Методические рекомендации «Специальная индивидуальная программа развития для детей с тяжелыми множественными нарушениями»

1
0
Материал опубликован 7 March 2021

Специальная индивидуальная программа развития

для детей с тяжелыми множественными нарушениями

 

Денисова Анастасия Сергеевна

Педагог-психолог высшая категория

Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Комплексный реабилитационно - образовательный центр" обособленное структурное подразделение «Марьино»

 

СИПР - это программа, разработанная для одного конкретного обучающегося, направленная на решение его индивидуальных проблем. Цель, задачи и структура которой определяются индивидуальными возможностями и потребностями конкретного ребёнка. Как разница между АООП и СИПР? АООП может реализоваться сразу для группы обучающихся, а СИПР подразумевает индивидуальную работу с учетом всех индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей. Зачем же разрабатывать СИПР если есть вариативность адаптированных программ? СИПР достигает максимального уровня индивидуального подхода, например, у обучающегося с ДЦП и тяжелыми множественными нарушениями развития. СИПР разрабатывается на основе АООП варианта 2, где учитываются специфические образовательные потребности. На этапе формирования классов\групп\ступеней обучения необходимо учитывать: особенности психофизического развития, потребность в уходе и присмотре, сторонней помощи. В каждой группе\классе\ступени могут быть дети с различной этиологией нарушений и степени выраженности (тяжести) этих нарушений. Можно обозначить несколько групп: 1) дети с нарушениями ОДА (сложная структура дефекта в следствии ДЦП) в сочетании с нарушениями интеллекта, которые постоянно нуждаются в сторонней помощи; 2) дети с расстройствами аутистического спектра в сочетании с нарушениями интеллекта; 3) дети с умеренной умственной отсталостью. В процессе создания СИПР нужно принимать во внимание список жизненных компетенций (бытовые навыки, самообслуживание т.д.). Целью реализации СИПР является обеспечение разностороннего развития личности ребенка с ОВЗ (нравственное, социально личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями.

Целью и задачами разработки специальной индивидуальной программы развития является приобретение обучающимися жизненных компетенций, которые позволяют достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного,

планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.

В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью структура СИПР включает:

1.Индивидуальные сведения о ребенке

2.Структура СИПР

3.Психолого-педагогическая характеристика на начало и на конец учебного года

4.Индивидуальный учебный план.

4.1. Расписание занятий

5.Условия реализации потребности в уходе и присмотре

6.Содержание образования:

6.1.Базовые учебные действия

6.2.Содержание учебных предметов и коррекционных занятий

6.3.Психолого-педагогическое сопровождение

6.4.Нравственное развитие

6.5.Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

6.6. Внеурочная деятельность

7.Программа сотрудничества с семьей

8.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

9.Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Индивидуальные сведения содержат персональные данные о ребенке и его родителях.

Характеристика ребенка составляется на основе результата психолого-педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами образовательной организации, с целью оценки реального состояния развития, обучающегося и определения ЗБР (зона ближайшего развития). Характеристика включает описание бытовых условий семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка, а также заключение ЦПМПК.

Индивидуальный учебный план показывает доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося.

Содержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности), которые актуальны для образования, конкретного обучающегося и включены в его индивидуальный учебный план. Задачи возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на один учебный год.

Необходимым условием реализации образовательной программы ряда обучающихся является организация ухода (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и присмотра. Планирование и осуществление ухода и присмотра отражается в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и средств.

В разработке СИПР для учащихся осуществляется под руководством зам. директора по УВР принимают участие специалисты : учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-лфк.

Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося содержит задачи, включающие повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем семьи

Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальные средства реабилитации, необходимых для реализации СИПР.

 

Программа в обязательном порядке, для ознакомления, предоставляется родителям. Для изучения и внесения своих предложений. После чего дополнительно обсуждается специалистами и подписывается в том числе и родителями (законными представителями ребёнка).

Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится в начале и конце года. На основе анализа диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида. Ежегодно это обновлённый документ, подписанный как специалистами, так и родителями (законными представителями) ребёнка.

В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках внутреннего психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок,   формулируются рекомендации  с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Благодаря обозначенному во ФГОС варианту образования на основе СИПР все обучающиеся, вне зависимости от степени выраженности ТМНР могут быть включены в образовательное пространство. При этом принципы организации предметно-развивающей среды, оборудование, технические средства, программы учебных предметов, коррекционных курсов, а также содержание и методы обучения и воспитания определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями ребенка.

 

 

Список используемой литературы

 

 

1. Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4).

2. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Постановление Главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011, рег. № 19993»

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 № 1015 г. Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

3. Головчиц Л.А. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ как условие доступности образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Л.А. Головчиц, А.М. Царёв // Дефектология. — 2014. — № 1. — С. 3–13.

4. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. — М. : Просвещение, 2013. — 42 с.

5. Рудакова Е.А. Разработка индивидуальной программы обучения ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Е.А. Рудакова, О.Ю.Сухарева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 3. — С. 20–22.

6. Рязанова А.В. Основные принципы организации развивающей среды для ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития / А.В Рязанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 3. — С. 38–43.

7.Константинова И.С. Музыкальные занятия с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения развития / И.С. Константинова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 3. — С. 53–62.

8. Программа ЦЛП г. Пскова «Основные направления и содержание обучения детей и подростков с особыми потребностями в Лечебно-педагогическом центре г. Пскова».

9. Программа обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития под.ред. канд. псих. наук, проф. И.М. Бгажноковой (2010 г).

10. Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет». – М., 2015г. – 126с.

11. Царёв А.М. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) как основа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в контексте ФГОС/ А.М. Царёв // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. — № 3. — С. 33–42.

Царёв А.М. Актуальные вопросы создания организационно-методических условий реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР)/ А.М. Царёв

12. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. — № 4. — С. 8–14.

13. Хохлова А.Ю. Психологическое сопровождение детей с множественными нарушениями развития в условиях индивидуального обучения в школе глухих / А.Ю. Хохлова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 3. — С. 44–52.

14. Назаркина С.И. Организация «Службы сопровождения семьи и ребенка» в Пскове / С.И. Назаркина, А.М. Царёв, И.М. Бгажнокова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2011. — № 4. — С. 28–35.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.