Использование природного и бросового материала в создании дидактических игр и пособий для разностроннего развития детей с ОВЗ
Использование природного и бросового материала в создании дидактических игр и пособий для разностороннего развития детей с ОВЗ
Фадюшина Ю.В.
учитель – дефектолог
г. Екатеринбург
МБДОУ - детский сад
комбинированного вида №203
Экология, в последнее время, является одним из приоритетов для государства наряду с образованием, демографией и здравоохранением. В 2019 году правительством РФ запущен в реализацию нацпроект «Экология», который включает в себя наибольшее число составляющих - воздух, вода, обращение с отходами, биоразнообразие, новые технологии, и на ряду с этим ставит самые амбициозные задачи: к 2024 году Россия должна полностью преобразиться благодаря новому подходу к заботе об окружающей среде.
Согласно ФГОС ДО, цель экологического воспитания дошкольников – это реализация педагогами непрерывного, целенаправленного, управляемого процесса по формированию у детей экологической культуры.
Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям:
- Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
- Содержание образовательной области «Познание» направлено на формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.), расширение кругозора детей.
- Содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой.
- Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом.
- Образовательная область «Физическое развитие» направлена на становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников.
Ребенок приходит в мир добрым, ласковым, любящим и веселым. Он познает все с великим удовольствием. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Нам в этом на помощь приходит игра.
Поэтому важно, чтобы развивающая предметная пространственная среда была оснащена играми, игровыми пособиями, которые стимулировали развитие зрительного, тактильного, слухового, обонятельного анализаторов. Способствовали развитию: мелкой моторики, воображения, развитие творческих способностей, мышления, речи, памяти, восприятия, бережное отношение к природе.
А ведь игры можно легко изготовить из бросового материала. К которому, мы тоже, предъявляем определенные требования:
- поделки из бросового материала могут иметь разное назначение: для игр детей, для украшения интерьера группы, но все они должны быть безопасными для детей (не токсичными, не вызывать аллергий);
- тщательно промытыми и высушенными;
- доступными в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться).
В сказочном превращении бросового материала в игры и пособия, нам также помогают родители, с которыми мы тесно сотрудничаем в этом направлении и оформляем выставки поделок из бросового материала.
У детей с задержкой психического развития наблюдается ограничение психических и познавательных возможностей не позволяющие ребёнку успешно справляться с заданиями и требованиями, которые предъявляет к нему общество. Из-за слабо развитой произвольной сферы (умение сосредоточиться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать знания, работать по образцу) ребёнок очень быстро устаёт и истощается. Что ведет к снижению овладения ЗУН.
В этом случае просто необходим индивидуальный подход к детям. Он нужен во всех видах детской деятельности и на протяжении всего дня.
Задержка темпа развития имеет обратимый характер. Поэтому своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим успешную социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. Коррекционно – педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в школе.
Исходя из этого, для закрепления знаний, организации самостоятельной игровой деятельности, как средство развития познавательной активности детей, были разработаны следующие игры:
Игры по обучению грамоте и развитию фонематического слуха и восприятия:
- соотнесение звука со зрительным образом буквы
- определение первого звука в слове;
- дифференциация звуков в слове
Игры на формирование и закрепление элементарных математических представлений:
- соотнесение числа и количества, знание цифр и развитие мелкой моторики;
- счет от заданного числа в прямом и обратном порядке;
- соседи числа;
- выполнение действий сложения и вычитания;
- состав числа;
- сравнение чисел;
- составление и решение математических задач
.
Игра «Мемори» на тренировку визуальной памяти, внимательности, усидчивости, образного и логического мышления.
Игра с пирамидками на развитие внимания, памяти, пространственной ориентировки.
Игры – вкладыши на развитие внимания, знание геометрических фигур, ориентировка в пространстве, целостность восприятия.
Можно сделать вывод, что грамотно созданная среда, организованная с учётом возможностей и потребностей детей, способствует успешному их развитию и социальной адаптации, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности.
В процессе взросления ребенка все компоненты РППС необходимо менять, обновлять и пополнять, она должна быть не только РАЗВИВАЮЩЕЙ, но и РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ.
Список литературы
- Бондаренко А. К., Матусик А. И.Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2011.
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. - Воронеж: Учитель, 2002.-159с.
- Гударёва О. В. Игра современных дошкольников//Журнал прикладная психология. 2013, №2. С. 51-56
- Гударёва О. В. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников//Психология и культура. Материалы Третьего съезда РПО, СПб, выпуск 1, 2013.
- Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. М., 2015.
- Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры/ Сб. Проблемы развития психики М., 2011.
- Мануйленко З. В. Роль игры в воспитании дошкольника. М., 2011.
- Методика ознакомления детей с природой в детском саду.// Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.:- Просвещение. 1991.—240с.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.: Издательский центр Академия, 1999.-1984с.
- Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. - М.: Новая школа, 1993.-32с.
- Руководство играми детей в дошкольном учреждении. /Под ред. М. А. Васильевой. - М.: Просвещение, 2012.