12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гаврилова Марина Викторовна24
0

Статья «Нетрадиционные формы работы на уроках иностранного языка»

"Нетрадиционные формы работы на уроках иностранного языка» Описание сущности педагогического опыта.

В условиях ограниченного количества времени на изучение иностранного языка в условиях колледжа перед учителем поставлена задача – научить основам иноязычного общения и обеспечить такой уровень владения разговорными нормами изучаемого языка, который позволит использовать его как средство коммуникации. Умение непринужденно общаться на иностранном языке в реальных жизненных ситуациях и в профессиональной деятельности – один из важнейших показателей качества владения языком.

Столкнувшись с проблемой низкого уровня активной речевой деятельности, возникла необходимость анализа причин недостаточной результативности речемыслительной деятельности учащихся. Среди них:

- ориентация на знаниевое изучение языка;

- использование модели коммуникации «учитель – ученик»;

- коммуникативные упражнения, предлагаемые авторами учебников не всегда в полной мере ориентированы на личность каждого учащегося, его мотивационную сферу, самостоятельную деятельность;

- недостаточность коллективного сотрудничества на уроке;

- отсутствие реальных жизненных ситуаций в содержании урока.

Проведенный анализ показал, что решение коммуникативных задач в свете требований сегодняшнего дня возможно только при расширении и разнообразии использования активных форм и методов обучения, так как они предоставляют учащимся возможность вхождения в реальную языковую среду, позволяют им овладевать умениями речевой деятельности в рамках современных речевых норм и той социокультурной ситуации, в которой они могут быть применены.

Одним из главных преимуществ такого обучения является речевое взаимодействие его участников и создание ресурса коммуникации На уроках английского языка создаются учебные ситуации, помогающие учащимся приобретать знания, умения и навыки в различных видах речевой деятельности.

Основные правила организации работы на уроке.
Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники.

Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников.

Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много.

Правило четвертое. Подготовка помещения для работы.

Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента.

Правило шестое. Отнеситесь со вниманием к делению участников семинара на группы.

Обязательные условия организации:

доверительные, по крайней мере, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;

демократический стиль;

сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;

опора на личный ("педагогический") опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;

многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;

включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивацииобучающихся.

Активные методы:

работа в малых группах;

дискуссия;

обучающие игры;

эвристическая беседа;

проектная методика;

использование общественных ресурсов;

обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, дебаты, симпозиум);

разрешение проблем;

метод кейсов

Деловая игра — средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения.

дидактические и управленческие игры,

ролевые игры,

проблемно-ориентированные,

организационно-деятельностные игры и др. 

В своей работе активно использую такие игры как: «Разбор ситуаций из практики».-например «Покупка участка. Беседа с работником БТИ.», «Завтра срок сдачи балансового отчета. ЧП в Бухгалтерском отделе.», «Заседание Совета директоров.», «Отдел кадров ищет нового сотрудника на должность бухгалтера.», «Задача – изготовить деталь. Какой вид стали и методы обработки вы выберите» и др.) Для тренировки употребления пассивных конструкций будущего времени применяется деловая игра «Избирательная кампания». Учащиеся в группах готовятся к избирательной кампании, решая, что они могут пообещать избирателям, чтобы получить наибольшее количество голосов на выборах.

Эвристическая беседа.

Данный метод путем искусно сформулированных наводящих вопросов и примеров побуждает учеников прийти к самостоятельному правильному ответу.

При подготовке к беседе преподаватель должен:

а) четко определить цель; б) составить план-конспект; в) подобрать наглядные средства; г) сформулировать основные и вспомогательные вопросы.

Например я провожу Эвристическую беседу по теме «Еда». Студентам предлагается следующая ситуация: Когда студентGeorge Mikes приехал жить в Англию, он написал, что на континенте хорошая еда, а в Англии хорошие манеры поведения за столом. Представьте, что он приехал в Россию. Что бы он написал? Обоснуйте свою точку зрения.

When George Mikes came to live in England he wrote: “On the Continent people have good food; in England they have good table manners”. Imagine that George Mikes has come to Russia. What would he mention in his notes: the Russians’ good food or their good table manners? Explain your opinion.  

Мозговой штурм (брейнсторминг), «мозговая атака» (метод «дельфи») относится к совокупности методов групповой дискуссии. Это метод активизации творческого мышления в группе при котором принимается любой ответ обучающегося на заданный вопрос.

Алгоритм проведения следующий:

1. Задать участникам определенную тему или вопрос для обсуждения.
2. Предложить высказать свои мысли по этому поводу.
3. Записывать все прозвучавшие высказывания (принимать их все без возражений). Допускаются уточнения высказываний, если они кажутся вам неясными (в любом случае записывают идею так, как она прозвучала из уст участника).
4. Когда все идеи и суждения высказаны, нужно повторить, какое было дано задание, и перечислить все, что записано вами со слов участников.
5. Завершить работу, спросив участников, какие, по их мнению, выводы можно сделать из получившихся результатов и как это может быть связано с темой тренинга.

Данный метод я использую например на уроках по темам:

- «Образование в Великобритании» -вопрос- Традиционное и дистанционное обучение . Преимущества и недостатки.

-«Праздники в Великобритании и в России» вопрос- В какой стране больше праздников? Назовите праздники этих стран.

- «Собеседование с работодателем» вопрос-Что надо и что не следует делать на собеседовании.

-«Бухгалтерская документация»-вопрос-Что отражено в бухгалтерском отчете?

-«Стратегии планировки» вопрос Планировка насыпи и выемки. Преимущества и недостатки.

ПОПС-формула

П-позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим, выступает на занятии с речью: «Я считаю что смешанный тип экономики преобладает во многих высоко развитых странах. … I think that a mixed type of economy dominates in the majority of highly-developed industrial countries…»);

О-обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: «Потому что существует государственный и частный сектор экономики и правительство этих стран контролирует такие сферы как образование, медицина и транспорт.…Because there is a public and a private sector in the economy and the government of these countries controls such activities as education, medical care and transport. …»);

П-пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами: «Например во многих странах таких как Великобритания, Швеция и Франция действует смешанная система экономики…For example Many countries like Britain, Sweden and France operate a mixed system…»;

С-следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, говорит: «В связи с этим я могу утверждать что смешанная экономика самая эффективная. …In this connection, I can state that a mixed economy is the most effective.»).

Метод проектов

 Одним из главных преимуществ проектного метода является получение профессионально значимого продукта, оформление и презентация которого требуют активного использования иностранного языка,

Результативность и эффективность обучения:

- Нетрадиционные формы работы позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний учащихся в реальной жизни.

- Такое обучение повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем.

- В процессе обучения каждый успешен, так как данные формы работы формируют способность мыслить неординарно, развивают умения выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, проявлять толерантность, видеть и по-своему решать проблемную ситуацию.

- Внедрение нетрадиционных форм работы позволяет участникам образовательного процесса приобрести свой собственный опыт.

Таким образом, использование нетрадиционных форм работы раскрывает новые возможности для развития иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной.

Литература

Гальскова Н.Д. Современная методика обучения. ИЯШ. - М., №5 2004.

Горохова О.А. Приемы вовлечения обучающихся в интерактивную деятельность на уроках иностранного языка как средство формированиякоммуникативной компетенции// http://www.docme.ru/doc/121000/priemy-vovlecheniya-v-interaktivnuyu-deyatel._nost._ ;

Давыдова З.М. Игра как метод обучения иностранным языкам. ИЯШ. - №6 2010.

Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. - М., 1998

С.С. Кашлев. Интерактивные методы обучения. Учебно-методическое пособие. - Минск: ТетраСистемс, 2013.

Конышева А.В. Современные метолы обучения. - Минск,2007.

Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Нестандартные уроки.- Издательство «Учитель», 2007.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования - Учеб.пособие для студ. педвузов и системы повыш.квалификациипедкадров. Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров. Под ред. Е.С.Полат – М. Издательский центр «Академия». 1999.

Современные технологии обучения: Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении. (Под ред. Г.В.Борисовой, Т.Ю.Аветовой, Л.Ю.Косовой). - СПб.,2002.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.