Доклад «Мотивация обучающихся как способ развития их познавательной активности»

1
0
Материал опубликован 4 October 2018 в группе

«Мотивация обучающихся»

Слайд 1

Известно, что проблема мотивации учебной деятельности является - актуальной.Каждый педагог хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием приходили на занятия. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто и педагогам, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ребёнка не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.Как сделать занятие интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо усваивали языковой материал?

Существует много способов стимулирования учащихся к изучению английского языка:переписка учеников с их американскими сверстниками, встречи и дискуссии с носителями языка, работа с газетными материалами, художественный перевод стихотворенийи другие.

Так как я обучаю детей младшего и среднего школьного возраста, я использую на занятиях такие способы как:

Применение новых информационных технологий.

Дистанционные олимпиады и конкурсы.

Музыка.

Игра.

Нестандартные формы работы и игровая деятельность (различные конкурсы, КВН, викторины, проведение праздника и так далее)

Проектная деятельность.

Применение новых информационных технологий.

Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, применение методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать занятие интересным и запоминающимся для учащихся (презентации, компьютерное тестирование, компьютерные образовательные программы и так далее)

Дистанционные олимпиады и конкурсы.

Участие в дистанционных олимпиадах является эффективным способом обучения, самореализации и повышения образовательного уровня детей. Дистанционные олимпиады мотивируют учащихся на проверку своих знаний, на самоутверждение, на раскрытие своего творческого потенциала.

Музыка.

Музыка и песня могут оказать неоценимую помощь в изучении английского языка. Хорошие песни не забываются, в отличие от грамматических структур, которые улетучиваются из головы ребенка по окончанию занятия. Каковы же методические преимущества песен в обучении английскому языку? Они способствуют:

совершенствованию навыков произношения

позволяет достичь точности в артикуляции, ритмике и интонации

углубляет знания по английскому языку

обогащает словарный запас

развивает навыки и умения чтения и аудирования

стимулирует монологическое и диалогическое высказывание

развивает как подготовленную, так и спонтанную речь.

Игра.

Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Безусловно, не нужно забывать, что игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определённых задач обучения.

Нестандартные формы работы и игровая деятельность.

Большая роль в поддержании и сохранении интереса к предмету, развитию познавательной деятельности принадлежит нестандартным формам занятия. Нестандартное занятие включает самые разнообразные, эмоционально-яркие, нетрадиционные методы и приёмы обучения, которые не просто повышают мотивацию обучения детей, но и служат развитию тех или иных способностей: различные конкурсы, КВН, викторины, проведение праздника и так далее. Развивать и сохранять учебную мотивацию можно, используя занимательные задания, загадки, ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев, инсценировать ту или иную ситуацию либо сказку, широко знакомиться с традициями, обычаями и культурой англо - говорящих стран.

Проектная деятельность

Слайд 2

В своей работе мною применяется проектная методика. Система упражнений УМК «WELCOME» позволяет усвоить языковой материал. Пытаясь разнообразить пути наиболее эффективного использования изученного материала, я начала использовать метод проектов.

Практика применения проектного метода показывает следующие результаты:

Повышение мотивации к изучению английского языка.

Повышение уровня самостоятельности, активности и ответственности учащихся в процессе работы.

Дети делают различные творческие работы, пишут письма, поздравительные открытки, составляют меню, комиксы и так далее.

Слайд 3

Слайд 4

Этапы работы над проектом.

Выбор темы, создание ситуации.

Подготовка проекта.

Проектные фазы.

Выстраивание отношений между участниками одной группы.

Интеграция в другие области знаний, школьные предметы.

Организация школы, тренировка в употреблении материалов проекта.

Презентация готового продукта

Метод проектов позволяет создать на уроках ИЯ исследовательскую, творческую атмосферу, где каждый обучающийся вовлечён в активный творческий, познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьники приучаются творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения проблемы. Работая над проектом, обучающиеся учатся работать в «команде». Ответственно относится к выполнению своего участка работы, оценивать результаты труда (своего и своих товарищей).При использовании метода проектов, меняется и роль педагога, причём на всех этапах работы. Педагог выступает в роли консультанта, наблюдателя, источника информации, координатора.

 

Проектная деятельность способнасделать учебный процесс для школьников личностно-значимым, в котором он может раскрыть свой творческий потенциал, проявить поисковые способности, фантазию, самостоятельность. Метод проектов – это совокупность приёмов, операций овладения определённой областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно- следственные связи.Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития обучающихся.

Слайд 5

В рамках сетевого проекта «Креативность. Интеллект. Творчество» разработан подпроект «Imagination», который включает в себя:

1.Конкурс переводов «Юный переводчик».

2.Познавательно - игровая программа и конкурс творческих работ «Сувенир из Великобритании»

Цель: развитие познавательных интересов и формирование коммуникативной компетенции детей младшего и среднего школьного возраста.

Задачи:

- повышение интереса к изучению английского языка и положительная динамика качества знаний учащихся;

- воспитывать уважение к чужой культуре, традициям, повышать культурный уровень учащихся посредством иностранного языка;

- развивать опыт творческой деятельности;

- формировать личностные качества (такие, как ответственность, коммуникабельность).

В данном конкурсе приняли участие многие образовательные организации (МБОУ СОШ № 3, 4, 16, 17 МБОУ Гимназия, МБОУ ДО ДДТ). На следующий учебный год планируется разнообразить конкурсы, проведение всевозможных акций, ввездных мероприятий и так далее.


 

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Заключение Итак, мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.

1.Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к занятиям.

2. Использование рассмотренных приёмов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся.

3. Для развития положительной и коррекции негативной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного учащегося является решающим, для другого им может и не быть.

4. Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство педагога и стимулирует это мастерство. Для развития мотивации учащихся к обучению иностранного языка, для развития интереса у учащихся, педагог должен обладать разносторонними и глубокими знаниями, хорошо знать психологию детей, учить с удовольствием, сочетать различные методы обучения и создавать подходящую обстановку для обучения.

 

Список литературы:

Филатов В. М. Некоторые аспекты раннего обучения иностранным языкам// Иностранные языки в школе. 1998. № 5

Комарова, Э.П., Трегубова, Е.Н. эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном обучении иностранному языку// ИЯШ, № 6 2000

Семёнова Н.В. Раннее обучение иностранным языкам в школе// Первое сентября, Английский язык. – 2004.

Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2000.

Маслыко Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка // Издательство «Вышейшая школа», 2004

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации