Выступление «Роль пословиц и поговорок в развитии речи младших школьников»
Роль пословиц и поговорок в развитии речи младших школьников.
Всякое новое –
хорошо забытое старое.
Народная мудрость.
Всемирная глобализация все больше и больше проникает в различные сферы социальной жизни, в частности в сферу образования. Просвещенное российское сообщество обеспокоено судьбой российского образования, т. к. именно образование сегодня является той приоритетной сферой, от которой зависит развитие личности человека как субъекта собственной деятельности, способного делать сознательный выбор в контексте общечеловеческих ценностей с учетом традиций своего народа [2] с.256.
Одной из глобальных проблем современности является проблема речевой культуры общества. Обеднение словарного запаса, «загрязнение речи» ненормативной лексикой, словами-паразитами разрушают и душу, и тело. А если это душа и тело семилетнего ребенка?
Учитель начальных классов, как никто другой, все свои усилия направляет на формирование правильной грамотной речи учащихся, в урочной и внеурочной деятельности стремится к обогащению словарного запаса.
К. Д. Ушинский считал, что формирование личности должно идти через овладение родным языком, тысячелетиями накапливающим сокровища человеческой мысли и опыта. Ни одна из форм языкового творчества народа, указывал К. Д. Ушинский, не раскрывает так ярко ум народа, быт, историю, мировоззрение, как пословицы. «Пословица тем и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребенку следует понять: представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам", - отмечал К. Д. Ушинский в работе «Первая книга после азбуки».
Л. Н. Толстой видел в народной пословице идеальное воплощение лучших качеств подлинной художественности: чувства красоты и меры, правды и простоты, общедоступности и заразительности, вызывающих «бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений» [1] с.68.
А. Н. Толстой писал: «Русский народ создал огромную изустную литературу, мудрые пословицы, хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга, она была достоинством и умом народа. Она становила и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».
В своей работе использую пословицы на уроках чтения (например, при анализе изучаемого произведения), русского языка (например, во время чистописания), окружающего мира, технологии (например, изучение истории вещей). Считаю этот материал неисчерпаемым источником духовно-нравственного развития, становления личности младшего школьника. Из опыта знаю, что многим детям нравится знакомиться с устаревшими словами, разгадывать смысл пословиц и поговорок. Употребление в речи этих коротких, но метких выражений cпособствует обогащению словарного запаса детей, служит одновременно обучению детей элементам культурной, правильной русской речи в ее устной и письменной формах.
Литература:
1. Вавилова Н. С. Еще раз о пословице.//Начальная школа. 1994. №3. С.68 -70.
2. Шурухина Т. Н. Судьба образования в современном мире. // сборник «Наука и образование в культуре и обществе»: в 2 ч.: Международная научно-практическая конференция. 13 мая 2008 г., Омск.- 276 с.
Потамошнева Наталья Алексеевна
Медведева Татьяна Петровна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Медведева Татьяна Петровна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Дементьева Ирина Михайловна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Дементьева Ирина Михайловна
Светлана
Потамошнева Наталья Алексеевна
Anna
Колышкина Елена Владимировна