Доклад «Развитие мелкой моторики у детей с умеренной умственной отсталостью»
Развитие мелкой моторики у детей с умеренной умственной отсталостью.
Формирование тонкой моторики пальцев рук имеет выраженную коррекционно – развивающую направленность. Уровень ее развития тесно связан с речевым, психологическим, интеллектуальным и личностным развитием ребенка. Под влиянием интенсивной работы формируется высшие психические функции, активизируется межполушарное и межанализаторное взаимодействие.
Эта зависимость уровня развития речи ребенка от степени сформированности тонких движений пальцев рук определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны, практически являющейся частью двигательной области. Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает кисть руки.
Общеизвестно, что уровень развития ручной моторики зависит как от физиологической зрелости коры головного мозга, так и от условий воспитания, которое либо стимулирует ее развитие, либо задерживают. При этом, ребенок с сохранной моторикой имеет возможность продемонстрировать свою самостоятельность, что повышает его самооценку и, в конечном итоге, гармонизирует личностное развитие.
Необходимость выделения работы по развитию ручной моторики у школьников с ОВЗ объясняется ее значимостью, а также особенностями развития таких детей: потребностью в организации специального целенаправленного обучения, из-за их неспособности самостоятельно перенимать общественно- исторический опыт человечества. В таких специально организованных условиях возможности ребенка существенно расширяются и активизируются.
Свою практическую деятельности по развитию ручной моторики у детей с ОВЗ осуществляю в нескольких направлениях:
Формирование движений кистей и пальцев рук по подражанию с использованием стихотворных текстов (пальчиковые игры, пальчиковый театр)
Формирование специальных моторных умений, в соответствии с принципом «От простого к сложному» и ориентируясь на последовательность появления тех или иных моторных умений в онтогенезе нормально развивающегося ребенка (принцип «Генетического хода развития Л.В. Выготского»)
Формирование графических умений, начиная с первого года обучения, что является подготовкой руки к обучению письму. В этой работе мы также руководствуемся принципами «Генетического хода развитии» и принципом «От простого к сложному».
При формировании подвижности кисти и пальцев рук, мы считаем более рациональным специальный подбор речевого материала для пальчиковых игр в соответствии с изучаемыми лексическими темами по разделу «Ознакомление с окружающим». Это является дополнительным приемом обогащения и коррекции лексико – грамматического строя речи, а также придает работе сюжетность, является игровым, занимательным приемом, не отвлекающим детей от работы. Кроме того, развитием ручной рекомендуется заниматься и при драматизации сказок. При этом, не изображают героев сказок, и не используют кукольный театр, а выполняют их из пальчиков, заменяя каждого героя пальчиковой позой.
Специальные моторные умения формируются в следующей последовательности:
Захватывание сыпучих материалов, мелких предметов щепотью;
Захватывание сыпучих материалов, мелких предметов обеими ладонями;
Размашистые движения кистей рук на плоскости слева направо и сверху вниз;
Нанизывание крупных бусин из разного материала на шнурок;
Выкладывание дорожек, затем простых предметов из бусинок и мозаики, используя захват щепотью;
Застегивание – расстегивание различных видов застежек;
Размазывание пальцем пластилина по дощечке, затем выкладывание гороха по контуру простого предмета, нанесенного на пластилин;
Шнуровка сверху вниз, затем слева направо без перекрещивания шнурка,
Шнуровка с перекрещиванием шнурка;
Плетение из полосок бумаги.
Последовательность формирования графических умений:
Прямые линии краской по большому листу бумаги;
Прямые лиги пальцем, затем карандашом по дорожке на листе бумаги от начала до конца
Прямые линии по пунктиру, затем самостоятельно до определенной точки сверху вниз, слева на право;
Линии карандашом по наклонной линии – образцу;
Непрерывные линии между двумя волнистыми, затем ломанными полосками;
Обводка по контуру простых предметов;
Волнистые линии по пунктиру;
Штриховка в одном направлении – сверху вниз;
Раскрашивание контурных сюжетных рисунков цветными карандашами;
Проведение линии по «сложной» дорожке;
Копирование образца (рисование такого же рисунка рядом по точкам);
Внешние и внутренние трафареты закрашивание полученных изображений;
Штриховка прямыми линиями в разных направлениях;
Дорисовывание половины предмета до целого предметного изображения;
Знакомство с тетрадью в крупную клетку; учить обводить клетки, пропускать определенное количество клеток; рисование вертикальных и горизонтальных линий в две клеточки, чередование их; изображение орнамента, соблюдая строчку, чередование элементов орнамента;
Простые лабиринты.
Работа по данным направлениям ведется параллельно, начиная с первого года обучения. Знакомство с новым речевым материалом, моторными и графическими умениями осуществляется на специальных занятиях учителя – логопеда, учителя – дефектолога, а затем используется воспитателями в своих видах деятельности (лепке, рисовании, аппликации, конструировании), а также дается в качестве домашних задании на выходные для совместной деятельности с родителями.
Кучуганова Любовь Александровна