Использование пальчиковых игр для коррекции психических процессов и как средства дополнительной коммуникации при обучении и воспитании детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Использование пальчиковых игр для коррекции психических процессов и как средства дополнительной коммуникации при обучении и воспитании детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. А у обучающихся школьников с нарушением интеллекта уровень развития мелкой моторики заметно влияет на возможности познавательной деятельности и существенно на эффективность обучения. Уже давно учёными подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев моторики.
Особенно актуальной становится для нас учителей проблема развития мелкой моторики у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, что обусловлено психофизиологическими особенностями развития обучающихся данной категории. У них затруднены тонкие, дифференцированные движения рук и пальцев, их точность и темп нарушены, что значительно сковывает действия обучающихся в процессе обучения. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Для любого ребенка, особенно в раннем возрасте, важно развивать мелкую моторику рук, тем более это важно для ребенка с ТМНР, для которого развитие общей и мелкой моторики может стать основным направлением так называемого компенсирующего обучения, в которое мы вовлекаем следующие сферы познавательной деятельности:
- Воображение. Воображение при помощи рук способствует развитию пространственного мышления.
- Память. После занятий с использованием тактильных ощущений лучше запоминаются зрительные образы.
- Развитие речи. Когда ребёнок ощупывает предметы, то в мозг поступают нервные импульсы, в результате чего оказываются задействованы соседние центры (включая речевой).
- Планирование действий. При взаимодействии с предметами дети учатся оценивать вероятные последствия того, что они делают. У них постепенно формируется понимание того, что им нужно сделать для достижения нужного им результата.
- Усидчивость. Игры и упражнения делают детей более усидчивыми и терпеливыми. Они учатся концентрироваться на определенной задаче для достижения цели.
Также пальчиковые игры имеют ещё и успокоительный эффект, облегчающий состояние ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Существует большое количество игр и упражнений для развития мелкой моторики у детей. Но уровень развития умений и навыков детей с ТМНР существенно отстаёт даже от уровня учащихся 1 варианта коррекционной школы. Соответственно, для каждого уровня есть свои определенные пальчиковые игры. Поэтому, чтобы результативность работы с детьми данной категории оказалась наиболее продуктивной, начинать свою работу нужно с самых простых приёмов.
Основные из них:
- надевание и снимание колец разного размера на стержень (пирамидки);
- сортировка крупных и мелких пуговиц в соответствующие коробочки;
- сортировка бобов, фасоли, гороха в разные емкости;
- работа с различными видами круп;
- завинчивание и отвинчивание крышек разного диаметра;
- составление контурных предметов сначала крупных, а затем из более мелких;
- отрывание и сминание кусочка бумаги (разной толщины) то левой, то правой рукой;
- завязывание и развязывание ленточек, шнурков;
- застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков, молний;
- наматывание ниток (разной толщины) на катушку;
- стирание ластиком нарисованных предметов;
- прикрепление прищепок к твёрдой поверхности;
- игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами (вкладыши разной формы);
- игры – массажи;
- игры с песком и т.п.
Для организации таких игр не нужны специальные условия или оборудование. Я даже сейчас не касаюсь таких видов деятельности как перелистывание страниц, лепки, вырезания, штриховки и пальчиковых разминок, которые применяются на непосредственно на учебных занятиях.
Развитие мелкой моторики длительный процесс. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в пространственных понятиях «право, лево, верх, низ». Игры эти очень эмоциональны, они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения учителя, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывается ловкость, умения управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Отдельно хочу обратить внимание на дополнительную коммуникацию, ведь коммуникация — это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей.
Учитывая то, что дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью не могут в полной мере использовать речь, которая играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии, является регулятором поведения, нам следует предоставить в их распоряжение другую систему — систему невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции, расширяющих возможности их общения и образования.
Дополнительная коммуникация может использоваться в следующем качестве:
- как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть устной речью. В этом случае задача — сохранить мотивацию и желание общаться;
- как средство постоянного общения для учащихся, неспособных говорить и в будущем;
- как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формирования элементарных представлений и понятий);
- и в дальнейшем как этап в освоении детьми чтения.
Альтернативная коммуникация помогает создать работающие системы коммуникации, развивать навык самостоятельно доносить до собеседника нужную информацию, умение выражать мысли с помощью символов и жестов. Обучение такой коммуникации не отделено от других форм поддержки ребёнка с ОВЗ, наоборот тесно связано с моторной сферой, в которой уникальным инструментом является жест, позволяющий визуализировать образ того или иного слова, действия. Но здесь следует понимать, что жесты стимулируют развитие речи, когда используются совместно со словом, которое проговаривается вслух учителем и ребёнком по возможности.
Группы жестов, которые я использую в своей работе:
1. Символические социальные жесты и движения:
Данные жесты ребёнок усваивает постепенно в процессе ситуативно-делового общения:
• Указательный жест. • Да. • Нет. • Нельзя. • Дай. • На. • Дай ручку. • Привет. • До свидания (пока-пока). • Спасибо. • Мой. • Хорошо.
2. Дополнительные социальные жесты:
• Смотри (указательный палец к глазу). • Слушай (указательный палец к уху). • Говори (указательный палец ко рту).
3. Имитация простых предметов и предметных действий:
С данными жестами ребёнок начинает знакомиться и использовать их постепенно, по мере формирования предметной деятельности:
• Дом — ладони соединены кончиками пальцев, как двускатная крыша дома. • Книга, читать — соединить внешние рёбра ладоней. • Высоко — поднять руки вверх. • Большой — развести руки в стороны. • Маленький — соединить обе ладони, либо соединить указательный и большой палец руки;
• Ложка, кушать. • Каша, варить кашу. • Чашка, пить. • Зубная щётка, чистить зубы. • Умываться. • Мыть руки. • Причёсываться. • Телефон, звонить по телефону.
• Спать. • Плакать. • Поцеловать. • Упасть. • Идти. • Холодно, замёрз.
4. Жесты описательного характера:
Передают характерные черты и свойства, присущие определённому субъекту:
• Зайчик — показать, как прыгает зайчик или изобразить «ушки». • Кошка — погладить ладонью одной руки тыльную сторону другой руки. • Курочка — жест «клюёт». • Лошадь — изобразить движение «скачем на лошадке»: руки сжаты в кулачки и подняты на уровень груди, подскоки. • Медведь — показать, как мишка ходит. • Петушок — изобразить гребешок. • Птичка — жест «полетели». • Мышка — рукой, сжатой в кулак, показать, как мышка бегает. • Свинка — жест «пятачок»: кулаком или указательным пальцем потереть нос. • Собака — жест «лает».
При затруднении процесса коммуникации дополнительно можно подключить символические изображения (картинки, рисунки, значки, фотографии, пиктограммы, системы символов). Эти средства помогают выражать желания, просьбы, потребности, чувства на всех уровнях жизнедеятельности ребёнка — в домашней обстановке, в условиях школьного обучения и воспитания, при общении со сверстниками. Они также формируют понимание обращённой речи.
В заключении хочется отметить то, что, применяя данные приёмы в своей работе, можно осуществлять не только коррекционно-развивающее воздействие на развитие мелкой моторики обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, но и способствовать развитию высших психических функций, использовать их как средство дополнительной коммуникации при обучении и воспитании детей, повышая при этом уровень социализации, улучшая качество жизни, давая тем самым возможность почувствовать себя полноценной личностью.
Список литературы:
- Баряева, Л.Б. Воспитание и социализация лиц с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Е.Т. Логинова. Санкт - Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.
- Бгажнокова И. М., Ульянцева М. Б., Комарова С. В. и др. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития // под ред. И. М. Бгажноковой. – М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2007. – 239 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
- Екжанова, Е.А. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов / Е.А. Екжанова, Е.В. Резникова. Москва: Дрофа, 2008.