Использование пословиц и поговорок (чистоговорок) в логопедической работе
Использование пословиц и поговорок (чистоговорок) в логопедической работе.
Т.П. Ветошкина
МАОУ Заозёрная СОШ №16 г. Томск
Устное народное творчество, в частности его малые жанры: скороговорки, чистоговорки, поговорки, пословицы и загадки используются педагогами и логопедами для закрепления поставленных звуков и формирования связной речи.
Именно словесное русское народное творчество широко используется логопедами как средство для решения коррекции речевых нарушений. Пословицы знакомят ребенка с краткостью, точностью, меткостью родного языка. Их произнесение акцентирует центры внимания, мышления и памяти.
«А Васька слушает да ест».
«Нет друга, так ищи, а нашел, так береги».
«Дело мастера боится».
«Глядит в книгу, а видит фигу».
«Глаза бояться, а руки делают».
Так в логопедической работе пословицу лучше использовать для развития связной речи после работы над сказкой или рассказом, чтобы закрепить в детском сознании простую истину: «Семь раз отмерь – один отрежь».
Скороговорки же используются с целью уточнения артикуляции и закрепления сочетания коррекционных звуков в увлекательной шутливой форме. На начальном этапе закрепления звука с использованием скороговорок необходимо применять в их упрощенной форме: чистоговоркой, например:
«У осоньки-осы, есть полоски и усы».
«У елки иголки колки».
«Ря-ря-ря: алая заря».
« Жук жужжит жу-жу, жу-жу! Очень с розами дружу»
«Ри-ри-ри: чисто говори».
Применение чистоговорок и поговорок в работе логопеда позволяет развить внимание, память, фонематический слух, речевую активность, четкую дикцию и правильное звукопроизношение, что в свою очередь способствует развитию красивой выразительной речи.