12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Малицкая Елена Владимировна39
1

Статья на тему «Интегрирование предметов как средство активизации познавательной деятельности»

Малицкая Елена Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей № 1 им. академика Б. Н. Петрова»

г. Смоленск.

Интегрирование предметов как средство активизации познавательной деятельности

Интегрирование предметов - очень актуальная и интересная тема. Интегрированные уроки позволяют избежать повторов одних и тех же тем в разных учебных предметах и тем самым уменьшить затраты ребёнка на усвоение знаний.

Десять тысяч уроков – вот столько приходится на долю школьника за годы учебы. И если все они будут проводиться в одной и той же форме, то это будет однообразно, скучно и для учеников, и для учителя. Одной из главных задач учителя является формирование интереса к учению, к познанию. Нестандартные формы урока помогают преодолевать детям все трудности обучения. Такие уроки формируют устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, помогают формировать навыки учебной деятельности.

Учителя начальных классов всё больше используют и широко применяют нестандартные уроки или инновационные формы урочных занятий.

Уроки-сказки, уроки типа КВН, театрализованные уроки, уроки с групповыми формами работы, уроки-аукционы, уроки, которые ведут учащиеся, уроки-зачеты, уроки-творческие отчеты, уроки-конкурсы, уроки-соревнования, уроки-викторины, уроки-турниры, уроки-обобщения, уроки-игры, уроки-концерты, уроки-утренники, уроки-ролевые игры, уроки-экскурсии, уроки-путешествия, уроки-игры «Поле чудес», нтегрированные уроки.

Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимися, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы.

Нестандартный урок – всегда праздник. Провожу я их чаще при обобщении знаний учащихся, в конце изучения больших тем или в конце четверти, но хороший эффект дают нестандартные уроки и при изучении нового материала.

На этих уроках создается ситуация успеха для каждого ученика, что немало важно для развития интереса к учебной деятельности и формирования познавательной активности. Многие уроки по объему и содержанию рассматриваемого материала нередко выходят за рамки школьной программы и предполагают творческий подход со стороны учителя и учащихся.

Хочу подробнее рассмотреть интегрирование предметов.

Интегрирование предметов - очень актуальная и интересная тема.

В современной школе предметные программы, к сожалению, составлены так, что знания ребенка остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному признаку. Введение интегрированных уроков позволяет учителю преодолеть эти противоречия и с первых шагов обучения научить ребенка представлять мир, окружающий его, как единое целое.

Интегрированные уроки позволяют избежать повторов одних и тех же тем в разных учебных предметах и тем самым уменьшить затраты ребёнка на усвоение знаний.

Учебный материал отбирается и располагается таким образом, что позволяет строить его изучение синхронно.

В основу таких уроков должны быть положены близость содержания ведущих тем разных предметов и их логическая взаимосвязь.

Следует выделить сочетание таких предметов, как литературное чтение – русский язык, литературное чтение – окружающий мир, литературное чтение – ИЗО, математика – технология, окружающий мир – технология, ИЗО – русский язык и т.д.

Интеграции позволяет уплотнить урок, быстро включаться в работу и переключаться с одного учебного предмета на другой, неназойливо побуждать детей к разнообразным занятиям, перерастающим в активное их участие в групповых, парных и других формах коллективных занятий. Осуществляя на уроках взаимосвязь различных видов деятельности, мы добиваемся активного, заинтересованного включения детей в учебный процесс.

Таким образом, чередование видов деятельности во время проведения интегрированных уроков снижает утомляемость отделов головного мозга, создает комфортные условия для ребенка как личности, позволяет избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает у школьников в разряд нелюбимых, повышает успешность обучения.

Освободившиеся за счет проведения интегрированных уроков часы могут быть использованы для более глубокого изучения других тем того или иного из интегрируемых предметов, а также на проведение внеклассных мероприятий (посещение музеев, библиотек и т.д.).

Для проведения интегрированных уроков необходимо проанализировать программы по различным учебным предметам, выявить одинаковые темы и объединить их с позиции ведущей идеи и ведущих положений.

Были проанализированы программы Экономики и Окружающего мира 2 класса с целью установления связей между предметами.

Экономика

Окружающий мир

Что такое деньги, их происхождение.

Деньги в разных странах.

Деньги (современные деньги разных стран)

Мы идем за покупками.

Где покупают товары.

Магазин (игра).

За покупками (в универмаге).

 

Что купили в магазине.

Приведу пример интегрированного урока «Математическая ярмарка»

(Математика - экономика)

Цели: (математика) отрабатываются вычислительные навыки, навыки решения задач;

(экономические) познакомить учащихся с названиями денежных единиц России

Дети попадают в прошлое, на ярмарку. Коробейники предлагают свой товар, скоморохи развлекают публику.

Учащиеся покупают товар (решают задачи). За правильно решенную задачу зарабатывают монету. Причем, чтобы решить задачу ученики должны перевести старые денежные единицы в современные.

Много самостоятельной работы с последующей проверкой.

В конце урока подводим итоги, и на заработанные монеты ребята покупают пряники, конфеты, сушки.

Поскольку интеграция - это не самоцель, а определенная система в деятельности учителя, то должен быть и вполне конкретный результат интегрированного обучения. В чем мы его видим?

В повышении уровня знаний по предметам.

В росте познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время.

Введение интеграционной системы может в большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать воспитанию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.