Доклад «Создание условий для развития познавательной самостоятельности обучающихся в дополнительном образовании»

1
0
Материал опубликован 22 March 2022

Создание условий для развития познавательной самостоятельности обучающихся в дополнительном образовании


В современных условиях развития общества, науки, техники, каждый человек стоит в условиях постоянного выбора и саморазвития – этого требует растущая конкуренция на рынке профессий и услуг.

Занять удобную и выгодную нишу в обществе и профессиональном сообществе может человек, обладающий такими личностными качествами, как способность к постоянному личностному развитию, познанию, саморазвитию; коммуникативность, самостоятельность, мобильность, и т.д.

Самостоятельно организовать процесс познания может далеко не каждый взрослый человек, а вот организовать образовательный процесс с уклоном на познавательную самостоятельность обучающихся – условие, которое ставит перед всеми образовательными организациями ФГОС.

Т. И. Шамова рассматривает познавательную самостоятельность обучающихся как одно из основных качеств личности, связанное «с воспитанием положительных мотивов к учению, формированием системы знаний и способов деятельности по их применению и приобретению новых, а также с напряжением волевых усилий» [4, с. 42]. Это свойство личности «характеризует стремление и умение без посторонней помощи овладевать знаниями и способами деятельности, решать познавательные задачи» [там же].

О.В. Петунин рассматривает данное понятие как «качество личности, проявляющееся у обучающихся в потребности и умении приобретать новые знания из различных источников, путем обобщения раскрывать сущность новых понятий, овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать и творчески применять для решения разнообразных проблем» [2, с. 63].

Он же, разграничивая внешнюю и внутреннюю стороны проявления познавательной самостоятельности, представляет её структуру двумя блоками: личностным и деятельностным.

В личностный блок входят 3 компонента:

1. мотивационный компонент (содержит познавательные, социальные и ситуативные мотивы). Ведущими являются познавательные мотивы: широкий учебный мотив (на усвоение знаний), учебно – познавательный мотив (на усвоение способов познавательной деятельности), мотив самообразования (на совершенствование этих способов);

2. содержательно – операционный компонент (включает в себя систему ведущих знаний и способов деятельности, характерных для определенных периодов обучения.

В состав операционной стороны познавательной самостоятельности обучающихся входят три группы умений:

- интеллектуальные (умение выделять главное);

- общие учебные: умение планирования (ставить цель, определять задачи деятельности, этапы, распределять время на их осуществление, отбирать пути и средства достижения поставленных целей) и самоконтроля (контроль результатов и процесса познавательной деятельности);

- специальные (определяются особенностями предмета).

В переводе на язык ФГОС – личностные, метапредметные и предметные результаты освоения познавательной деятельности.

3. волевой компонент (готовность к совершению волевых усилий и реализацию познавательной самостоятельности в познавательной деятельности).

Согласно О.В. Петунину, «каждый из компонентов выполняет определенную функцию в познавательной деятельности обучающихся: мотивационный – побуждает к ней; содержательно – операционный – создает базу для е осуществления; волевой – обеспечивает её завершение» [2, с. 63].

Деятельностный блок познавательной самостоятельности представлен такими компонентами, как:

1. наличие познавательной самостоятельности (имеется/отсутствует);

2. этапы самостоятельной познавательной деятельности (информационно – аналитический, проектировочный, исполнительский, рефлексивный);

3. Уровни познавательной самостоятельности (воспроизводящая, реконструктивно – вариативная, частично – поисковая, творческая самостоятельность).

Начиная с дошкольного образования (следуя ФГОС всех ступеней образования), можно говорить о том, что самостоятельная познавательная деятельность обучающихся является тем видом деятельности, который можно назвать одним из профилирующих. ФГОС представляет последовательность ее развития у обучающихся:

во ФГОС ДО говорится о том, что «познавательное развитие личности дошкольника предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности».

во ФГОС НОО акцент делается на «способе организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся»; учитывается «разнообразие организационных форм и индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности»;

во ФГОС основного общего образования уже читаем о «формировании ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию»;

ФГОС среднего (полного) общего образования во главу угла ставит развитие у обучающихся навыков в учебно – исследовательской, проектной видах деятельности; сформированность основ саморазвития, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.

Таким образом, следуя логике ФГОС, можно сделать заключение о том, что познавательная самостоятельность обучающихся – усложняющийся процесс от мотивации (дошкольное образование) до непосредственного осуществления познавательной деятельности (основное общее, среднее (полное) общее образование).

Системно организованный в образовательной организации познавательный процесс должен вести к динамичному развитию познавательной самостоятельности обучающихся.

Первым этапом работы по ориентации образовательного процесса ДЮТ на развитие познавательной самостоятельности обучающихся стала работа по мотивации, повышению профессиональной компетентности педагогов в данном направлении (с 2012 по 2014 гг. проведена серия обучающих семинаров, круглых столов, конференций, педагогических и методических советов по проблемам:

личностно – деятельностный, личностно – ориентированный, системно - деятельностный подходы в обучении; интерактивное обучение, индивидуализация и дифференциация обучения; познавательно – исследовательская, учебно – исследовательская, проектная деятельность детей разных возрастных категорий; адресная поддержка обучающихся, тьюторское сопровождение талантливых и одаренных детей;

внедрение в педагогическую практику инновационных методик и технологий, в частности: технологии модерации, технологии инженерного проекта, ИКТ, ТРИЗ, метода морфологического ящика и т.д.; форм активизации познавательной активности обучающихся: семинаров, экспериментальных заданий, конференций, деловых игр, лабораторно – практических работ, интегрированных занятий и т.д.).

Результат этапа – моделирование учебного занятия педагогами с учетом полученных знаний во главе с методистом по направлению деятельности.

Вторым этапом стала компьютеризация образовательного процесса, внедрение ИКТ (лаборатории и учебные кабинеты были оснащены компьтерами, конечно, не по системе «1 обучающийся – 1 компьютер», но руководство учреждением решило проблему полного отсутствия компьютеров в кабинетах. Компьютеры в технических лабораториях оснащены программами – Компас-3D, Sprint-Layout, в 2 корпуса проведен Интернет).

На наш взгляд, самыми актуальными видами деятельности в развитии познавательной самостоятельности обучающихся, являются учебно – исследовательская деятельность и работа над проектами.

Данные виды деятельности внедряются в образовательный процесс ДЮТ, начиная с дошкольного возраста: с детьми дошкольного возраста (5-7 лет) в рамках общеобразовательных программ реализуются такие виды деятельности, как: поисково – исследовательская, экпериментирование, познавательно – исследовательская.

Дошкольники, с нашей точки зрения, должны стать первым звеном в системе работы ДЮТ по развитию познавательной самостоятельности обучающихся.

Следующим этапом в развитии познавательной самостоятельности обучающихся 7-17 лет становится их включение в Программу по учебно – исследовательской деятельности научного общества учащихся ДЮТ «Звездочет».

Выстроенная система предоставления обучающимися результатов своей познавательной, творческой деятельности в разных конкурсных формах и на разных уровнях – от внутриучрежденческого до международного, позволяет детям оценить свои результаты, осуществить внутреннюю и внешнюю рефлексию.

Мониторинг познавательной самостоятельности обучающихся включает следующие блоки, показатели:

- мотивационно – волевой блок (наличие познавательной и исследовательской потребности, стремления к целенаправленной творческой деятельности; наличие удовлетворения от самостоятельной познавательной деятельности; наличие целей самостоятельной познавательной деятельности и

др.),

- когнитивный блок (уровень знаний по общеобразовательным программам; проявление умения самостоятельно трансформировать знания;

наличие (или отсутствие) увеличения количества алгоритмов, обеспечивающих оперативность в решении тех или иных задач и др.) и

- процессуальный (наличие самостоятельности в решении познавательных задач; владение различными способами поиска и обработки информации; наличие умения создавать новые способы деятельности).

Такая система работы в данном направлении сложилась у нас в учреждении.

Литература

1. Государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/obschee/ – Заглавие с экрана.

2. Шамова Т.И. Активизация учения школьников/Т.И. Шамова.-М.:изд, 1982.

3. Петунин О.В. О структуре познавательной самостоятельности обучающихся/О.В. Петунин//Среднее профессиональное образование. - 2008. - № 5, с. 61 – 63.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html - Заглавие с экрана.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации