12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татаринова Елена Алексеевна282
Россия, Липецкая обл.
4

Применение технологий «Использование нетрадиционной техники лепки - пластилинография - как средство развития мелкой моторики пальцев рук у обучающихся с умственной отсталостью»

Использование нетрадиционной техники лепки - пластилинография - как средство развития мелкой моторики пальцев рук у обучающихся (воспитанников) с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 

В семье изобразительных искусств

лепка играет ту же роль,

как и арифметика в математических науках.

Это азбука представления о предмете.

Это первое чтение, изложение предмета.

И.Я. Гинцбург

 

Отставание в психомоторном развитии обучающихся (воспитанников) с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляется совместно с нарушением речевого развития, недостаточностью представлений об окружающем мире, с незрелостью эмоциональной и волевой сферы, недоразвитием познавательной деятельности.

У многих воспитанников малоподвижна кисть, слабо развита мелкая моторика, проявляются разные формы общедвигательных нарушений. Они практически не умеют застёгивать одежду, зашнуровывать обувь, собирать пазлы и мозаику, поймать брошенный в руки мяч. Каждый обучающийся особенен по своему: один не воспринимает разнообразие живого и неживого мира, у второго не развита моторика рук, у третьего отсутствует чувство формы, композиции и одно общее для всех - отсутствие заинтересованности в творческой деятельности. На качество выполнения композиций кроме отсутствия координации движений, несогласованности в действиях глаз и рук, оказывают влияние сложные нарушения интеллектуальной деятельности (внимание, память, повышенная возбудимость нервной системы). Лепка получается однообразная, «шаблонная», с применением малых дополнений или изменений. Объемные композиции схематичны, тематика узкая. Обучающиеся, воспитанники не способны выражать задуманное, адекватно изображать живой и неживой мир. Познание и восприятие развиваются с большой задержкой.

Пластилиновая живопись стимулирует развитие познавательных процессов у обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Её целенаправленное развитие – это работа с причиной, а не со следствием: коррекция имеющихся у обучающихся, воспитанников интеллектуальных нарушений посредством совершенствования умений и навыков работы с пластилином и другим материалом для лепки , используя нетрадиционные техники. Это возможность создания нового, оригинального, «своего», в котором гармонирует все: и форма, и объем, и сюжет. Это желание воспитанников экспериментировать, пробовать, искать, развиваться и самовыражаться.

Пластилиновая живопись – это несложная в работе техника, она имеет свои преимущества – тренирует мелкую моторику рук (и левой, и правой), снимает напряжение в мышцах, помогает расслабиться, легко исправлять ошибки, и вносить изменения в выполненную работу.

Материалом для пластилинографии служит восковой пластилин (мягче, ярче других), необходима основа (глянцевый картон, пластик, стекло), доска или клеёнка (для раскатывания пластилина), стеки (пластиковые ножи), декоративные элементы (пуговицы, бусины, бисер), природный материал (мох, листья, пух, семена, крупа), шприц (медицинский или кондитерский), тканевая или влажная салфетка.

Основу занятий составляют игровые методы и художественное слово.

Темы для работ должны быть близкими воспитанникам. Это могут быть предметы, которые они видят вокруг себя: игрушки, растения и животные, герои сказок.

При выполнении работ в нетрадиционной технике – пластилинографии – необходимо: заранее подготовить рабочее место (клеёнка, специальная доска, тканевые или влажные салфетки); для основы выполняемой работы брать глянцевый картон (на нем легко работать с пластилином, снимать излишки материала ); заранее перевести контуры изображения на основу (сверху покрыть пленкой); для работы использовать, заранее разогретый (руками, горячей водой), пластилин или другой материал; перед началом работы и ходе её выполнения проводить пальчиковую гимнастику, физкультминутки; готовую композицию покрыть сверху древесным бесцветным лаком (для лучшего хранения); по окончании выполнения работы руки протереть тканевой или влажной салфеткой и хорошо промыть руки с мылом.

Основные формы организации работы в нетрадиционной технике лепки: от работы с родителями (законными представителями), через совместную деятельность педагогического работника и воспитанников, приводят с главному результату - самостоятельной деятельности обучающихся.

Обучение пластилинографии должно начинаться с формирования у обучающихся и их родителей (законных представителей) знаний о пластилиновой живописи. Работа проводится по двум направлениям.

Направление информационно – аналитическое:

цель направления: ознакомление родителей (законных представителей) с особенностями работы в нетрадиционной технике лепки – пластилинографии;

формы работы: родительские собрания, консультации для родителей (законных представителей), вручение памяток;

содержание работы: разъяснение о способностях детей, их увлечениях; создание необходимых условий для творческого развития воспитанников; художественное воспитание и понимание своих детей; помощь обучающимся в формировании терпения и веры в себя; уважение к результатам детской творческой деятельности.

Направление организации результативного общения обучающегося, родителей (законных представителей) и педагогического работника:

цель направления: использование воспитанниками и родителями (законными представителями) приобретенных знаний в практической деятельности;

формы работы: создание уголка пластилинографии, совместный просмотр презентаций о пластилиновой живописи, изучение методической литературы с последующими рекомендациями по совместной работе;

содержание работы: приобретение практических навыков в технике пластилиновой живописи; совместная творческая деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса; поиск общих интересов; развитие возможностей родителей и обучающихся.

Для достижения планируемых результатов освоения техники пластилиновой живописи составляется учебный план по годам обучения, рабочая программа, календарно – тематическое планирование. Осуществляется создание базы материально – технического обеспечения, определение содержания курса в целом и каждого занятия в отдельности с указанием в планах тем по изучению пластилинографии. К календарно - тематическому планированию прикладываются планы занятий с учетом психолого - физиологических особенностей обучающихся, воспитанников.

Курс пластилиновой живописи можно начинать с воспитанниками 1* (дополнительного) класса (возраст 6-7 лет): от простых двух - трех приемов к декору, жгутикам, спиралям, соблюдению границ композиции в 3 - 5 классах (возраст 10-12 лет).

В основу программы по курсу пластилиновой живописи положены ключевые задачи для обучающихся, воспитанников в единстве с учебной и внеурочной деятельностью:

- развитие творческого мышления, самостоятельности и инициативности;

- развитие умений и навыков работы с разнообразием подручных средств (шприц, стека, ватные палочки);

- развитие навыков соединения различных материалов и расцветок;

- знакомство с видами композиций (натюрморт, пейзаж);

- развитие умений использования в работах новых техник и приемов (веревочка, спираль, барельеф).

При организации образовательного процесса по курсу пластилиновой живописи используются следующие техники пластилинографии, которые распределены по годам обучения:

с обучающимися 1* (дополнительного) - второго классов:

лепка пальчиками, лепка ладошками, лепка печатками, лепка палочками – стеками, лепка мазками, прямая пластилиновая живопись.

с обучающимися третьего класса:

размазывание по большой поверхности, лепка шариками из пластилина, лепка по трафарету, обратная пластилиновая живопись.

с обучающимися четвертого – пятого классов:

лепка пейзажная, волшебные веревочки, выдавливание пластилина из шприца, модульная, мозаичная, контурная, многослойная, фактурная пластилиновая живопись.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет воспитанникам чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Этапы создания пластилиновой композиции следующие:

- определение рисунка для создания композиции;

- выбор материалов и расцветок для фона и самой композиции;

- перенос рисунка на основу при помощи кальки и карандаша;

- выполнение композиции с использованием выбранного материала;

- заключительное оформление работы (рамка, лак, выставка работ).

В обучении нетрадиционной технике пластилиновой живописи выделяются три этапа:

Ознакомление 

Самый важный этап обучения, поскольку происходит «закладка будущего здания». Воспитанники знакомятся с различными материалами для пластилинографии и способами работы с ними.

Экспериментирование  

На этом этапе воспитанники экспериментируют с материалом и техникой. Они учатся соединять в одной работе разные материалы с целью получения выразительного образа. Здесь нельзя навязывать свою помощь, а необходимо дать возможность обучающемуся действовать, так как ему нравится.

Творчество 

Обучающиеся, воспитанники уже владеют определёнными знаниями, умениями и навыками и имеют практический опыт работы с различными материалами. Теперь важно чутко и умело управлять их самостоятельным творческим процессом.

На основании данных этапов разрабатывается модель творческого процесса, по которой составляются все занятия с обучающимися, воспитанниками.

Каждое занятие начинается с организационного момента, где задается эмоциональный настрой. Здесь используются игрушки и игровые ситуации, художественное слово, иллюстративно-наглядный материал.

В основной части занятия воспитанники выполняют задания, где необходимо проанализировать внешний вид объектов, выделить их характерные признаки. Происходит знакомство с материалом для лепки и техникой пластилинографии.

В практической части занятия обучающиеся выполняют задание, при необходимости осуществляется помощь советом или индивидуальной работой (найти нужное решение, подобрать нужный материал для создания выразительного образа и сюжета).

В заключительной части подводится итог занятия. Просмотр и анализ выполненных работ в конце занятия - важное условие успешного развития художественного творчества у обучающихся, воспитанников, хотя детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) это даётся очень тяжело.

Известно, что развивает то обучение, которое основывается на активности, самостоятельности и инициативе воспитанников, поэтому на занятиях используется не образец для подражания, а приём показа нескольких способов изображения, оставляя за обучающимся право выбора. Важно, чтобы выполняя то или иное задание, он нашёл свой уникальный вариант решения и создал свой неповторимый образ, а работы были своеобразными и отличались друг от друга. Одним из условий развития детского творчества на занятиях пластилиновой живописи является использование различных материалов для пластилинографии, которые обогащают художественный опыт воспитанников и позволяют им испытывать радость от результатов своего труда.

Параллельно с занятиями у обучающихся есть время для самостоятельной деятельности, где они играют, наблюдают, лепят по замыслу, рассматривают картины, иллюстрации о природе, проводят игры - эксперименты, показывают пальчиковый театр и выполняют игровые упражнения, которые способствуют развитию мелкой моторики и обогащению знаний и представлений у воспитанников в лепке.

Для развития мелкой моторики перед практической деятельностью используются пальчиковые игры. Упражнения выполняются совместно с обучающимися. Постепенно текст пальчиковой гимнастики разучивали наизусть. Наиболее понравившиеся игры повторяются по их желанию.

Воспитанники постоянно нуждаются в том, чтобы их научили расслабляться. Мышечное расслабление снимает внутреннюю напряженность, усталость и раздражительность. Воображение служит хорошим помощником для расслабления.

Использование на занятиях по пластилиновой живописи нетрадиционных техник лепки способствует более полному раскрытию творческих возможностей обучающихся с нарушением интеллекта, позволяет им познакомиться с материалами и выразительными средствами, освоить разнообразные приёмы и способы лепки и конечно же развитию мелкой моторики. Нетрадиционные методы пластилинографии развивают у воспитанников логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.

Творческий процесс - это настоящее чудо раскрытия способностей и проявления радости, которую доставляет творчество обучающимся, воспитанникам с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Необходимо почаще хвалить юного «волшебника», бережно относиться к плодам его творчества, ценить самобытность и индивидуальность его работ! Воспитанникам дается понять: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.