Рабочая программа по курсу «Альтернативная коммуникация» для обучающихся 2 класса с тяжёлыми и множественными нарушения развития
БОУ «Кугесьская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Минобразования Чувашии
|
Рабочая программа
по курсу «Альтернативная коммуникация»
для обучающихся 2 «Б» класса
с тяжёлыми и множественными нарушения развития
на 2016-2017 учебный год
Составитель:
Иванова Марина Николаевна,
учитель
п. Кугеси, 2017г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по альтернативной коммуникации для обучающихся 2 «Б» класса с тяжёлыми и множественными нарушения развития.
Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. Физическая недостаточность при ДЦП ограничивает формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. Часто у детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения.
Цель обучения – формирование умения обучающихся использовать доступные средства поддерживающей коммуникации в различных жизненных ситуациях, для объяснения своих потребностей, желаний и выражения себя.
Задачи курса:
- Формирование умения сообщать о своих потребностях, желаниях, а также выражать себя с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации;
- Формирование умений пользоваться мимикой, жестами, функциональными словами, изображениями, фотографиями, пиктограммами, для объяснения своих потребностей и желаний
- Формирование пассивного словаря понятий, объясняющих основные действия
- Формирование умения ориентироваться в схеме собственного тела;
- Формирование и поддержание у учащихся интереса к общению;
- Формирование умений использовать разные средства коммуникации, доступные индивидуальным возможностям учащихся;
- Обучение отражению эмоций с помощью различных средств коммуникации;
- Формирование потребности в сопереживании;
- Формирование адекватного ситуации поведения ребенка в окружающей среде, необходимых умений и навыков социального взаимодействия.
Ребенок с умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющий вербальной речью, становится непонятным окружающим, что затрудняет полноценное общение с ним. Выходом из этой ситуации является обучение ребенка использованию альтернативных средств коммуникации. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или замены речи (в случае ее отсутствия).
Коррекционная работа в рамках курса тесно взаимосвязана с обучением, по предмету «Общение». Приоритетной задачей коррекционного курса является обучение детей альтернативной коммуникации как средству, а в рамках предмета «Общение» происходит обучение детей умению пользоваться этим средством.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебного плана БОУ «Кугесьская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии на изучение курса «Альтернативная коммуникация», в классе с обучающимися с тяжелыми и множественными нарушениями развития, предусмотрено 1 часа в неделю, 18 часов вполугодии год.
Личностные результаты освоения учебного предмета:
- Развивать качества: быть опрятным, аккуратным
- Формировать уважительное отношение друг к другу, к окружающим людям
- Формировать проявление чувства понимания и потребности в общении
- Развивать положительные черты характера
- Формировать проявление внимание друг к другу, к окружающим
- Формировать стремление анализировать и оценивать собственное поведение и поступки окружающих людей
- Развивать интерес к окружающему миру
- Развивать умение видеть красоту природы и выражать свои чувства
- Развивать чувство заботы и любви к животным, растениям
- Формировать умения понимать свое эмоциональное и эмоциональное состояние других людей
- Формировать навыки культурного поведения за столом
- Формировать правила поведения и общения в общественных местах
Предметные результаты освоения учебного предмета:
- Иметь представление о временах года
- Иметь представления о погодных изменениях в природе
- Иметь представления о правилах поведения
- Знакомство с пиктограммами «труд людей в природе»
- Иметь понятия: глаза – видим; уши – слушаем; рот – едим, говорим, дышим; нос – нюхаем, руки – пишем, рисуем
- Знакомство с жестами для выражения простых желаний: хочу есть, хочу пить, хочу в туалет, хочу спать
- Знакомство с пиктограммами: есть, пить, туалет, играть, читать, спать, отдыхать
- Знакомство с пиктограммами эмоций (радость, удивление, грусть, страх)
- Знакомство с пиктограммами, обозначающих приветствие, прощание, благодарность, просьбу
- Знакомство с собственным «Я» посредством самопознания
- Иметь представления о формах и правилах поведения во время разговора
- Знакомство с жестами для выражения простых желаний: хочу есть, хочу пить, хочу в туалет, хочу спать
- Иметь понятия о жестах: « здравствуйте», «до свидания», «спасибо»
- Иметь представления о жестах: «болит голова», «болит живот», «болит зуб»
- Иметь представления о жестах « нельзя», «можно», «не знаю»
Содержание учебного предмета
Содержание курса строится с учетом возможности выбора доступных средств коммуникации. Обучение исходит от реального предмета/объекта к абстрактному символу или жесту. Применяется метод постоянной стимуляции и поддержки мотивации к общению. Обучение альтернативной коммуникации происходит в рамках функционального использования (для решения задач различного назначения).
Формирование коммуникативных навыков строится с того уровня, на котором в данный момент находится учащийся. В процессе обучения происходит постоянное пополнение и расширение способностей к общению.
Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» направлен на овладение способами взаимодействия, обмена социальным опытом и включает следующие разделы:
1. Ориентирование в визуальном расписании
2. Предъявление основных потребностей и желаний
3.Формирование умений пользоваться разными кодами альтернативной коммуникации – жесты, пиктограммы, иллюстрации и др.
3.1 Использование жестов
3.2 Манипуляции и действия с предметами
3.3 Иллюстрации (фото, изображения, карточки PECS и др.)
3.4 Пиктограммы
3.4 Функциональные слова
4. Формирование навыков глобального чтения и альтернативного письма.
1. Ориентирование в визуальном расписании
Для облегчения процесса запоминания и применения пиктографических изображений, используется следующий алгоритм введения символов:
называние учебного предмета или действия учителем → показ соответствующего символа учителем → действие (или ситуация) → показ символа учителем.
Символы вводятся в ежедневно повторяющихся ситуациях. В начале учебного дня, учитель знакомит учащихся с распорядком дня, прикрепляя к специальной доске графические символы. Педагог рассказывает, что будет сначала, что потом. В конце каждого урока, учитель еще раз обращает внимание детей на доску, переворачивает карточку с символом, обозначающим только что прошедший урок, показывает следующий символ, побуждая всех следовать дальше.
На дверях кабинетов, классов, которые посещают учащиеся, крепились карточки с пиктограммами, с изображением различных предметов, видов деятельности. Таким образом, учащиеся, с помощью взрослого, учились соотносить ситуацию, предмет, объект с пиктограммой.
Когда учащиеся познакомятся с пиктограммами, в обязанности дежурного вводится «рассказывать» (с помощью учителя) о распорядке дня в течение учебной недели. Учитель называет предмет, а учащийся должен выбрать из предложенных карточек (вначале из двух, трех и т.д.) обозначающий названный и прикрепить к доске распорядка дня. В конце каждого урока дежурный должен показывать остальным учащимся, какое занятие закончилось, переворачивая карточку, и показывать, какой урок будет следующим.
Также, используются индивидуальные наборы с визуальным расписанием. Учащиеся используют их самостоятельно, с дежурным, либо с помощью педагога (в зависимости от возможностей детей).
К концу первого учебного года учащиеся должны знать и использовать, в зависимости от возможностей, от 3 карточек, обозначающих предметную область.
В каждый последующий год ориентирование в визуальном расписании улучшается и обогащается.
2. Сообщение об основных потребностях и желаниях
Большую роль в этом разделе играет умение ориентироваться в схеме собственного тела, т.к. показать в каком месте ребенок ощущает дискомфорт, он может, только ориентируясь в географии тела. Используются:
- тактильные различия от прикосновений к частям тела различных материалов;
- дифференциация по прикосновению к частям тела различных температур;
- игры с завязанными глазами (ощупывание)
- игры на подражание «Делай, как я», «Вот носик, вот ротик…»
- использование указательных жестов, при обозначении частей тела
- Осознание и показывание себя. Жест «Я»
- ориентация в схеме тела с помощью пиктограмм, фото
- работа над мимикой по подражанию: «радость», «грусть», «смех», «злость», «удивление».
Для изучения своего тела и ощущений можно использовать следующие игры и упражнения по изучению схемы тела – обведение рук по контуру на бумаге (руки, кисти, рпальцы); отпечатки кистей рук с помощью краски, оттиски в тесте, глине.
3. Формирование умений пользоваться разными кодами альтернативной коммуникации – жесты, пиктограммы, иллюстрации и др.
3.1 Использование жестов. Изучаемые жесты должны отражать простые и доступные эмоции и ощущения. Кроме этого при демонстрации того или иного жеста используется мимика, и речевое сопровождение.
Жесты:
-указательный
- согласие и отказ
- «Я»
- просьбы, передачи («дай» и «на»)
- приветствия и прощания
- «хорошо», «плохо»
- «иди ко мне»
- «благодарность»
- «стоп»
- «хочу в туалет»
- «мыть руки»
- «есть»
- «пить»
- «отдыхать/спать»
- жесты «одеваться» и «раздеваться»
- «похвала»
- «грозить»
- «жарко»
- «холодно»
- «тихо»
- «громко»
Стимуляция расширения познания окружающего мира, использование жестов на других учебных предметах:
- обозначающих основные природные явления (дождь, снег);
- обозначающих действия, трудовые операции во время предметно-практической деятельности (катать, резать, разрезать, мять, писать и др.);
- обозначающие предметы бытового окружения;
- обозначающие количественные отношения (высоко-низко, широко-узко, количество на пальцах и др.);
- обозначающие транспорт (машина, самолет, поезд и др.);
- обозначающие некоторых представителей животного и растительного мира;
3.2 Манипуляции и действия с предметами
Основная задача – расширение познания предметного мира, для ориентирования в нем и коммуницирования с его помощью. Начало обучения проводится во время режимных моментов, в естественных ситуациях, например, во время приема пищи. Если учащийся хочет кашу, он дает тарелку педагогу, обращаясь к нему. Если он хочет пить, то дает чашку. Осуществление выбора между блюдами с помощью указательного жеста или столового прибора (ложки или вилки). Если ему нужна помощь, он ведет педагога за руку и др.
Ориентирование в распорядке учебного дня при помощи предметов, наиболее ярко обозначающих ту или иную деятельностью (урок – тетрадь, музыка музыкальный инструмент и др.). Далее, стимуляция предъявлений ребенком различных требований с помощью окружающего предметного мира (хочет рисовать – дает кисть, хочет играть – дает мяч и др.)
3.3 Работа с символами
Ориентирование в визуальном расписании. Возможность сказать о своих потребностях с помощью карточки с визуальным кодом (фото, рисунок, пиктограмма и др.). Обучение глобальному чтению тех слов, которые наиболее значимы для ребенка. Составление слов (альтернативное письмо) Составление коротких предложений объект-действие, по смыслу (например, мяч – играть).
Обучение ориентироваться в визуальном расписании:
- режимные моменты (завтрак, обед, домой)
- начало, конец занятия, учебного дня, перерыв, игра
- учебные предметы
Основные потребности и желания:
- туалет
- есть
- пить
- да/нет (карточки)
- игра
- домой
- боль
- стоп
Расширение активного словаря символов:
- лакомства
- еда (категории)
- игрушки
- семья
- деятельность в школе (учиться, писать, считать, читать, танцевать и др.)
- бытовое окружение и действия с ним
- одежда (категории)
- сезонные изменения (календарь погоды)
- ориентирование в частях тела с помощью пиктографического кода
- уточнение состояния здоровья с помощью пиктографического кода
Ориентирование в социальной жизни с помощью символов (социальные истории)
- я (рассказ об учащемся)
- я здороваюсь
- я прощаюсь
- я и одноклассники
- мой день в школе
- мой день дома
- моя семья
- поход к врачу
- поход в магазин
- прогулка
- событие (день рождения, праздник и др.)
- поддержи друга
- приготовление блюда
- сервирование стола
- правила поведения за столом
- транспорт
- опасность
Создание коммуникативного альбома.
Разделы:
«Я»
«Моя семья»
«Мой дом»
«Мой класс»«Мой досуг»
«Что я люблю»
«Что я не люблю»
«Мои друзья»
4. Глобальное чтение и альтернативное письмо
Составление коротких слов, значимых для учащегося и использование их в коммуникации.
Составление коротких предложений из знакомых слов или букв, и использование их в практике коммуникации.
Составление коммуникативного альбома с тем кодом, которым владеет в данное время учащийся и использование его в практике коммуникации в школе и дома.
Формирование умения грамматического конструирования: обучение символам, обозначающим грамматические категории рода, числа. Обучение задавать вопрос.
Использование в практике общения дополнительных электронных средств коммуникации (коммуникатора, компьютерного устройства).
Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»:
- учащийся может сообщить об основных потребностях с помощью жеста, символа или функционального слова;
- учащийся может сообщить о дискомфорте или боли понятным окружающим способом;
- учащийся ориентируется в визуальном распорядке дня (на первом году примерно 3 символа, на 2 году 6-7 символов, на третьем году все визуальное расписание).
- учащийся понимает жесты, показывающие основные действия, пытается подражать им, использует жесты в практике общения;
- учащийся использует в практике общения мимику, жесты или символы, понятным окружающим способом;
- учащийся знает, когда начинать разговор, как его вести социально приемлемым способом и как заканчивать.
Освоение и использование средств невербальной коммуникации: взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаковой системы, таблицы букв, карточек с напечатанными словами, набора букв как средства коммуникации, коммуникативных таблиц и коммуникативных тетрадей.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Альтернативная коммуникация»
№ урока |
Разделы |
Тема урока |
Дата |
Основные виды учебной деятельности по достижению планируемых результатов |
Ожидаемые личностные Возможные предметные результаты |
Дата проведения |
|
3 четверть |
|||||||
1 |
Ориентирование в визуальном расписании Установление контакта. |
Установление контакта. Дидактическая игра |
Дидактическая игра «Иди ко мне». |
Личностные: Развивать умение выражать свои чувства Предметные: Подходит к собеседнику, привлекает к себе внимание (трогает за руку, улыбается), устанавливает зрительный контакт, реагирует на похвалу |
|||
2 |
Коммуникативное взаимодействие по теме «Моя семья» |
Разыгрывание ситуации приветствия, прощания «Кто к нам пришёл?». Жест «приветствие», «прощание ». (Слова «Привет!», «Пока!»). Жесты «тихо», «тишина», «дом». |
Личностные: Формировать потребность в общении со взрослым; Предметные: Иметь представление о понятиях: взрослый – ребенок; Реагирование на обращение (смотреть в сторону говорящего, прислушиваться, устанавливать зрительный контакт) |
||||
3 |
Коммуникативное взаимодействие по теме «Наша школа» |
Жест «дай», «на». (Жест и символ «зеркало». Пантомимы.) |
Личностные: Формирование различных форм общения с близкими людьми, педагогами, детьми: Предметные: Знакомство с жестами «да», «нет». Формирование улыбаться, проявлять радость, визуальный контакт, протягивание рук при встрече, махать рукой при прощании |
||||
4 |
Коммуникативное взаимодействие по теме «Учебные вещи» |
Штриховка. Жест «да», «нет». (Дополнение недоговорённого предложения жестом, картинкой. «Жест количество 1». Сказка « Курочка ряба».) |
Личностные: Формировать бережное отношение к учебным принадлежностям; Предметные: Знакомство с жестами «да», «нет». Понимание речи взрослого. Слова-названия. Выполнение определенных действий, просьб, поручений |
||||
5 |
Отождествление человека с именем. Отзывание на свое имя. |
Жест «я», «меня зовут». Дополнение недоговорённого предложения жестом, картинкой.) |
Предметные: Знакомство с жестами «я», «меня зовут». Понимание и соотнесение конкретного имени к определенному человеку в классе |
||||
6 |
Узнавание своего имени |
Дидактическая игра «Найди своё место». Упражнения с фотографией |
Личностные: Формировать бережное отношение к фотографиями; Предметные: Иметь понятие о фотографии; Узнавание и показывание себя на индивидуальной фотографии, реагирование взглядом, поворотом головы на говорящего |
||||
7 |
«Чтение» изображений по теме «Осень» |
Жест «хочу», «не хочу». (Жест «одеваться»). Подбор к названному слову связанные с ним по смыслу слова, жесты, картинки: дождь-идёт. Сказка «Курочка ряба».) |
Предметные: Знакомство с жестами «хочу», «не хочу». Жест «одеваться» |
||||
8 |
Знакомство с обозначениями на дверях туалета |
«Чтение» иллюстраций. Жест «прощание». (Жест «салфетка», «чистый». «грязный». Игра-отгадывание «Что зайка делает?»). |
Предметные: Знакомство с жестами «прощание», «салфетка», «чистый», «грязный». Обведение по контуру. Понимание названий предметов личной гигиены |
||||
9 |
Развитие подражательно-речевой деятельности в форме любых звуков, проявлений (кап-кап, тук-тук, у-у-у и т.д.). |
Жест «приветствие ». (Прослушивание и повторение звуков, шумов. Игра «Слушай и повторяй». Сказка «Репка».) |
Предметные: Знакомство с жестом «приветствие » Имитация движений под музыку. |
||||
10 |
Коммуникативное взаимодействие по теме «Домашние животные» |
«Чтение» изображений. Звукоподражание. Имитация движений. Жест «дай», «на». (Жест, символ «корова», «лошадь», «кошка». Дополнение недоговорённого предложения жестом, символом, картинкой). |
Предметные: Знакомство с жестами «дай», «на». Формирование звукоподражаний, имитации движени. |
||||
4 четверть |
|||||||
11 |
Голоса животных |
Прослушивание записи голосов животных (собака, корова, свинья, волк). Просмотр музыкальной книжки со звучащими кнопками. Соотнесение голосов животных с картинками (совместно с педагогом). Задания на подражание голосам животных. |
Личностные: Развивать чувство заботы и любви к животным Предметные: Уметь наблюдать, ухаживать за домашними питомцами; знать, где они живут, чем питаются, как подают голос |
||||
12 |
Коммуникативное взаимодействие по теме «Транспорт. ПДД» |
Разыгрывание ситуаций отрицания, утверждения. Сообщение жестом, мимикой, звукокомплексом «да», «нет». (Игра «Подбери машину мишке и зайке». Прослушивание и повторение сказки «Репка».) |
Предметные: Знакомство с жестами «дай», «на» |
||||
13 |
Коммуникативное взаимодействие по теме «Птицы» |
Чтение» изображений. Звукоподражание. Имитация движений. Прослушивание стихотворения. Жест «дай», «на». («Жест количество 3,4,5.» Повторение сказки.) |
Предметные: Знакомство с жестами «дай», «на» |
||||
14 |
Создание практической игровой ситуации взаимодействия |
Выражение вербально (невербально) просьбы и желания, сообщение о своем состоянии («дай», «где болит»). (Жест и символ «блины», «бутерброд». Подбор к названному слову связанные с ним по смыслу слова, жесты, картинки: есть-бутерброд, блины.) |
Предметные: Формирование выражений вербально (невербально) просьбы и желания |
||||
15 |
Коммуникативное взаимодействие по теме «Весна» |
«Чтение» по фотографиям, картинкам названий предметов и явлений: зима, снег, небо. Жест «хорошо», «отлично». (Жест и символ «окно». Пантомимы Прослушивание и повторение стихотворения А.Барто «Мячик».) |
Предметные: Формирование «Чтение» по фотографиям, картинкам названий предметов и явлений: осень, дождь, небо; Знакомство с жестами «хорошо», «отлично» |
||||
16 |
Создание коммуникационных ситуаций с использованием имитационных движений |
Движения, обозначающие желание одеться, проситься в туалет и т.д. Жест «хочу», «буду», «надо». (Жест «одеться». Дополнение недоговорённых предложений жестами, символами, картинками. Сказка «Колобок».) |
Предметные: Формирование Движения, обозначающие желание одеться, проситься в туалет и т.д.; Знакомство с жестами «хочу», «буду», «надо». |