12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Борзова Илона Васильевна90
Россия, Красноярский край, Кодинск
1

Выступление «Использование нетрадиционных форм работы, применяемых на коллективных занятиях при изучении иностранного языка»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА КОЛЛЕКТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Борзова Илона Васильевна, учитель английского языка, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кодинская средняя общеобразовательная школа № 4»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кодинская средняя общеобразовательная школа № 4», город Кодинск,

Российская Федерация


 

Умение добывать, обрабатывать информацию и пользоваться ею на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. Поэтому задача школы в обучении заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить воспитанников добывать их и осваивать самостоятельно. [1]

Обучение - это общение между обучающими и обучаемыми. Обучающий - это тот, кто имеет определённые знания и опыт, которых нет у обучаемого. Поэтому обучение - это общение между теми, кто имеет знания и опыт, и теми, кто их приобретает. Обучение вне общения не существует.

Коллективная форма организации учебно-воспитательного процесса наиболее всего соответствует воспитательным задачам нашего общества и помогает обеспечить высокий уровень образования для всех. Использование коллективных учебных занятий в школах и вузах приводит, в конечном счете, к созданию коллективного способа обучения (КСО). Использование коллективных учебных занятий (т.е. работы в парах сменного состава) учителями на различных уроках – это дело уже сегодняшнего дня. Широкое и разнообразное применение коллективной формы обучения приводит к созданию коллективного способа обучения (КСО). [2 с.57]

Перечислим те приёмы, которые можно использовать при изучении иностранного на коллективных занятиях. Один из способов повышения эффективности формирования иноязычной коммуникативной компетенции, развития познавательных интересов учащихся, интеллектуальных умений, критического и творческого мышления являются технологии творческих мастерских и метод проектов.

Методическая тема, над которой я работаю: Использование технологий творческих мастерских и творческих проектов на уроках английского языка»

Выбор моей темы по самообразованию не случаен, т. к. я считаю, что и метод проектов и технологии творческих мастерских наиболее эффективными технологиями обучения иностранному языку, при которых учащиеся приобретают знания в творческом процессе планирования и самостоятельном выполнении практических заданий.

Одной из главных особенностей технологии творческих мастерских является определенная процедура выстраивания знаний, через создание проблемной ситуации. Мастерская является той технологией, которая в наибольшей степени способствует развитию творчества, как учителя, так и учащихся, отличается нестандартностью, оригинальностью, неповторимостью.

Мастерская - это новый способ организации познавательной деятельности обучаемых. В мастерской информация не «выдается» учителем, нет простой передачи знаний. Знания выстраиваются в процессе познавательной поисковой деятельности учащихся.

Обучение в мастерских базируется на деятельностном подходе, коллективном способе обучения – только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных.

Занятия в мастерских строятся на принципах: сотрудничества, сотворчества, совместного поиска, самостоятельности, опережающего поиска, занятости всех учеников. Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху.

Работа в творческой мастерской начинается со слова, образа, предмета, мелодии, текста, рисунка… – и формулировки проблемы – темы мастерской. Далее каждый ученик самостоятельно выдвигает свою гипотезу, создает свой проект, отталкиваясь от поставленной задачи. Прежде чем огласить перед всеми решение проблемы, ученики обдумывают его в малой группе, т.е. обучение опирается на собственный опыт членов группы и предполагает взаимообучаемость. Самое главное, на мастерских – каждый ученик чувствует свою интеллектуальную состоятельнось, удовлетворяет коммуникативную потребность, развивается как личность.

Алгоритм процесса работы мастерской можно представить следующим образом:

Начало, мотивирующее творческую деятельность (проблемная ситуация, вопрос, задание).

Работа с материалом (текст, схемы, краски, модели, проект).

Соотнесение своей деятельности с деятельностью других.

Разрыв – внутреннее осознание необходимости нового поиска. Обращение к справочникам, учебникам, дальнейшее исследование.

Творчество. Коллективное творчество.

Результатом работы каждой мастерской становится продукт коллективного творчества со следующей структурой:

круг решённых проблем (записи ответов учащихся, отдельные интересные мысли и др.);

творческие работы на компьютере;

собственное творчество учеников (индивидуальные, коллективные сочинения, произведения, рисунки, эскизы, газеты и др.).

В структуре большинства мастерских присутствуют некоторые этапы. Последовательность и количество данных этапов может быть разное.

1. Индукция (наведение). Создание определенного настроя - эмоционального, интеллектуального (с опорой на зрительную, слуховую, моторную, эмоциональную память), включая подсознание личного отношения к предмету обсуждения. Это достигается использованием различных приемов и средств: зарисовки, прослушивание музыки, выполнение небольших творческих заданий с целью обращения к собственному опыту, чтение и комментирование ярких и образных выражений.

2. Самоконструкция. Индивидуальная работа по заданию, вопросу, проблеме, поставленных в любом виде.

3.Социализация. Выступление всех членов каждой малой группы и мастера с вариантами решения обсуждаемой проблемы. Малые группы организуются по усмотрению учителя. Работе малой группе может предшествовать работа в паре.

4.Социоконструкция. Групповая работа по решению определенной проблемы, выполнению задания. Как правило, данный этап следует за предыдущим, происходит обсуждение мнений участников группы, их «обогащению» знаниями друг друга, поиски и принятие общего мнения по обсуждаемой проблеме или вопросу.

5.Презентация. Представление всех работ на всеобщее обсуждение и их просмотр.

6.Разрыв. Внутренне осознание каждым участником мастерской неполноты своих знаний или их несоответствия новому, увиденному, представленному, понятому. Суть этой концепции в том, что она предполагает одновременно отказ от старого и сотворения нового.

7.Рефлексия. Размышление о своем внутреннем состоянии; самоанализ деятельности, состояния и полноты знаний, потребностей в дальнейшей деятельности.

Таким образом, мастерская дает возможность учителю предъявить изучаемый материал нестандартно, уйти от штампов и жестких рамок учебников и учебных пособий, а учащимся - увидеть предмет или явление с неожиданной стороны, что немаловажно.

В своей работе я использую элементы следующих видов мастерских:

1. Мастерская построения знаний. Это мастерские, на которых обсуждаются определенные проблемы и вопросы, не знакомые учащимся, то есть по - традиционному, можно сказать, что идет изучение нового материала.

2.Мастерские реконструкции знаний. В данном случае идет обобщение и систематизация знаний.

3.Мастерские восстановления знаний. По другому, это мастерские повторения и обобщения знаний.

Результатом работы творческих мастерских на профильном уровне являются стихи, рисунки, философские размышления, эссе, рефераты, творческие отчёты. Старшеклассники, работая в малых группах, создают фрагменты жизни человека, модели различных исторических эпох в своих творческих проектах. [1.]

При совместной работе над новым текстом на уроках английского языка, я попробовала использовать такую форму как информационная палатка. Что она из себя представляет? «Информационная палатка» – один из видов активности, который позволяет проверить знания по любой теме в форме викторины.

Обучающиеся делятся на группы, где несколько учеников являются консультантами или («волонтерами»), которые оказывают помощь при изучении какого- либо текста, по определенной теме, пересказывают данную информацию другой группе учащихся, которые впоследствии будут «экзаменуемыми». Все группы в своей работе могут использовать словари и другие различные источники. То есть данная группа изучает текст под контролем более знающих товарищей и пытаются делать переводы; понять содержание текста, если в работе что- либо не получается, им оказывается помощь.

Затем «экзаменуемые» вытягивают карточки с вопросами и за правильный ответ получают символический подарок (жетон, открытку, буклет и т.д). Поощрения - важный момент в проведении информационной палатки. Если кто-то из обучающихся не знает ответа или ответил не все, что можно рассказать по этому вопросу, «волонтер» дает ему точную информацию по данному вопросу, консультирует и если есть возможность, предоставляет информационные материалы (листовки, буклеты и т.п.) «Экзаменуемый», может столько раз обратиться за помощью, пока он не освоит данную информацию. От работы в замкнутой, обособленной паре можно также переходить к работе в парах сменного состава.

На уроке можно использовать несколько информационных палаток. Мною на уроке, при изучении темы «Natural disasters» (Природные катастрофы) шла консультация по трем темам «Tornado»(Торнадо), «Flood» (Наводнение), «Hail» (Град). Учащиеся делились на группы («волонтеров» - консультантов и «экзаменуемых») и коллективно изучали всю информацию по данным темам.

Затем у всех была возможность поучаствовать в викторине, где вытягивали по 3 вопроса и давали ответ консультантам. За правильный ответ каждый учащийся получал – жетон. По количеству жетонов, каждый обучающийся получил определенную оценку. Выступление по изучаемому тексту (рассказу) перед классом или группой учащихся должно быть волонтерами качественно подготовлено. Но для этого лучшего способа, чем два-три рассказа своим товарищам, вероятно, не существует.

Многие учителя разрабатывают для коллективной учебной работы систему карточек, куда включают как вопросы теории, так и задания типа диктантов и упражнений. [2 стр. 60]

Результатами использования данных приемов на уроках иностранного языка могут быть - повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке); осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью); расширение объёма предъявляемой учебной информации; В том числе: обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы); улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве); повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы; вовлечение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах; повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом); улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя, включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.

Список литературы:

Сергун Светлана Николаевна Современные образовательные технологии на уроках литературы "Творческая мастерская" http://festival.1september.ru/articles/501074 /

Дьяченко В.К. «Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учеб.работы: Кн. для учителя» - М.: Просвещение, 1991. -192 с. – (Мастерство учителя: идеи советы, предложения)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.