Метод пластилинографии как средство развития речи и мелкой моторики рук детей с речевой патологией
Нищева Светлана Александровна
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Яблонька»
«Метод пластилинографии как средство развития речи и мелкой моторики рук детей с речевой патологией»
В настоящее время педагоги дошкольных учреждений работают в инновационном режиме, что предполагает постоянный поиск неординарных форм организации воспитательного процесса. Одной из таких форм организаций является проектная деятельность. Практика работы доказала эффективность проектного метода обучения и воспитания дошкольников, о чем свидетельствует обновление образовательного процесса – деятельность всех педагогов строится на проектной основе, что подготавливает почву для плодотворной творческо-поисковой деятельности всего коллектива.
С развитием цивилизации, ухудшением экологии, возникновением проблем в семьях, увеличилось количество детей с отклонениями в речевом развитии. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию ребенка в обществе. На развитие связной речи, коммуникативных способностей, познавательной активности дошкольника так же влияет уровень развития его моторных функций.
Именно поэтому применение в логопедической практике инновационных технологий является весьма актуальным. В детском саду был реализован педагогический проект «Говорящий пластилин», направленный на развитие речи, в частности, на формирование правильной артикуляционной позы и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Важнейшим условием правильного звукопроизношения является полноценная работа органов артикуляционного аппарата. Однако для детей данной категории это представляет огромную трудность, так как это сложный двигательный навык. Произносить звуки четко возможно только в том случае, когда каждый орган , каждая мышца функционирует правильно без каких-либо изъянов и дисфункций [1, с.24].
Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие [5, с.12].
В преодолении нарушений иннервации мышц органов артикуляционного аппарата, развитии вербального аппарата ребенка поможет метод пластилинографии. Так же в процессе занятий с пластилином осуществляется подготовка кистей рук к занятию письмом, которое в наше время нередко начинается ещё до того, как ребёнок отправится учиться в школу.
Во время разработки проекта, были поставлены следующие задачи:
Коррекционно-образовательные:
формировать умение правильно произносить звуки;
познакомить с артикуляционными признаками звуков (положение губ,
языка, характер воздушной струи);
характеризовать артикуляционные уклады, используя объёмные модели.
Коррекционно-развивающие:
подготовить артикуляционный аппарат для постановки звуков;
применить пластилинографию как элемент подготовительной работы
при постановке звуков;
использовать детские аппликаторные слепки как обучающее средство;
развивать речевую и мелкую моторику.
Воспитательные:
повышать мотивацию учебной деятельности, речевую активность;
воспитывать аккуратность и творческое воображение.
Проект реализовывался в три этапа: подготовительный; основной; заключительный.
Во время подготовительного этапа были проведены следующие мероприятия: анализ современных программ и инновационных технологий, методической литературы; подбор необходимого инструментария, демонстрационного и дидактического материала; первичные диагностические исследования выявления уровня сформированности артикуляционной моторики.
Во время основного этапа были проведены занятия с дошкольниками; разработаны рекомендации для воспитателей по внедрению пластилинографии в образовательный процесс, консультации для родителей и их обучение данному методу; выступление и представление материала на профессиональном объединении логопедов.
По завершении проекта были подведены итоги. Внедрение метода пластилинографии в воспитательно-образовательный процесс способствовало развитию моторики, координации движений, гибкости и точности выполнения действий, что в свою очередь оказало стимулирующее воздействие на речевое развитие.
Василий Александрович Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев». Это значит, чем больше ребенок умеет делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка».
Список литературы
1. Вильчковский Э. С. Развитие двигательной функции у детей. -- Киев: Педагогика, 1983.
2. Лыкова И.Ф. Я леплю из пластилина / И.Ф. Лыкова. – М.: Мир книги , 2009.
3. Новикова Е.В. Артикуляция звуков в графическом изображении / Е.В. Новикова. – М.: ГНОМ и Д, 2006.
4. Пожиленко Е.А. "Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей..." Издательство: Каро Год издания: 2006.
5. Соколова Ю.А. Речь и моторика. - М.:Академия, 2014.
6. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Санкт-Петербург, Лань, 1996 .