Статья «Использование нетрадиционных приемов и технологий изобразительного искусства в учебном процессе объединения»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»
Использование нетрадиционных приемов и технологий изобразительного искусства в учебном процессе объединения
(Методические рекомендации для педагогов )
Составитель:
пдо Боранова А.М.
г.Владикавказ, 2020
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Использование на занятиях изобразительного искусства разнообразных художественных материалов в значительной степени обогащает возможности детей, повышает их интерес к занятиям и способствует развитию фантазии, художественного вкуса, творчества, творческих способностей.
Следует учитывать, что использование разнообразных материалов на занятии не должно быть самоцелью. Важно подбирать материалы, исходя из темы занятия и поставленных дидактических задач.
Такие художественные материалы, как восковые мелки, можно использовать как самостоятельно, так и в сочетании с акварелью. В такой технике можно выполнять тематические рисунки (зимние пейзажи, иллюстрации к сказкам, космос). Особенность этих материалов состоит в том, что восковые мелки не смешиваются с акварелью возможность свободной работе цвета.
Техническая последовательность такой работы:
сначала контурное изображение наносится слабой линией простым карандашом, затем - восковые мелки (контуры, частичная тушевка, блики), затем работа ведется акварелью, начиная с дальнего плана.
Работа акварелью ведется свободно по изображению мелками. Можно выполнить работу только мелками на тонированной бумаге (в графике).
РАБОТА НА МЯТОЙ БУМАГЕ
Альбомный лист бумаги следует смять в плотный бумажный ком. Затем, расправив его, следует наклеить на лист большего цветного формата. Затем, без предварительного карандашного рисунка, в технике «по-сырому» ведется работа над пейзажем, последовательно, с учетом законов перспективы (горы, море, зимний пейзаж).
ГРАТАЖ или ГРАТОГРАФИЯ
(процарапывание).
Гратаж может быть цветным или черно-белым. Процарапывая каким-либо острым предметом тонированную бумагу, можно получить белый или цветной штрих.
Последовательность работы:
на лист бумаги следует нанести акварелью или гуашью определенные цвета или цветовые пятна хаотично. Затем, после высыхания, лист следует натереть восковой свечой. После этого лист окрашивается черной или цветной тушью с добавлением туда шампуня или жидкого мыла. После высыхания ведется непосредственно процарапывание (пустым стержнем от гелевой ручки). Основными средствами выразительности в таких работах являются линия, штрих, пятно.
КЛЯКСОГРАФИЯ
Можно использовать тушь разных цветов. Работа способствует развитию фантазии и воображения.
На чистый лист бумаги следует капнуть кляксу и представить, на что это похоже. Чтобы клякса расплылась, лист бумаги следует наклонять. После высыхания дети дорисовывают недостающие детали.
В такой технике можно выполнять тематическую работу «дерево-колдунья». Акварелью или гуашью создается фон «небо», «земля», «ночь». После высыхания в нижнюю часть листа нужно капнуть капельку черной туши и, не дожидаясь ее высыхания, раздуть эту капельку при помощи трубочки вверх и в стороны. С помощью других капель образовать крону дерева. После высыхания можно дорисовать листья и т. д. Можно использовать фломастеры для дорисовывания мелких деталей.
ОТПЕЧАТКИ ПРИ ПОМОЩИ ЛИСТЬЕВ РАСТЕНИЙ
Следует собрать накануне растительный материал (листья, веточки, колоски). Выбрать тему («Осенний букет», «Листопад», «Подводный мир», «Сказочное царство»). Исходя из формы листика, подбираются объекты природы или предметы. Густо намазать гуашью обратную сторону листа (веточки, колоска и т. п.) и приложить к листу бумаги (белому или тонированному) и прижать. Получатся отпечатки задуманного сюжета. Затем доработать детали.
РАБОТА «ПО-СЫРОМУ»
Лист бумаги следует обильно смочить водой. Не дожидаясь высыхания, кончиком кисти нанести конкретные очертания предметов. Изображение получается неясным, размытым, как бы в тумане или под дождем. Краску можно использовать одного или нескольких тонов. Если некоторые детали нужно прорисовать более четко, то это нужно сделать при подсыхании рисунка. Работа сложная, поэтому следует начинать ее с простых предметов (веточка ели, куст под дождем). Чтобы добиться мокрого эффекта, работу можно выполнить по сухому, затем лист бумаги опустить в воду на несколько секунд.
ИЗОНИТЬ
Способствует развитию детской фантазии, воображения.
Лист бумаги следует согнуть пополам и в линию сгиба вложить окрашенную одноцветно или многоцветно шерстяную нить (кончики нити не окрашивать). Нить вложить ровно или перевить петлями. Затем, придерживая, прижимая лист, нить продернуть за один край или оба. Получится отпечаток, дающий волю воображению. После высыхания изображение доработать недостающими деталями в соответствии с задумкой.
РИСОВАНИЕ ПРИ ПОМОЩИ БУМАЖНОГО КОМА И БУМАЖНОГО ЖГУТА
Газета сжимается в плотный ком, одна часть которого окрашивается краской. На белый или тонированный лист бумаги ставим отпечаток этого кома (можно несколько отпечатков), образовывая, таким образом, цветок или красивые цветочные букеты. Далее дорабатываем отпечатки бутонами, листьями, которые получаются при помощи отпечатков бумажного жгута. После производится доработка мелких деталей (листья, стебли, тычинки и т. п.). Таким образом, можно изобразить сирень, розы.
РИСОВАНИЕ ПРИ ПОМОЩИ ПОРОЛОНА
Дети рисуют пушистых животных, птиц, мягкие игрушки. Сначала рисунок наносится тонкими вспомогательными линиями простым карандашом. Затем кусочек поролона окрашивается в нужный цвет и отрывистыми движениями промакиванием покрывается форма. Поверх нанесенного цвета наносится другой тон. После просыхания работы производится доработка мелких деталей (нос, глаза, усы). Рекомендуется краску разводить погуще.