Развитие звуковой стороны речи детей с ОВЗ с использованием дидактических игр
Развитие звуковой стороны речи детей с использованием дидактических игр
Актуальность: На протяжении последних нескольких лет мы видим на примере своего детского сада как растёт численность детей с ограниченными возможностями здоровья. Для ребенка с речевыми нарушениями, игра является неотъемлемым условием всестороннего развития личности. Применяя игры из данного пособия на индивидуальных логопедических занятиях, мы не только автоматизируем вновь поставленный звук, но и активизируем познавательную деятельность, развиваем мышление, воображение, тактильные ощущения.
Дидактическое пособие «Домик звуков» предназначено для детей 4-7 лет, имеющих речевые нарушения. Пособие используется мною чаще на индивидуальных логопедических занятиях, реже для работы в паре.
Данное пособие нацелено в первую очередь для работы с детьми ОВЗ. Мы видим, что этим ребят с трудом даётся даже автоматизация вновь поставленного изолированного звука, не говоря уже о введении его в слоги, слова и т.д. Чтобы скучную, монотонную работу разнообразить, было изготовлено данное пособие.
Пособие является многофункциональным. Благодаря ему мы можем:
- автоматизировать различные звуки;
- развивать просодические компоненты речи;
- развивать тактильные ощущения;
- закреплять знания о геометрических фигурах и цветах;
- формировать умение сравнивать предметы по величине;
- развивать звуковой анализ слов;
- развивать концентрацию и внимание.
Описание игр
«Наклей фигуру»
Цель: автоматизация изолированного звука
Описание: Необходимо наклеить фигуру на экран и произнести автоматизированный звук (в данном случае Ш)
«Лабиринт»
Цель: развитие просодических компонентов речи
Описание: Двигаться указательным пальцем по лабиринту и произносить автоматизируемый звук. Большая фигура произносим звук долго (тянем), маленькая фигура – коротко. (По аналогии: громко – тихо)
«Угадай фигуру»
Цель: автоматизация звука; развитие мелкой моторики, тактильных ощущений; закрепление знаний о геометрических фигурах.
Описание: Необходимо наощупь определить фигуру, назвать её, затем прикрепить на экран и произнести автоматизируемый звук.
«Обведи фигуру»
Цель: развитие межполушарных связей, внимания, концентрации; автоматизация звука.
Описание: На экране в левом и правом столбике расположены фигуры, ребёнку нужно указательными пальчиками правой и левой руки поочереди обводить фигуры и повторять автоматизируемый звук.
«Две руки»
Цель: развитие межполушарных связейвнимания, концентрации; автоматизация звука.
Описание: Одновременно двумя руками нужно взять одинаковые фигуры, прикрепить их к экрану и произнести автоматизируемый звук.
«Место звука в слове»
Цель: развитие звукового анализа слов.
Описание: Определить место звука в слове и прикрепить картинку к соответствующей схеме. Если у ребенка звук уже автоматизирован в словах, то слово произносит сам ребёнок. Если звук в слова ещё не введён, то слово называет взрослый.