12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бессарабова Татьяна Анатольевна1761
Работаю методистом и педагогом дополнительного образования более 15 лет. Одним из направлений моей деятельности является организация работы методических объединений туристско-краеведческого и социально - педагогических направлений.
Россия, Крым респ., Евпатория
0

Выступление «Развитие познавательной активности обучающихся детских объединений социально- педагогического и научно-познавательного направлений»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского творчества «Ровесник»

города Евпатории Республики Крым»

Педагогический совет «Модель профессиональной компетентности педагога дополнительного образования»

15.02.2017года


 

Развитие познавательной активности обучающихся детских объединений социально- педагогического и научно-познавательного направлений.

(Бессарабова Т.А., методист МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»)

Деятельность педагога дополнительного образования направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач, непосредственно отвечающих жизненным потребностям детей, что позволит им в будущем применить полученные знания и навыки в практической жизни.

Социально-педагогическое и научно-познавательное направление ориен­тированно на развитие организационной, интеллектуальной, информационно-коммуникативной, инновационной компетентностей, а также компетенций в сфере познавательной деятельности.

Безусловно, каждый из педагогов в процессе занятий развивает эти  компетентности,  используя для этого разные формы и виды занятий.  На примере детских объединений данных направлений мы рассмотрим эти компетентности более подробно.

В детском объединении «Лидер» (руководитель Жемкова Н.Г.) организационная компетентность является приоритетной. Развитие детского самоуправления является актуальной социально - педагогической задачей.

Особое внимание уделяется умению организовать интересное дело и реализовать его. Задача педагога не только научить этому подростков, но и нести ответственность за его выполнение.

Свои организаторские способности ребята реализуют в общественной организации «Городской ученический парламент».

На ежегодной сессии ГУП они утверждают план работы, выбирают спикера и членов комиссий, которые затем отвечают за данные мероприятия.

Например, комиссия по культуре, спорту и туризму совместно со взрослыми,

организовала Городской бал старшеклассников для учащихся школ города. Ребята готовят сценарий, продумывают план мероприятия, выбирают ведущих, готовят бальные игры и задания.

Каждый обучающийся выполняет определенную роль в организации мероприятия.

Проект очень популярен среди школьников города, в прошлом году он был посвящен году кино, в этом году ребята готовят литературный бал на тему «Признание в любви».

Показателен и Городской фестиваль «Парад городов-героев», т.к. участие в мероприятиях, направленных на патриотическое воспитание учащихся школ города, повышают имидж нашего Центра, уровень профессиональной компетентности педагогов.

Для самых активных и заинтересованных обучающихся детского объединения «Лидер» состоялся квест  «Прикоснись к искусству», на выставке в галерее «Золотого ключика».

На улицах Евпатории прошла акция «День улыбки», приуроченная ко Всемирному Дню улыбки. Дети по своей инициативе подготовили цветные яркие флаги, листовки и объявления с целью поднять настроение обычным прохожим на центральных улицах города.

Данные мероприятия характеризуют познавательную активность обучающихся.

В Евпатории прошёл слёт лидеров ученического самоуправления Республики Крым в рамках развития Российского движения школьников. Активисты детского объединения «Лидер» представляли наш город. Участие в таких мероприятиях дает возможность проявить свои лидерские качества и завести новых друзей.

Информационно - коммуникативная компетентность в этом детском объединении выступает даже не как обязательность, а как потребность. Требования многих конкурсов Всероссийского уровня по ученическому самоуправлению предполагают владение навыками информационных технологий.

Например, для участия во Всероссийском конкурсе «Ученическое самоуправление» необходимо было создать и вести свою группу в социальной сети Вконтакте, организовать и провести мероприятие, снять видеоролик и выложить в свою и региональную группу. Под руководством педагога ребята сняли видеоролик, давайте посмотрим.

Организаторские способности и приобретенные лидерские качества помогают ребятам реализовывать свои планы в дальнейшей жизни.

Подготовка и реализация массовых мероприятий показывают социализацию ребенка в обществе.

Опыт детского объединения «Клуб интеллектуальных игр «Мудрая сова» (руководитель резник Е.А.) в формировании интеллектуальной компетенции представляет собой применение комплексного способа подачи учебного материала средствами информационных технологий. В ходе учебного процесса происходит развитие интеллектуальных способностей, активизируется познавательная и творческая активность обучающихся, формируются умения работы в команде, создается ситуация успеха.

В течение года клуб организует традиционные турниры по интеллектуальным играм: «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Интеллектуальный марафон». По итогам городского чемпионата клуба «Мудрая сова» команда – победитель забирает переходящий кубок в свою школу. Количество участников интеллектуальных игр растёт с каждым годом. Два года назад в играх принимало участие около 100 команд. В этом году уже 119 команд почти из всех школ города. Клуб пользуется спросом как у участников игр, так и у педагогов школ города. У каждой команды есть название и девиз. Елена Анатольевна уже третий год проводит конкурс презентаций команд.

Давайте посмотрим презентацию команды, неоднократных победителей городских интеллектуальных игр. Ребята из команды 220 Вольт играют в интеллектуальные игры с 5 класса и являются лидерами в старшей возрастной категории.

Благодаря сетевому взаимодействию команды клуба активно принимают участие в международных турнирах. Так, по итогам международного асинхронного турнира «Сказочный сундучок» команды клуба занимают призовые места и получают грамоты.

Интеллектуальные игры – это возможность реализовать важную потребность подросткового возраста в признании со стороны других и подтверждении своей социальной значимости. Например, игроки старшей возрастной категории уже владеют навыками игры, умеют работать в команде, а самое главное, получают удовольствие от решения сложных вопросов.

Одним из направлений деятельности клуба является проектная деятельность. Елена Анатольевна обучает и готовит со старшеклассниками социальные проекты, которые успешно участвуют в конкурсах различного уровня: в 2015г. Куленкова Лиза с проектом «Городской бал старшеклассников» приняла участие сразу в трех конкурсах: республиканский конкурс «Крым 21 век» 2 место; республиканский конкурс «Лидер» (1 место) и всероссийский «Мы это делаем вместе» (2 место); 2016г. Порошина Арина с проектом «Фестиваль «Парад городов-героев» заняла 1 место в республиканском конкурсе «Крым 21 век» и 2 место во всероссийском конкурсе «Изменим мир к лучшему».

Проектная деятельность не только развивает познавательную и социальную активность ребят, но и развивает коммуникативные навыки, умение выступать перед аудиторией, презентовать свои работы.

Одним из путей повышения качества дополнительного образования является использование инновационных технологий, т.е. применение интерактивных форм и методов обучения.

В детском объединении «Юный эрудит» (руководитель Османова Д.С.) активно применяется интерактивная форма занятий в виде тренингов. Участвуя в процессе групповой дискуссии, ролевых играх обучающиеся получают навыки результативного общения в позитивной атмосфере.

Таким образом, развиваются социально-психологическая и коммуникативная компетентности. У ребят формируются навыки общения, умения работать с информацией, умения работать в парах и малых группах, исчезает страх допустить ошибку и высказать неправильное предположение. Это содействует дальнейшей социализации ребенка как в классе, так и в общении со сверстниками.

На занятиях в детском объединении «Знатоки» (руководитель Калугина Г.В.) также активно применяется интерактивный метод обучения как способ формирования интеллектуальной компетентности обучающихся.

Педагог использует слайд-презентации, что делает занятия более привлекательными и доступными для современных детей. Ребята сами готовят мультимедийные путешествия, навыки приобретенные при подготовке работ, раскрывают свободу владения как информацией, так и компьютерными технологиями.

Внедрение информационно – компьютерной технологии повышает интерес обучающихся к занятиям, помогает формировать познавательную мотивацию. А это подтверждают результаты – команды под руководством Галины Вадимовны – победители и призеры городских игр и международных игр. В этом году команда заняла 3 место в Международном турнире «Золотая осень».

Педагог успешно проводит школьные синхронные турниры.

Ребятам нравится практическая отработка игр и викторин, где они сами могут проверить свои знания. Таким образом, обучающиеся имеют возможность не только свободно владеть информацией, но раскрыть свои интеллектуальные способности, активно применять приобретенные знания и навыки в социуме.

Цель организации учебно-воспитательного процесса фотостудия «Позитив» (руководитель Друкар А.Э.) – раскрытие личностного творческого потенциала обучающихся и их развитие средствами фотоискусства.

В ходе обучения широко используются информационно – компьютерные технологии, педагог использует в своей работе различные видеоуроки: «Уроки фотошопа»; «Композиция в фотографии», «Уроки фотографии»; «Фотосъемка портрета в центре города», «Три простых способа разнообразить свои фотографии» и пр.

Ребята активно посещают профессиональные мастер – классы, что даёт возможность студийцам постоянно оттачивать своё мастерство. С целью отработки полученных знаний и навыков обучающиеся проводят фотосъемку как в студии так и на природе - фотопленер. Фотосъёмка дает возможность не только закрепить свои знания но и собрать фотоматериал. Участие в многочисленных фотовыставках как онлайн, так и в реальном времени позволяет обучающимся повышать свой уровень, а также критично оценивать свои работы.

Обучающиеся являются победителями конкурсов различного уровня, участвуют в фото - выставках. Александр Эдуардович организовал более 7 выставок со своими юными фотографами. Давайте посмотрим видео клип с выставки «История пишется объективом», где обучающиеся сами презентуют свои работы и рассказывают о своем творчестве.

Полученные навыки обучающиеся студии активно применяют в реализации фотопроектов. У многих ребят занятие фотографией из хобби перерастает в возможность заработка –они занимаются свадебной фотосъемкой, снимают семейные торжества, индивидуальные фотосъемки.

Практически все дети общаются посредством социальных интернет-сетей ВКонтакте, Одноклассники, Твиттер, Фейсбук, Инстаграмм. Они имеют возможность благодаря этому показать свои работы широкой аудитории, тем самым реализовать свои возможности.

Компетентность в сфере самостоятельной познавательной дея­тельности активно развивается в детских объединениях научно – познавательного направления – «Краеведение» (руководитель Лыкус Я.Т.) и «Краевед» (руководитель Бессарабова Т.А.) . Результатом организации исследовательской деятельности обучающихся в детских объединениях выступает система знаний, исследовательских компетенций и личностных качеств. Умение самостоятельно собирать, сохранять, анализировать, делать выводы и передавать информацию составляют информационную компетентность.

При написании научно-исследовательских работ обучающиеся приобретают коммуникативные навыки: ребята учатся общаться, брать интервью, находить контакт, собирать и обрабатывать информацию.

Ребята приобретают навыки работы с научной и архивной литературой, навыки написания и оформления работ которые они используют в дальнейшем, при подготовке курсовых и дипломных работ в высших учебных заведениях.

С целью познавательной деятельности обучающиеся встречаются с интересными людьми. Например, на встрече с руководителем военно-исторического клуба "Альма" Алексеем Цыгановым, ребята узнали о событиях связанных с периодом Крымской войны в Евпатории в 1896-1899 гг., о деятельности военно – исторического клуба.

После данной встречи ребята совершили экскурсию на реконструкцию Альминского сражения - первого полевого сражения в Крымской войне, у поселка Вилино. Такие мероприятия выполняют как образовательно-просветительскую функцию, так и воспитывают патриотические чувства.

При подготовке к защите научно-исследовательских работ, обучающиеся приобретают навыки публичного выступления перед аудиторией, у детей формируется чувство уверенности в себе и своих силах, умение отвечать на незапланированные вопросы. Ребята готовят к своим работам слайд-презентации и выступают перед своими сверстниками в школе на классных часах.

Обучающиеся активно участвуют в научно - практических конференциях, например на IV Всеукраинской краеведческой конференции «Мой родной край, моя земля глазами современников» Крым представляли 4 человека, из которых два из наших детских объединений.

По итогам участи в конференциях, работы детей публикуются в сборниках конференций и в специализированных журналах:

-В сборнике тезисов научно-исследовательских работ учащихся МАН «Искатель» по итогам республиканской конференции «Православие в Крыму: История. Традиции. Современность» Волкова Ангелина. По итогам конкурса Ангелина заняла 1 место и была поощрена поездкой в Грецию.

-В сборнике материалов «Экологический интеллект – 2013» опубликована работа Шелеговой Виктории.

-В сборнике тезисов участников Всероссийской конференции обучающихся «Юность, наука, культура», Швайко Александр. За победу в конкурсе Александр был награжден серебряным знаком отличия.

Профессиональная компетентность педагогов подтверждается личными публикациям:

Работа Лыкус Я.Т. «Туристско-краеведческое движение в Евпатории» напечатана в сборнике «Туристско-краеведческое движение в Крыму».

В результате подготовки детей к научно-исследовательской деятельности, ребята ежегодно становятся победителями 2 этапа Малой академии наук школьников Крыма «Искатель». По итогам прошлого года двое обучающихся: Бойко Елизавета и Ваганов Вячеслав стали стипендиатами Совета Министров республики Крым.

В качестве поощрения их приглашают на летние лагерные сборы, где появляется возможность не только проявить свои исследовательские способности, но и познакомиться с новыми людьми. Те дети, которые прошли МАН на всю жизнь сохраняют эти дружеские отношения.

Юные исследователи продолжают свое образование в высших учебных заведениях

Например: Волкова Ангелина, действительный член в малой академии наук в секции «религиоведение» обучается в Московском Свято-Тихоновском гуманитарном университете.

Ваганов Вячеслав, действительный член в малой академии наук в секции «историческое краеведение» обучается в Крымском федеральном университете, на историческом факультете

А те, кто избрали иной жизненный путь, сохранили тепло и любовь к родному краю на всю жизнь.

Работа детских объединений направлена не только на решение практических и исследовательских задач, но и на раскрытие социального потенциала каждого ребенка в деятельности, на его успешную социализацию.

Информационно - коммуникативная компетентность педагогов и обучающихся социально-педагогического и научно-познавательных направлений реализуется через:

сетевое общение

- передача информации обучающимся, родителям, коллегам, администрации учреждения посредством электронной почты;

- общение в социальных сетях : ВКонтакте, Твиттер, Фейсбук, Инстаграмм и пр.;

- на сайтах: «Ровесник» - Евпатория»; «Клуб интеллектуальных игр «Мудрая сова»;

- информационных порталах ВКонтакте - «Евпаторийский городской ученический парламент»; «Позитив», где размещаются объявления о планируемых мероприятиях, информация с вопросами игр, видеоролики, презентации, методические рекомендации для педагогов и пр.

использование информационно интернет – ресурсов

- педагоги и обучающиеся активно используют информацию из сети интернет при подготовке к занятиям, при проведении различных мероприятий;

- повышение квалификации педагогов средствами дистанционного обучения (Резник Е.А.);

- сетевые педагогические сообществах – создание своего персонального сайта на педагогическом сайте «Инфоурок».

Педагоги нашего направления уже зарегистрировались на сайте «Инфоурок».

В эпоху развития средств массовой информации, компьютерных и информационных технологий сегодня информационно-коммуникативные технологии выходят на первый план при организации образовательного процесса в учреждении.

Бессарабова Т.А.,

методист МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»

15.02.2017г.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.