Методическое объединение «Проблемный диалог как средство развития познавательной активности»
Российская Федерация Кировская область Светлана Леонидовна Тиминова учитель начальных классов г. Яранск стаж работы 15 лет МКОУ СОШ с УИОП №2 им. А. Жаркова
Неумение организовать свою учебно-познавательную деятельность Требования стандартов второго поколения Как таких результатов достичь Противоречия Активность учащихся
Проблема Создание условий для проявления познавательной активности школьника
Проблемный диалог как средство развития познавательной активности школьников «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления» Г. А. Цукерман
П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина «Теория поэтапного формирования умственных действий» А.А. Леонтьев «Деятельностный подход в образовании» И.С. Якиманская «Технология личностно-ориентированного обучения»
Общепедагогический характер разные ступени разные формы работы с родителями разные формы работы с коллегами разные формы работы с учащимися разные предметы Актуальность опыта
Ведущие понятия опыта Проблема сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами) между двумя и более людьми Диалог Творческая деятельность Проблемно-диалогическое обучение
Постановка учебной проблемы Поиск решения Выражение решения Реализация продукта Звенья научного творчества
I звено Методы: Цель: помочь ученикам сформулировать тему урока Постановка учебной проблемы
Побуждающий от проблемной ситуации диалог с удивлением с затруднением Проблемная ситуация противоречивые факты столкновение мнений задание на ошибку невыполнимое задание несходное задание сходное, но не выполнено
Побуждающий от проблемной ситуации диалог с удивлением с затруднением Проблемная ситуация противоречивые факты столкновение мнений задание на ошибку невыполнимое задание несходное задание сходное, но не выполнено
Урок математики в 1 классе
Побуждающий от проблемной ситуации диалог с удивлением с затруднением Проблемная ситуация противоречивые факты столкновение мнений задание на ошибку невыполнимое задание несходное задание сходное, но не выполнено
Подводящий диалог
Сообщение темы с мотивирующим приёмом «Яркое пятно» «Актуальность»
Методы 1 Побуждающий от проблемной ситуации диалог 2 Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом 3 Учебная проблема ? ?
II звено Поиск решения Цель: помочь ученикам открыть новое знание Методы: 1 Побуждающий к гипотезам диалог 2 Подводящий диалог от проблемы Подводящий диалог без проблемы 3
Цель и задача Пути познания Постановка проблемы Простое и сложное Метапредметные темы Рисунок и схема Хаос и порядок Звук и цвет Позиция и роль
Проблемно-диалогическое обучение во внеурочной деятельности учителя- предметники родители население архив музей Мы вместе…
Проблемно-диалогическое обучение во внеурочной деятельности
Результативность опыта Уровень мотивации к обучению (по методике Н.Г. Лускановой ) -начало года -конец года увеличение уровня мотивации к обучению Личностные результаты
Творческие способности 25% 50% 0% 2011-2012 (начало) 2011-2012 (конец ) Изменения личностных качеств учащихся коммуникабельность Интерес к предмету уверенность в собственных силах
-начало года -середина года Диагностика уровня школьной тревожности (по методике Филлипса) Снижение уровня тревожности на 21% (с 30% до 9%)
Год Балл 2009-2010 3,9 2010-2011 4 2011-2012 4,2 Предметные результаты Средний балл
Предметные результаты
начало года конец года -частное планирование -целостное планирование Диагностика развития поискового планирования (по методике д.п.н. А.З.Зака) 69% увеличение уровня целостного планирования на 26% Метапредметные результаты
Я учусь… конкурсы личный сайт конференции курсы ШМО, РМО веб-страница
Мы вместе… библиотека ДДТ школа искусств методическая служба района ИРО КО коллеги родители