12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Попова Юлия39
Россия, Свердловская обл., Новоуральск
0

Использование нетрадиционных приемов лепки для развития познавательной активности дошкольников в объединении дополнительного образования

Использование нетрадиционных приемов лепки для развития познавательной активности дошкольников в объединении дополнительного образования

Проблема развития познавательных способностей детей дошкольного возраста – одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», ст. 48 «Педагогические работники обязаны: …4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности …» [1].

Различные аспекты по проблеме творческого развития личности представлены в работах педагогов и психологов как зарубежных, так и отечественных. Исследование познавательных способностей детей давно привлекло внимание педагогов и психологов, таких как: Л.А. Венгер, С.И. Волкова, В.М. Дружинин, А.В. Запорожец, Н.Л. Лейтес, А.Н. Матюшкин, Д.Б. Эльконин и др. В исследованиях отечественных ученых А.В. Запорожца, А.И. Кульчицкой, В.О. Моляко, М.М. Поддьякова, Т.В. Улькиной и др. также выявлены более перспективные возможности развития познавательных способностей у дошкольников, в сравнении с учащимися начальной школы [2].

По мнению Т.И. Шамовой, познавательная активность есть деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности [4].

Познавательная активность рассматривается как личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуальноэмоциональный отклик ребенка на процесс познания: стремление к учению, умственное напряжение, проявление волевых усилий в процессе овладения знаниями, отзывчивость ребенка к процессу учения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей [3].

Развитие познавательной активности способствует расширению образовательного пространства применением различными видами изобразительной деятельности, такими как рисование; конструирование и моделирование, лепка; аппликация. На занятиях по декоративно-прикладному творчеству задействованы сразу два вида мышления: наглядно-действенное и наглядно-образное, что позволяет детям создавать что-то новое, воплотить собственные задумки.

Особенности использования оригинальных техник декорирования предметной среды остаются наименее разработанными в практике обучения детей.

На сенсорный опыт дошкольника, понимания красивого оказывает влияние такой вид художественного творчества, как лепка, а в комплексе с аппликацией, расширяет возможности развития предпосылок алгоритмических умений.

Использование нетрадиционных техник декорирования в образовательной деятельности с дошкольниками, в рамках реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ (далее ДООП) художественной направленности, расширяет творческие способности ребенка. В ДООП «Лепная фантазия» (авторы Вонсович О.А., Попова Ю.А) накоплен достаточный опыт использования нетрадиционных техник лепки и аппликации для развития познавательной активности дошкольников.

О чем свидетельствует динамика образовательных результатов: за счет высокой плотности занятий более 60 % обучающихся имеют второй и третий уровень обученности.

Дети обучаются по программе таким оригинальным техникам лепки: размазывание, аппликация: на плоскости, с элементами торцевания, многодетальная, на рельефе; создание малой скульптурной формы: смешанная с готовыми деталями, из заготовок одинаковой формы, разного размера, с дополнительным объемом; пластилинография. Аппликация в программе представлена оригинальными техниками, связанными с преобразованием композиции в пространстве.

Познавательная деятельность приобретает учебно-игровую форму за счет постановки учебной цели в художественном образе, материал детских игр должен позволять ставить постепенно все более усложняющиеся и самостоятельно решаемые задачи в процессе творческой деятельности. за счет разнообразного комбинирования могут преобразоваться в новые способы применения уже известных художественных техник или придумать оригинальные. Для этого материал должен быть достаточно простым, гибким, способным по желанию ребенка либо усложняемым, либо упрощаемым.

Так, необходимо внести в среду различные природные материалы (листья, шишки, песок, глину, воду и т.п.), предметы - посредники (бумага, краски, пластилин, коробки, пластиковые емкости и т.д.), которые достаточно просты в использовании, безопасны, допускают усложнения и вариации и не наскучат ребенку. Играя таким материалом, дошкольник ставит себе все более и более, сложные интеллектуально-познавательные задачи, познает мир вокруг себя, создает красоту своими руками.

ДООП «Лепная фантазия дает возможность каждому ребенку попробовать себя в роли творца, и, как бы, «открывая для себя колесо», развиваться самому за счет совершенствования умений декоративно-прикладной деятельности и обогащения субъективного творческого опыта. В результате обучения по программе у ребят получаются свои шедевры.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598

Баранник, Н.В. Познавательные способности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема [Текст]/ Н.В. Баранник // Молодой ученый - 2015.- № 24.-С. 916-919.

Веснин И. В., Шинкарева Л. В. Познавательная активность дошкольников: сущность, уровни проявления // Гаудеамус. 2005. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnaya-aktivnost-doshkolnikov-suschnost-urovni-proyavleniya (дата обращения: 03.06.2023).

Шамова Т.И. Активизация учения школьников [Текст] / Т. И. Шамова. - Москва : Педагогика, 1982. – 209 с.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.