Статья «Использование пословиц и поговорок писателями»
Использование пословиц и поговорок писателями.
Т.П. Ветошкина
МАОУ Заозёрная СОШ №16 г. Томск
Творчество русских писателей неразрывно связано с их корнями, а значит, пословицы и поговорки народа оказывали существенное влияние на них. Они часто использовали в своих произведениях устное народное творчества, и особенно пословицы и поговорки. Возьмем, к примеру, Пушкина, Толстого и Гоголя.
С Пушкиным мы знакомимся с раннего с детства дома, а потом в школе, читаем его сказки, стихи, поэмы, прозу: «У лукоморья дуб зеленый…», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Зимнее утро», «Няне», «Песнь о вещем Олеге», «Дубровский», «Узник», «Капитанская дочка».
Свою опору для литературного языка Александр Сергеевич находил в народнопоэтическом творчестве, сказках няни, пословицах и поговорках.
В «Капитанской дочке» пословицы и поговорки, разговорные выражения Пушкин использует многократно. «Конь и о четырёх ногах, да спотыкается», «худой мир лучше доброй ссоры», «незваный гость хуже татарина», «береги честь смолоду» и другие. Сказки его тоже щедро пересыпаны половицами и поговорками: «сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», «не садись не в свои сани», «волков бояться - в лес не ходить».
Произведения Гоголя тоже богаты на пословицы и поговорки, вчитываясь, мы, буквально встречаем россыпь этих жемчужин народной мудрости. Начиная с портрета Чичикова, автор использует пословицу: «ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца». Больше всего пословиц автор вложил в уста самого Чичикова, умевшего говорить с каждым из персонажей на их языке. К примеру, с Маниловым в разговоре он употребляет известную пословицу «не имей 100 руб., а имей 100 друзей», перефразировав её под книжный стиль «деликатного» помещика: «Не имей денег, имей хороших людей для обращения». А для характеристики Плюшкина у Гоголя чуть ли не в каждом предложении по пословице: «Житье скупое - платье носит худое», «Смолоду прорешка, под старость дыра», «В могилу глядит, а над копейкой дрожит» и многие другие, высмеивающие скупость персонажа. Но и поговорок Гоголь употреблял немало: пьян, как сапожник, плясать под чужую дудку, блудлив, как кошка и другие.
Значительным интересом к этому виду устного творчества славился и Л. Н. Толстой. Пословицы и поговорки, которые вошли в произведения, письма и дневники Толстого, убедительно говорят об его интересе и любови к этому виду народного творчества. К ним Л. Н. Толстой обращался буквально на протяжении всей жизни. По словам его старшего сына, отец никогда «не переставал изучать русский язык и собирать слова, поговорки и пословицы. В разговоре он нередко приводил русские пословицы как общеизвестные, так и мало известные, записанные им от крестьян и богомольцев». Чаще всего он разбавлял свою речь, следующими пословицами - это: «На всякий роток не накинешь платок»; «Как аукнется, так и откликнется»; «Где родился, там и годился»; «Не так живи, как хочется, а как бог велит»; «Твоими бы устами да мед пить»; «Шила в мешке не утаишь» и другие.
Разумеется, в его произведениях более всего пользовались пословицами действующие лица из народа. Это и няня в «Зараженном семействе», и ямщик в «Метели», и солдаты, и Каратаев в «Войне и мире», и все почти действующие лица «Власти тьмы», и мужики, особенно второй мужик «грубый и правдивый» из «Плодов просвещения», и крестьяне из «Воскресения» — все привлекают пословицы, в которых отражены и трудности крестьянской жизни, и ироническое отношение народа к господам, и недоверие к царскому суду.
В целом же пословицы в речи персонажей используются, как свод глубокой житейской мудрости, которой живет народ. Отсюда и проистекает повышенный интерес писателей к использованию пословиц и поговорок в своих произведениях для отражения особенностей быта, исторической судьбы, национального самосознания русского человека.