12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тиминова Светлана Леонидовна175
Россия, Кировская обл., Яранск
3

Методическое объединение «Проблемный диалог как средство развития познавательной активности»



 На современном этапе начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребен­ка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учеб­ные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат на что и указывают Федеральные Государственные Образовательные Стандарты.

Разрешая противоречия: между активностью учащихся и неумением организовать свою учебно-познавательную деятельность, между требованиями стандартов второго поколения, которые фиксируют результаты обучения, и тем, что массовому учителю не очень понятно, как таких результатов достичь, я вышла на проблему создания условий для проявления по­знавательной активности школьника.

Сейчас я убеждена, что средством развития познавательной активности школьников является проблемный диалог, и я постараюсь Вас в этом сегодня убедить, так как это и есть тема моего методического объединения. «Проблемный диалог как средство развития познавательной активности школьников»

А эпиграфом для меня стали слова доктора психологических наук, Галины Анатольевны Цукерман (Российская академия наук): «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления».

Заинтересовалась данной технологией на одном из тематических педсоветов. Изучила литературу, приняла участие в работе проблемной группы, где занимались учителя разных предметов.

Научно-методическое обоснование опыта.

Автором данной технологии является Е.Л. Мельникова. Её труд

опирается на идеи ведущих психологов и педагогов, они представлены на слайде.

Актуальность

Технология проблемно-диалогического обучения носит общепедагогический характер, она может применяться

-на всех образовательных ступенях;

-на уроках по самым разным предметам

-на школьных мероприятиях, классных часах, педагогических советах и даже родительских собраниях.

Ведущие понятия опыта: проблема и диалог.

Суть проблемного урока – творческое усвоение знаний. Какой же вид творчества доступен ученику на уроке? Согласитесь, на уроке чтения вряд ли получится изобретать новые механизмы, а на уроке математики едва ли уместно будет предложить новое видение мира. Зато на уроке по любому предмету ученики могут занять позицию учёных и открывать новые для себя знания.

На проблемно-диалогическом уроке я сначала побуждающим или подводящим диалогом помогаю ученикам поставить и решить проблему, а затем продуктивным заданием стимулирую их создать продукт и представить его классу. Получается, что технология проблемного диалога действительно обеспечивает творческое усвоение знаний: «Спросил, открыл, создал», тогда, как традиционный урок обеспечивает репродуктивное усвоение знаний: «Пришёл, услышал, заучил». Особенность традиционных методов – это учительский монолог: «я говорю – ты молчишь». Технология проблемного урока представляет собой диалог учителя с учениками: «я словечко – ты словечко».

Проблемный диалог чаще всего используется на этапе введения знаний. Остановимся подробнее на этом этапе. Он включает два звена творческой деятельности.

1 звено. Постановка учебной проблемы

В чём смысл данного этапа?

Я помогаю ученикам сформулировать тему урока. К постановке учебной проблемы подвожу тремя разными путями. 1) Создаю проблемную ситуацию 2) Подвожу прямо к теме 3) Применяю мотивирующие приёмы. Рассмотрим каждый отдельно

  1 метод- Побуждающий диалог я строю из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески. Для этого создаю проблемную ситуацию. Взаимодействуя с коллегами, мы наработали опыт создания проблемных ситуаций с удивлением и с затруднением. В результате, мы овладели шестью приёмами, которые предлагает автор технологии, их вы видите на экране. Остановлюсь на некоторых приёмах, которые я применяю в своей работе.

Сейчас я покажу фрагмент урока, где мне понадобится ваша помощь.

-Рассмотрите помещённые на слайде иллюстрации с изображением животных и мест их обитания?

– Расселите животных по месту их обитания (говорят)

-А могут ли они встретиться на одной льдине?

- Итак, задание было одно, а мнений у нас сколько?

-Почему так получилось, чего мы не знаем?

-Какая будет тема урока?

Какой из приёмов создания проблемной ситуации «с удивлением» сейчас работал?

-Правильно, это 2 приём- задание на столкновение мнений.

Покажу приём создания проблемной ситуации «с затруднением»

ВИДЕОРОЛИК

На данном уроке, сначала я дала задание на известный материал, дети легко дают названия компонентов действия сложения. Задание на новый материал вызывает затруднение. Вопросами подвела детей к осознанию проблемы. Так формулируется проблемный вопрос. Использовала приём «Дать практическое задание, не сходное с предыдущим».

Следующий метод постановки проблемы:

Подводящий диалог – используя репродуктивные задания и мыслительные операции, состоящие из посильных ученику вопросов, подвожу к открытию нужной мысли.

Покажу фрагмент урока русского языка.

ВИДЕОРОЛИК

Вот так, через цепочку вопросов, я подвела к теме урока.

Ну, а если начинается сегодня совершенно новый раздел? Что остаётся учителю: сообщить тему в готовом виде? Конечно, можно так, однако не секрет, что торжественно объявленная тема чаще всего не интересна ученикам и получается скучный урок.

Где же выход? Можно ли вообще увлечь ребят заранее сформулированной, навязываемой темой урока. Оказывается, да. И для этого я использую мотивирующие приёмы - условно называемые «яркое пятно» и «актуальность» Что может быть использовано в качестве яркого пятна?

В качестве яркого пятна могут быть использованы связанные с темой урока сказки, легенды, загадки, ребусы, кроссворды, театрализация, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание.

Прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой проблемы для самих учащихся, лично для каждого.

Здесь я приведу пример с классного часа. Этот пример объединяет оба приёма. (Видеоролик)

Пример: Классный час в 1 классе Тема «Правила поведения в классе»

 

Постановка проблемы

Учитель                           

 

Ученики

«Яркое пятно» (инсценировка)

 

 

 

 

 

 

 «Актуальность»

 

 

Тема

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ребята, бывали у нас в классе такие случаи?

-Это хорошо и приятно?

-Давайте договоримся о правилах поведения в классе, чтобы все дружили и всем было хорошо

(Выходят два ученика в костюмах Мальвина и Буратино)

Б: Меня никто не любит и дружить со мной не хочет

М:А как ты общаешься? Меня ты дёргал за косички, а Пьеро ты толкал и обзывал

Б: Подумаешь, у нас все дети так себя ведут! Правда,  ребята? (Обращается к классу)

 

-

-Нет, это плохо

 

(После просмотра) В качестве «яркого пятна» была использована инсценировка, а актуальность в том, что дети понимают: «Да, мы тоже иногда толкаемся и обзываемся». Таким образом, подвела к необходимости составления правил поведения в классе. Данный приём использую как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Итак, все эти методы завершаются учебной проблемой, которая интересна всем учащимся класса. Дети не только хотят найти ответ на вопрос, но и изучить тему, которая стала для них личностно-значимой.

2 звено

Переходим ко второму звену творческой деятельности поиску решения Его цель в том, что учитель помогает ученикам открыть новое знание.

На проблемном уроке возможны три метода поиска решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог. Подводящий к знанию диалог: от проблемы, без проблемы

О них я вам расскажу на мастер-классе.

Много внимания на данном этапе уделяю формированию у детей и умению учиться. Для этого использую метапредметные темы (вы их видите на экране).

Я уже говорила, что технология носит общепедагогический характер, я её использую и во внеурочной работе. Веду кружок по программе Холодовой О.А. «Развитие познавательных способностей», который формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску

Исследовательская деятельность – один из самых эффективных способов организации проблемного обучения, так как любое исследование начинается с проблемы. В результате взаимодействия с социумом, партнёров вы видите на слайде, у детей сформировался интерес и навыки исследовательской деятельности. Благодаря этим навыкам, мои ученики стали победителями и дипломантами исследовательских работ различных уровней.

Примером может служить – Беляева Людмила, дипломант финала Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество» секция «Природное наследие».

С учащимися первых классов провожу игры-исследования, начинаем писать мини-проекты.

Результаты своих исследований дети представляют на познавательных минутках, классных часах, родительских собраниях. Так, проект семьи Шушаковых был успешно представлен в 2012 году на районном фестивале «Её величество семья».

О том, что проблемно-диалогическая технология продуктивна, говорят и следующие результаты.

1. Диагностическая работа по выявлению уровня мотивации учащихся по методике Наталии Георгиевны Лускановой показывает преобладание среднего и высокого уровня, причём к концу учебного года уровень мотивации увеличивается.

2.Ученики приобретают позицию активного деятеля, а не созерцателя, воспитываются такие черты характера, как инициативность, уверенность в собственных силах, коммуникабельность.

3. Проведённая школьным психологом диагностика по методике Филлипса показывает снижение уровня школьной тревожности

 

К предметным результатам отношу средний бал.

100% успеваемость учащихся.

Мои ученики – активные участники интеллектуального марафона. В 2012 году – призёр муниципального этапа.

Есть победитель и дипломанты конкурса исследовательских работ.

Метапредметные результаты отслеживала, используя диагностику особенностей развития поискового планирования доктора психологических наук А.З.Зака.
Слайд перед вами.

Вышеназванные результаты показывают, что общепедагогическая технология проблемного диалога реализуется на любом предметном содержании, является результативной, обеспечивает высокое качество усвоения материала, носит здоровьесберегающий характер – позволяющий снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счёт стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний, что является эффективным средством реализации ФГОС.

Не останавливаясь на достигнутом, я продолжаю профессионально расти. Совершенствую свои знания и повышаю квалификацию на курсах. Продолжаю сотрудничать с коллегами, работая в проблемной группе, в районном методическом объединении, используя новые информационные технологии, общаюсь с коллегами на профессиональных сайтах. Принимаю участие в работе конференций и профессиональных конкурсах.

Таким образом, во взаимодействии с коллегами: учителями - предметниками, преподавателями школы искусств, педагогами дополнительного образования, сотрудниками библиотек, музея, родителями я разрешаю противоречия, с которыми столкнулась в своей педагогической деятельности.

В перспективе, я планирую принять активное участие в работе ассоциации творчески работающих педагогов района, инновационном образовательном форуме «Открытость. Качество. Развитие». Продолжить работу в социальной сети работников образования, на своём личном сайте, и в сети творческих учителей, подготовить публикацию для журнала «Образование в Кировской области» по представленному опыту.


Методическое объединение
PPTX / 10.94 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.