Использование приемов графической визуализации информации как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания
Использование приемов графической визуализации информации как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания.
Кунева Марина Евгеньевна, учитель истории и обществознания
МБОУ Леньковская основная школа
Лысковского района Нижегородской области
Целью современного качественного образования в соответствии с ФГОС не может быть просто накопление предметных знаний, умений и навыков. Успешный ученик должен обладать не просто определенным багажом знаний, а умением учиться. Но на пути к этому я столкнулась с проблемой недостаточного уровня образовательной подготовки и низким уровнем мотивации к процессу обучения большинства обучащющихся 5-9 классов. Разрешение данной проблемы является актуальным действием социально задаваемого результата. С учетом актуальности проблемы мною была предпринята попытка поиска, выбора и реализации методических приемов для решения этой проблемы в конкретных условиях.
Построить образовательный процесс в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика и повышающий его мотивацию к самообразованию, мне помогает использование на уроках приемов графического представления информации. Кластеры, ментальные карты, денотатные графы, схема Фишбоун, графики - это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме. Выбор того или иного приема обусловлен уровнем подготовленности и возможностей учащихся, а также возрастными особенностями, трудностью содержания тем и количеством учащихся в том или ином классе.
Визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями позволяет прием фишбоун. С помощью такой предложенной схемы я организую не только индивидуальную работу, но и работу в группах или парах и использую как в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо как стратегию целого урока.
Например, при изучении темы «Зарождение демократии в Афинах» на этапе актуализации знаний предлагаю заполнить схему фишбоун по проблеме «Борьба между демосом и властью». Ученики называют причины этой борьбы, приводят факты и приходят к выводу о необходимости проведения реформ. Затем на основе этой схемы учащиеся формулируют проблему «Возможно ли было удовлетворить требования демоса, не затронув интересы знати?» , а на этапе целеполагания -цель и задачи урока: рассмотреть один из способов проведения преобразований в обществе и выделить его значение для будущего развития общества. На этапе закрепления вновь возвращаемся к схеме, и ученики делают вывод о том, какие требования демоса были выполнены, что осталось нерешенным.
Сократить объем получаемой информации без потери качества знаний на уроках мне позволяет использование одного из приемов свертывания информации - денотатный граф.
Для работы в классе денотатный граф я использую на этапе проверки домашнего задания, на обобщающих уроках, в индивидуальной и парной работе, в качестве творческого домашнего задания.
На этапе актуализации знаний по теме «В рыцарском замке» организую работу с понятием «рыцарь». На основе имеющихся знаний, ассоциаций и личного опыта ученики предлагают свою интерпретацию данного термина. Эта схема вычерчивается и остается на доске до конца урока.
В процессе изучения темы урока предлагаю учащимся разделиться на две группы и составить два варианта схемы по теме «Рыцарь»: положительный и отрицательный денотатный граф. После представления результатов работы учащиеся сравнивают три схемы, и делают вывод о различиях в понимании рыцаря до изучения темы и после, а также понимают, что с точки зрения современной морали его действия не всегда соответствуют идеалу добра. Таким образом происходит личная оценка этого исторического персонажа.
При закреплении изученного материала предлагаю учащимся готовый денотатный граф с пропущенными словами.
Кроме этого, прием денотатный граф использую на этапе рефлексии, для того, чтобы учащиеся поняли, каким был именно этот урок для них: чему они научились, что нового узнали, насколько продуктивно они работали, что осталось непонятным, что вызвало у них особый интерес.
Ориентиром, опорой для усвоения учащимися определенных знаний является используемый мною прием словесно-графического представления информации кластер.
Прием «кластер» часто использую на уроках для графической систематизации учебного материала или при его повторении.
При изучении темы «Великие географические открытия», работая в группах, ученики заполняют свою ветвь грозди по определенной заранее теме: причины, великие первооткрыватели, основные открытия, последствия и значения Великих географических открытий. Каждая группа презентует результаты своей работы и прикрепляет его к доске.
Часто использую прием кластер при изучении войн, революций, реформ. Учащиеся уже знают алгоритм характеристики этих исторических явлений и без труда заполняют схему по конкретной теме.
Представить всю проблему на одном листе позволяет прием карта памяти.
Карту памяти мне удобнее использовать в качестве дифференцированного домашнего задания или опережающего домашнего задания, а также для проведения обобщения по теме и контроля за усвоением и пониманием материала, за полнотой восприятия информации, за установлением связей, за умением сворачивать и разворачивать информацию. Такая форма контроля экономит время, а учащемуся при ответе карта памяти служит опорой. Например, при повторении темы «Древний Египет» ученики приносят готовую карту памяти и могут использовать ее при выполнении заданий и ответе на вопросы.
В некоторых случаях карта памяти становится материалом для презентации проекта. После написания проекта по обществознанию «Мое свободное время» ученица представила на презентации свою интеллект-карту.
Визуально представить количественные данные в графической форме для группировки, сравнения и представления данных на уроках обществознания мне помогают графики и диаграммы.
Графики и диаграммы учащиеся составляют на основе социологических опросов по конкретным темам, например, «Свободное время подростка», «Отношение сверстников к школе», «Подросток и закон», «Защита Отечества», «Участие сверстников в экономической жизни общества», «Подросток и природа». Эти данные хранятся в моем кабинете в режиме свободного доступа и учащиеся используют их при выполнении различных заданий, а также получают возможность провести сравнение отношения, мнения своих сверстников в разные годы.
В результате данные приемы графической визуализации позволяют моим ученикам не только запоминать исторические события, понимать их суть, но и формировать личное отношение к ним. И , что не мало важно, эти приемы позволяют мне создать ситуацию успеха у моих учеников. А когда они видят реальный положительный результат своих действий, они готовы к новым открытиям и усвоению новых способов действия.
Кияйкина Наталья Федоровна
Кунева Марина Евгеньевна