текст: основная мысль, средства связи в нём; типы речи: повествование, описание, рассуждение; стили речи: разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, художественный; использование языковых средств в зависимости от темы текста, стиля и типа речи;
3) специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил);
4) орфографическую и пунктуационную грамотность;
5) владение нормами литературного языка: орфоэпическими, лексическими морфологическими, синтаксическими, стилистическими;
6) умение анализировать текст: проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста;
7) умение создавать собственный текст.
Комплексный анализ текста позволяет качественно подготовиться к ЕГЭ по всем семи пунктам (см. Таблицу 1).
Для установления единого тезауруса мы предлагаем остановиться на определении текста, предложенном В.В. Бабайцевой.
Текст - это сочетание предложений (простых и сложных), связанных между собой по смыслу и грамматически.
Это определение позволяет трактовать текст и как небольшое по объёму произведение, и как часть, отрывок из какого-либо произведения. В редких случаях текстом может быть и одно предложение. К тому же это определение дает возможности для отработки начальных знаний, навыков и умений анализа текста.
Планы комплексного и предварительного анализа текста
Филологический или комплексный анализ текста сочетает в себе литературоведческий и лингвистический анализ, причём преобладает последний. На уроках русского языка в школе анализ текста должен иметь лингвистическую организацию, что предполагает работу с фрагментом какого-либо произведения и определением темы и идеи данного отрывка (а не всего произведения).
Комплексный анализ текста предполагает индивидуальную работу с каждым отдельно взятым текстом. И это уже проблема для многих учителей. Почему?..не на этот вопрос мы будем здесь искать ответ.
Как научить анализировать любой, неадаптированный текст; как научить учителей не бояться анализировать любой текст? Вот, что интересует нас.
Здесь нам видится очень полезным план анализа текста, предложенный В.В. Бабайцевой. В предлагаемый план анализа текста включено только определение темы данного отрывка (а не всего произведения). Однако, опыт работы показывает, что это является слабым местом данного плана, и мы предлагаем ввести параллельно с определением темы и определение идеи (главной мысли). В результате план анализа предлагается следующий:
I. Определите тему и идею текста. Отметьте средства, позволяющие это сделать:
а) начало текста;
6) ключевые слова, ключевые предложения и др.
При необходимости произвести предварительный анализ текста (подробнее об этом ниже).
II. Определите тип текста (описание, повествование рассуждение).
III. Укажите синтаксические особенности текста:
а) количество предложений и преобладающие типы предложений
6) способ связи предложений (цепной, параллельный и т.п.);
в) отметьте средства связи частей текста, способствующие созданию его смысловой и грамматической цельности:
1) порядок слов (чередование данного и нового);
2) градацию ударений (расставьте смысловые ударения для чтения);
3) лексические повторы;
4) местоимения-заместители;
5) союзы и др.
IV. Определите стиль текста:
а) охарактеризуйте влияние речевой ситуации на стиль текста (где и с кем происходит общение?);
6) выясните, к какому функциональному стилю принадлежит текст: разговорный или книжный; научный, деловой, публицистический или художественный;
в) найдите стилистические средства: лексические; словообразовательные (морфемные); морфологические; синтаксические.
V. Дайте орфографический и пунктуационный комментарий к тексту.
Предлагаемый план не догма, а своеобразный путеводитель, указывающий общее направление анализа. Он не запрещает уделять больше внимания средствам, создающим своеобразие того или иного текста, - фонетическим, морфемным, лексическим, фразеологическим и др. Наоборот, средства языка, нейтральные для анализируемого текста, можно охарактеризовать кратко.
В этом плане выделены пять узловых пунктов: определение темы, определение типа речи, анализ синтаксических свойств текста, стилистические наблюдения, орфографический и пунктуационный комментарий. Эти пять пунктов легко запомнить, так как они связаны логикой рассуждения. Два первых пункта выявляют преимущественно смысловую цельность текста, а пункт третий (анализ синтаксиса) - цельность грамматическую. Типы речи чаще всего обусловлены темой текста. Комментарий к выделенным узловым пунктам опустим (его можно посмотреть в работах В.В. Бабайцевой). Образец анализа будет дан в конце статьи. А сейчас остановимся на проблеме, на наш взгляд, столь же серьезной, но ещё менее описываемой в методической литературе, опущенной в плане В.В.Бабайцевой, и необходимой при подготовке к ЕГЭ.
Это проблема определения темы и идеи (главной мысли) текста.
Перед прочтением текста вслух даётся установка на определение темы и главной мысли.
Тема - это то, о чём этот текст.
Идея - это то, ради чего автор обратился к данной теме (по М. Горькому); или: ради чего автор взялся за перо.
Если вы удовлетворены определениями, можно далее анализировать текст. Если же возникли варианты определений, споры по поводу определений, - следует произвести
предварительный анализ текста:
1. Определить место действия.
2. Определить время действия.
3. Определить описываемые события.
4. «Найти» автора (для этого следует посмотреть, от какого лица (1-го или 3-го) ведётся повествование; есть ли особая фигура рассказчика, повествователя).
5.«Найти» адресат. Он тоже может быть явным и неявным.
6. Определить объективную модальность текста (по наклонению глагола можно узнать: описываемые события реальны или нереальны, желательны или нежелательны и др.).
7. Определить субъективную модальность текста: по отдельным суффиксам, по отдельным словам, по ассоциациям с чем-то приятным или неприятным можно узнать истинное отношение автора к описываемому.
8. Провести «лингвистический эксперимент».
Вернуться к уточнению темы и идеи следует с любого этапа, как только неточности в формулировках прояснятся.
Для примера возьмём рассказа А.П. Гайдара «Совесть». Этот текст интересен для анализа, так как, во-первых, этот текст вызывает затруднения при изложении и, во-вторых, позволит нам провести предварительный анализ текста в полном объёме.
Образец предварительного анализа текста
Первое прочтение текста обязательно должно быть образцовым чтением вслух. Слушателям сразу же следует постараться определить, о чём текст и ради чего автор обратился к данной теме.
«Совесть.
Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу. Но чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой пошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на неё добрыми, доверчивыми глазами.
A так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чём дело, и решила над ним подшутить.
- Несчастный прогульщик! И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу, - строго сказала она.
- Нет! Я просто шёл на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился, - ответил малыш.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу. А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над её головой весёлые птицы. И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть».
Вариативность и расплывчивость определений темы (о том, что не следует прогуливать; о совести; о том, что если прогулять, будет стыдно и т.п.) и идеи (чтобы дети не прогуливали уроки; чтобы воспитывать в подрастающем поколении ответственность перед школой; чтобы дети не обманывали и т.п.) указывает на необходимость предварительного анализа текста (схему см. выше).
Анализ текста в свободном изложении интересен и увлекателен, но на начальном этапе следует придерживаться предложенного плана анализа, ибо он дисциплинирует мысли и рассуждения.
1. Определяем место действия: описываемые события происходят в городской роще.
2. Время действия - утро рабочего дня.
3. Описываемые события в этом тексте (т.к. тип речи - повествование) можно определить по глагольным словосочетаниям: не приготовила урока - решила не идти - чтобы случайно не увидели - как болтается - украдкой пошла - положив пакет - побежала догонять бабочку - наткнулась на малыша - смотрел на неё - сжимал букварь - смекнула - решила подшутить - уже обманываешь - строго сказала - нет - шёл - ходит - залаяла - заблудился - ответил - нахмурилась - пришлось взять - повести - остались лежать под кустом - поднять было бы стыдно - вышмыгнула - книг не тронула - завтрак съела - вернулась - села - заплакала - не жалко было украденного - слишком хорошо пели - очень тяжело было на сердце - грызла.
4. Повествование ведётся от третьего лица, со стороны. Автор лишь ощущается, явного присутствия сразу не обнаруживается.
5. Адресат - широкие слои читателей в силу затронутой в тексте темы. Тема - совесть.
(Итак, на данном этапе мы определили тему текста. Но главную мысль откорректировать пока не представляется возможным, поэтому продолжаем.)
6. Объективная модальность текста определяется по наклонению глагола: здесь описываются реальные события (изъявительное наклонение).
7. Для определения истинного отношения автора к описываемому (субъективной модальности текста) следует выбрать отдельные выразительные суффиксы, слова, ассоциации с чем-то приятным или неприятным относительно каждого из героев текста. В этом тексте нас интересует отношение автора к Нине и к малышу.
К самой Нине отношение автора нейтральное, а вот к её первому проступку (прогулу) он относится крайне неодобрительно (болтается, украдкой). Нина и сама знает, что поступает плохо, прячется, но совесть из-за этого её не мучает («побежала догонять красивую бабочку»); возможно, это её не первый прогул. Глагол смекнула просторечный, автор, этим словом привлекая дополнительно внимание, предлагает читателю задуматься: хорошо это или плохо? А уже о втором проступке Нины (подумала o малыше так же плохо, как и о себе) мы мнения автора не находим: вывод делать читателю самому.
Подбор лексики при описании малыша (малыш, с добрыми, доверчивыми глазами, смешной и добродушный) свидетельствует o явной симпатии автора.
(Проанализировав таким образом текст, мы всё ещё затрудняемся ответить на вопрос: ради чего автор обратился к данной теме? В таком случае следует обратиться к помощи «лингвистического эксперимента» (Горшков А.И.).)
8. В данном тексте, нам думается, нужен «лингвистический эксперимент» ситуационный. Для начала необходимо обнаружить момент, где следовало изменить ситуацию. Этим моментом будет тот, когда Нина начала совершать ошибку, приведшую к угрызениям совести. Это встреча с малышом. Как бы повела себя Нина, что бы сказала, встретив заплаканного доверчивого малыша одного в роще, если бы ее совесть не была отягчёна неблаговидным проступком (прогулом)? Безусловно, в первую очередь спросила бы: «Что случилось?» А теперь представим, как будет развиваться ситуация дальше: малыш, скорее всего, так же и ответил бы, а вот Нина, скорее всего, просто взяла бы его за руку и отвела бы в школу, возможно даже, и прихватив свои книги с собой. Несомненно, именно то, что она подумала о другом человеке плохо, подумала так же, как думала в данный момент о себе, разбудило её совесть и заставило страдать. В рассказе, который давным-давно определили в детскую литературу, автор демонстрирует всеохватывающий закон действия совести.
Теперь ответ на вопрос (ради чего?) возникает сам, и он логичен: нельзя думать о других плохо (конечно, следует при этом ориентироваться на знакомцев и незнакомцев, но это уже частность).
Итак, подводя итог предварительного анализа текста, можно дать чёткие, точные и полные определения: тема текста - совесть; идея текста - не следует думать о других плохо.
Образец комплексного анализа текста
Верное определение темы и главной мысли гарантирует глубокий, самостоятельный и качественный анализ текста.
В качестве иллюстрации проанализируем рассказ М.Пришвина:
«Расцвет шиповника
Шиповник, наверное, с весны ещё пробрался внутрь по стволу к молодой осинке, и вот теперь, когда время пришло осинке справлять свои именины, вся она вспыхнула красными благоухающими дикими розами. Гудят пчёлы и осы, басят шмели, все летят поздравлять и на именинах роски попить и медку домой захватить».
I. Определяем тему и главную мысль текста: о чём этот текст?…
Определения многочисленны: о шиповнике, об осинке, о празднике жизни, о взаимоотношениях. Также бесконечны определения и при выяснении главной мысли (показать красоту леса, научить наблюдать; чтобы научились делиться добром и радостью и т.п.). Следовательно, этому тексту показан предварительный анализ. Итак,
а) место описываемых событий — ствол осинки;
6) время в тексте указывается дважды: начало весны - конец весны (ключевые слова: с весны ещё - и вот теперь - время пришло - вспыхнула розами - пчёлы - осы - шмели);
в) описываемые события устанавливаем по глаголам и глагольным словосочетаниям: пробрался - пришло - вспыхнула - гудят - басят - летят поздравлять - на именинах роски попить - медку захватить; следует заметить, что первое действие «пробрался» предположительно, так как предваряется вводным словом «наверное»;
г) повествование ведётся от третьего лица, автор неявен;
д) текст адресован любителям художественной литературы;
е) описываемые события реальны (использованы глаголы в изъявительном наклонении);
ё) истинное отношение автора к описываемому просматривается через отдельные суффиксы, определённый подбор слов или ассоциации. В этом тексте выразительных суффиксов не наблюдается. Относительно «шиповника» обращают на себя внимание слова и словосочетания: с весны ещё, пробрался, к молодой; время пришло. Осинка же: вспыхнула красными благоухающими дикими розами; летят поздравлять, на именинах роски попить и медку домой захватить. В результате возникает ассоциация: шиповник - тонко чувствующий, глубоко любящий, заботящийся - исподволь подготовил и устроил настоящие именины (с украшением, гостями и угощением ) для своей возлюбленной, сам же остался в тени (ОНА вспыхнула розами).
Осинка же, по аналогии, ассоциируется с молодой трепетной девушкой, принимающей нежную заботу, как должное.
На этом этапе можно уточнить определения темы и идеи: этот текст о любви, где автор показал, что может сделать истинная любовь.
II. Определяем тип текста: в 1 предложении - повествование с элементами рассуждения, а во 2 предложении - описание.
III. Укажем синтаксические особенности. В тексте два сложных предложения: первое - сложносочинённое (с придаточным во второй своей части), второе - бессоюзное. Оба предложения повествовательные, невосклицательные, находящиеся в цепной связи, которая создаётся подбором слов: свои именины - летят поздравлять - на именинах.
IV. Стиль - книжный, художественный. Весь текст построен на развёрнутой метафоре - складывающиеся отношения между влюблённым шиповником и его возлюбленной осинкой.
Колючий неприступный шиповник под влиянием любви предупредителен, предусмотрителен, нежен, способен на чарующее чудо: «когда время пришло …, вся она (осинка) вспыхнула красными благоухающими дикими розами». Многочисленные гости - пчёлы, осы, шмели - разделяют радость влюблённых, поздравляют и угощаются (олицетворения).
Весьма выразителен эпитет молодая осинка - трепетное деревце ассоциируется с образом молодой трепетной девушки.
Лексика в основном общеупотребительная, нейтральная по стилистической окраске. Исключение составляют слова благоухающими (сложное слово со старославянским по происхождению суффиксом –ющ- помогает передать торжественность момента), роски и медку (не росы, а роски, не меду, а медку, при помощи уменьшительного суффикса -к создается ощущение лёгкости, весёлого гостеприимства, части целого).
V. Схемы предложений объясняют их пунктуацию:
1. [ — , вв.сл., = ], и [..., (когда — ==), — = ].
2. [ = — и —] , [ = — ] , [ — = и -.- -- = и -- = ].
Для орфографического комментария следует подготовить текст следующим образом: расставить ударения, обозначить орфограммы.
Комплексный анализ текста прививает навыки коммуникации, стимулирует потребность работы со справочной литературой, активизирует теоретические знания, формирует целостное отношение к языку, литературе, пробуждает интерес и любовь к словотворчеству.
Поэтапно приучать школьников к комплексному анализу текста можно с 5 класса, а то и раньше.
Литература
В.В. Бабайцева. Некоторые вопросы комплексного анализа текста на уроках русского языка // Русский язык. - 1998.- №36.
Горшков А.И. Русская словесность. 10-11 классы. Учебник. М.: Дрофа, 1998.
Единый государственный экзамен 2004: Контрольные измерительные материалы: Рус. яз. / В.И. Капинос (рук.), С.И. Львова, Л.И. Пучкова и др.; М-во образования РФ. - М.: Просвещение, 2004.
Опыты лингвистического толкования стихотворений // Русский язык. - 1998. - № 21.
Программно-методические материалы: Русский язык. 10-11 классы. / Сост. Л.М. Рыбченкова. - 4-е изд., дораб. и доп.- М.: Дрофа, 2001.
Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы. / Сост. Л.М. Рыбченкова. 4-е изд., дораб. и доп. - М.: Дрофа, 2001.
10