Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство познавательной активности учащихся

0
0
Материал опубликован 23 August 2020

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство познавательной активности учащихся.

Манзурова Алла Юрьевна

Учитель истории и обществознания


Растущие материально-технические потребности опережают сегодня процессы социальной и психологической зрелости людей, способность к ведению диалога, культуре коммуникаций, активному самопознанию и самовыражению. В связи с этим сегодня изменяются характер и функции школьного образования: оно должно не только передать знания, сформировать умения, но и развить способности к самоопределению, подготовить учеников к самостоятельным действиям, научить нести ответственность за себя и свои поступки.

Ясно, что новое понимание сущности образовательных результатов существенно изменяет ориентиры не только содержания обучения, но и используемых методов, организационных форм и средств обучения. Это в полной мере относится к применению ИКТ. С точки зрения современной педагогики обученность — это готовность к определенной деятельности, в процессе которой учащиеся должны проявить знания и умения, усвоенные ими в процессе обучения.

Все сказанное выше определяет, на мой взгляд, основные направления совершенствования ИКТ в курсе истории и обществознания. Очевидно, что все они одновременно и во всех своих аспектах не могут стать предметом одной работы. В своей работе я рассматриваю те их стороны и компоненты, которые непосредственно связаны с реализацией в обучении.

Психологи отмечают что, для современного человека характерно стремление к визуальному восприятию информации. Учащиеся лучше воспринимают зрительный ряд, чем текстовый. Применение в процессе обучения ИКТ, способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным.

Возможности ИКТ по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание.

ИКТ расширяют возможности диагностики уровня усвоения исторической и обществоведческой информации. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке.

Хотелось бы отметить, что методы и средства обучения ошибочно было бы возводить в ранг самоцели, это прежде всего инструмент для решения образовательных задач. Для меня ИКТ создали новый спектр возможностей:

сократили время на выполнение таких операций как опрос, контрольная, постановка домашнего задания и т.д.;

позволили увеличить время для творческой работы, инд. общения с учащимися;

позволили интегрировать мультимедийный материал с традиционными средствами;

обеспечили хранение базы данных;

повышена мотивация учащихся в процессе самостоятельной работы с мультимедийными материалами;

(результаты можно проследить в диаграммах в презентации).

Реализация педагогической деятельности по указанным направлениям приводит к следующим результатам:

позволяет выявлять и объединять учащихся, имеющих склонность к углубленному изучению гуманитарных предметов и к поисково-исследовательской работе;

способствует развитию у школьников самостоятельности , инициативы, творческого потенциала;

помогает школьникам лучше узнать историю разных цивилизаций, своей страны и родного края.

формирует уважительное отношение к истории своего Отечества, что способствует воспитанию чувства патриотизма

помогает старшеклассникам определиться с профессиональным выбором;

формирует навыки социального поведения, адаптирует школьников к изменяющимся условиям среды;

обеспечивает более высокий уровень подготовки к поступлению в высшие учебные заведения.

Моя практика показала что, использование мультимедийных технологий повышает качество и эффективность обучения, развивает учебную деятельность. Вместе с тем, это эффективный стимул обучения школьников.

В школе создана достаточная материальная база для применения ИКТ на уроках истории и обществознания : ПК, мультимедиапроектор, медиатека, Интернет.

На мой взгляд, наиболее интересными для работы на уроке и в процессе подготовки к уроку, являются следующие диски: «История России. 862-1917.», «От Кремля до Рейхстага», «Россия на рубеже третьего тысячелетия», «Мировая культура и искусство», «Сокровища мирового искусства», «Флот во славу России», «Русский космос», «История России XX век». Достоинством этих компакт-дисков является наличие большого количества анимированных исторических карт, видеофрагментов, таблиц, схем. Кроме того, сейчас есть большой выбор учебных фильмов ВВС на DVD: «Крестовые походы»,! «Леонардо да Винчи», «Чингисхан» и другие.

В настоящее время на уроках, в основном, используются следующие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью компьютера: презентация, информационно-обучающие программы, тесты. В презентации показываю самые выигрышные моменты темы, эффектные опыты и превращения, подборки электронных географических или исторических карт, портретов, цитат. На экране проектирую определения, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как я, не тратя время на повторение, успеваю рассказать больше. Создание презентаций по курсу истории и обществознания самими детьми – является одним из показателей результативности моей работы.

Дети самостоятельно ищут информацию, анализируют ее, отбирают необходимое и создают презентацию-проект по выбранной теме.

В последнее время я пришла к выводу, что на уроке более эффективным является применение презентаций PowerPoint, а не готового продукта (в виде дисков с обучающими программами). Во- первых, каждый учитель должен иметь возможность творчески выстраивать урок. Во-вторых, презентация позволяет использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, видео-аудиофрагменты и т.д.)

Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость.

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать информационно-коммуникационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

В заключение хотелось бы сказать, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав - право за качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием информационных технологий.





Список литературы

Господарик Ю. Интернет и изучение истории. "История", №3, сизарь, 2000г. - приложение к газете "Первое сентября".

Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии. - М., Народное образование, 2001.; Дидактика средней школы. - М. 1982. .

Интернет в гуманитарном образовании. Под ред. Полат Е.С. М., Еладос, 2001 г.

Образовательные ресурсы Интернета: www.edu.ru,www.ed.gov.ru, --ww.center.fio.ru,www.hist.msu.ru,www.lesson-history.narod.ru,www.rus-hist.nm.ru,www.hrono.ru,www.edurm.ru, www.klio.webservis.ru и др.






















4


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации