Дидактические игры для развития познавательной активности детей с ОВЗ

6
0
Материал опубликован 10 August 2021

Дидактические игры для развития познавательной активности детей с ОВЗ

Фадюшина Ю.В.

учитель – дефектолог

г. Екатеринбург

МБДОУ - детский сад

комбинированного вида №203


Игра является ведущей деятельностью дошкольников и имеет чрезвычайно важное значение для развития и формирования личности ребенка, и для подготовки к школе в частности. Это главный метод педагогической коррекции, так как она занимает огромное место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.

Дети с помощью игры познают мир, учатся проявлять самостоятельность, развивают фантазию, обзаводятся опытом побед и поражений. От того, во что они играли в детстве, часто зависит выбор его жизненного сценария. В младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:

- активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей старшего дошкольного возраста;

- развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации;

- учит их действовать по правилам, развивает любознательность;

- закрепляет знания, умения.


Игра имеет две основные направления, которые тесно взаимосвязаны между собой:

- Познавательное развитие — то чему должны научить детей, какие способы действия с предметами хотим им передать; в игре дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его познавательную и умственную активность, учит их действовать по правилам, развивает любознательность.

Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. Все это предполагает определенную степень сформированности познавательных процессов (память, мышление, воображение и т.д.).

- Личностное развитие — способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям. В играх проявляются и такие черты характера, которые могут служить примером для других: отзывчивость, скромность, дружба, товарищество.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задач. В этой игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности. Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания.

Поэтому невозможно представить дошкольное образование без использования в работе с детьми с ЗПР технологию дидактической игры. Это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности.


С целью развития познавательных способностей и речи детей с ЗПР было создано дидактическое пособие «От звука к рассказу», которое решает следующие задачи:

  • находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира;
  • сравнивать, группировать, классифицировать по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения, размышлять;
  • помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа;
  • требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию
  • уметь задавать вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами: «да» или «нет».
  • активизируется речь при общении детей в играх, решении спорных вопросов, развивая способности аргументировать свои утверждения, доводы.
  • формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим им предметам, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности;
  • проявляются черты характера каждого участника, как положительные – настойчивость, целеустремленность, честность и другие, так коррекция отрицательных - эгоизм, упрямство, хвастливость.
  • преодолевается в игре нерешительность, неуверенность в себе, удачные решения, следующие одно за другим в разных играх, вселяют в ребят уверенность в своих силах и постепенно помогают им преодолеть стеснительность.


t1628619634aa.jpg


Наряду с данным пособием были созданы игры:

Игра: «Он, она, они»: обучение детей согласованию существительных с местоимениями «он, она, они»; учит различать род притяжательных местоимений мой, моя, мои.


t1628619634ab.png


Игра: «Подбери картинку к предлогу»: учить понимать пространственные значения предлогов, дифференцировать предлоги «в – на, над – под, за – перед и др.»; совершенствование умения составлять простые предложения с использованием предлогов.

Игра «Найди пару»: уточнение словаря, развитие умения различать предметы, сходные по значению, закрепление правильного употребления простого предложе­ния, развитие зрительного и слухового внимания.


t1628619634ac.png


Игра «В гостях у Клоуна» (живое - неживое): научить различать живые и неживые предметы, упражнять в постановке вопросов «Кто это? Что это?», закрепить навык построения простого (назывного) предло­жения, развивать внимание, память.


t1628619634ad.png


Игра «Составь предложение»: активизировать словарь по лексическим темам, соотносить предлог со схемой, составлять предложение с заданным предлогом по двум опорным картинкам.

t1628619634ae.png


Игра «Шнурок протяни, рассказ собери»: составление сюжетного рассказа на основе наглядного содержания последовательных фрагментов - эпизодов.


t1628619634af.png


Игра «Карлесон в гостях у малыша»: формировать и развивать навык образования относительных прилагательных от существительных, учить изменению образованных прилагательных по родам.


t1628619634ag.png



Игра «Мой, моя, моё, мои»: закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными.


t1628619634ah.png


Игра «Добавь предлог в предложение»: научиться детей правильно использовать в речи предлоги, согласовывая их с остальными словами в предложении.

t1628619634ai.png

Игра «Расскажи о временах года»: помогает ориентироваться во временах года, сезонных изменениях в природе; развивает навыки сравнения и классификации предметов, учит анализировать информацию, устанавливать закономерности.

t1628619634aj.pngt1628619634ak.png


Игра «Где это находится?»: помочь детям закреплять пространственные понятия, развить внимание, мышление и речь.


t1628619634al.png


Комплект игр для развития мелкой моторики, для согласования существительных с прилагательными, узнавание предметов по контуру, развитие связной речи «Обведи и назови», «Раскрась и назови», «Обведи и составь рассказ».

t1628619634am.png

Используя в своей работе технологию дидактической игры можно сделать следующие выводы:

  • в игре выявились индивидуальные особенности детей;
  • игра способствовала устранению нежелательных проявлений в характере;
  • игра способствовала развитию необходимых компонентов для успешного общения детей друг с другом в процессе совместного выполнения задания;
  • игра – является мощным стимулом и сильной мотивацией в развитии всех компонентов речи у детей с ЗПР;
  • в игре активизировались все психические процессы, она позволила гармонично объединить эмоциональное и рациональное обучение дошкольников;
  • игра способствовала вовлечению каждого ребенка в активную работу;
  • игра позволила расширить границы жизненного опыта ребенка, который может представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было;
  • игра способствовала внутреннему раскрепощению: когда исчезает робость и возникает ощущение «я тоже могу»;
  • игра позволила гармонизировать и демократизировать отношения между педагогом и ребенком, детей между собой;
  • дидактическая игра способствовала развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, формированию ее компонентов, необходимых для овладения учебной деятельностью (интеллектуальный, мотивационный и практический).
  • Разработка и создание игр, пособий, приобретение настольно - печатных игр, наглядно – демонстрационного материала обогащает развивающую предметно – пространственную среду.



Список литературы

  1.  Бондаренко А. К., Матусик А. И.Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Гударёва О. В. Игра современных дошкольников//Журнал прикладная психология. 2013, №2. С. 51-56
  3. Гударёва О. В. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников//Психология и культура. Материалы Третьего съезда РПО, СПб, выпуск 1, 2013.
  4. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. М., 2015.
  5. Козак О. П. Путешествие в страну игр. – СПБ.: Дело, 2013.
  6. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 2015.
  7. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры/ Сб. Проблемы развития психики М., 2011.
  8. Мануйленко З. В. Роль игры в воспитании дошкольника. М., 2011.
  9. Руководство играми детей в дошкольном учреждении. /Под ред. М. А. Васильевой. - М.: Просвещение, 2012.
  10. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Просвещение, 2014.
  11. Эльконин Д. Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей // Дошкольное воспитание. 2012. №5. С. 41-46.
  12. Эльконин Д. Б. Психология игры. - 3-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2015.

 




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.