12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юсупова Татьяна Ильинична478
Закончила БГУ, биологический факультет (г.Уфа), 1988 г. Прошла профессиональную переподготовку в институте дополнительного и профессионального обучения ФГБОУ ВО Челябинский университет по специальности "Педагогика и психология".
Россия, Челябинская обл., Магнитогорск

«Нам лучше меньше говорить,

а больше рисовать»

Гёте








«Использование психологических

рисуночных тестов

для детей и взрослых»



(Практические семинарские занятия для психологов, педагогов, родителей)













Составитель: педагог-психолог Юсупова Т.И.

МОУ «СОШ № 12»

Челябинская область, г.Магнитогорск.













г.Магнитогорск. 2018


Цели: Определение личностных особенностей, эмоционального и психологического состояния детей и взрослых.

Содержание:

Занятие №1.

1.Значение рисуночных тестов и инструкции по их применению.

1.1.Психотерапевтическое значение рисунка.

1.1.Техника проведения психологических рисуночных тестов.

2..Отражение в рисунке индивидуальных особенностей и эмоциональной сферы личности.

2.1.Тест «Мое дерево»

2.1. Тест «Рисунки на полях»

Занятие №2.

1. Семейные отношения в восприятии ребёнка.

1)Тест «Семья животных»

2. Техники художественной экспрессии

1) Тест « Кактус»



1.Значение психологических рисуночных тестов и техника их проведения.

Арт-терапия – метод лечения, основанный на использовании художественного творчества

Художественное творчество оказывает благоприятное влияние на здоровье, а терапевтические техники упражнения обладают диагностическим, лечебным, коррекционным, развивающим потенциалом и повышают качество психологического, педагогического , психотерапевтического воздействия. Актуально применения арт - терапии и в качестве эффективного воздействия на детей и подростков с различными отклонениями.

1.1.Психотерапевтическое значение рисунка.

Рисование - прекрасное средство для самопознания, формирования позитивного взгляда на жизнь, духовного и физического исцеления. Человеческий мозг устроен так, что ему необходимы зрительные образы - язык образов человеку свойствен и органичен.

Условия рисования немаловажны: подходящее место, где можно было бы спокойной заниматься творческой работой, отсутствие раздражающих факторов. Можно использовать музыкальное сопровождение; музыка должна быть спокойной.

Умение рисовать, выражать себя и свои мысли через рисунки помогает любому человеку найти решение проблем, дает возможность избавиться от того, что держит в плену разум, тело и дух. При помощи рисуночных тестов можно узнать о мире ребенка и его душевных переживаниях, о его характере, предпочтениях и отношении к жизни.

1.2. Техника проведения психологических рисуночных тестов.

Рекомендации по технике проведения:

Материалы: Лист формата А4, простой карандаш (не очень твердый, ТМ, чтобы можно было оценить степень нажима исследуемого), ластик, желательно не применять фломастеры, , шариковые ручки, это затрудняет интерпретацию.

На первом занятии лучше всего предложить выполнить рисуночные тесты, в которых тестируемый мог бы проявить максимум свободы в исполнении рисунка: «Рисунок на свободную тему», «Автопортрет», «Несуществующее животное».

Обращать внимание на следующие факты:

1.Расположение места при выполнении рисунка.

2.Время, затраченное на рисование

3.Последовательность изображения различных деталей и частей рисунка

4.Содержание ответов на вопросы.

После рисования должны обязательно задавать вопросы, что нарисовал испытуемый: Можно попросить описать рисунок. Ответы фиксировать. По окончании тестирования высказать одобрение, подписать работу.

2.Отражение в рисунке индивидуальных особенностей и эмоциональной сферы личности.

2.1.Тест «Моё Дерево».

Тест предназначен для обследования как детей, так и взрослых. Рисунок дерева даёт особо богатый материал о «содержании жизни», т.е. открывает конкретные ситуации прошлого или отражает черты личности тестируемого.

Дерево, по всей видимости, показывает долговременные неосознанные чувства по отношению к своему Я, которые главным образом существуют на базовом, первичном уровне.

При выполнении теста очень важно отлаживать последовательность изображения, деталей, все комментарии, самопроизвольно сделанные тестируемым во время рисования, а также его эмоции.

Задание. На листе бумаги нарисовать простым карандашом себя в образе дерева. После рисования написать о жизни дерева: что оно чувствует, как ему в настоящий момент живется в лесу?

Интерпретация рисунков.

При анализе рисунков: приветствуется особенность, которая связывает их: Нарисованное дерево рассказывает о самом сокровенном - об одиночестве и переживаниях, о любви и желании любить, о надеждах на самое лучшее.



Определение наклонностей и особенностей характера человека.

Человек, нарисовавший дерево экзотической породы, склонен к экстравагантности в своих поступках, рассуждениях, в манере одеваться. Он любит приключения, при которых получает массу новых впечатлений.

Того кто нарисовал ель, отличают хорошие организаторские способности. Но в тоже время, по характеру такой человек может быть эмоционально неуравновешен и испытывает чувство отверженности.

Дуб-Честность, прямолинейность, независимость.

Береза- ранимость, эмоциональность, чувственность.

Плакучая ива – пониженное настроение, поиск позитивных контактов, неудовлетворенность жизненных ситуаций, стремление обрести твердую опору.

Наличие плодов у деревьев - стремление к результативной деятельности и достижении цели.

Яблоня - может быть у женщины желание иметь ребенка, женственность.

Пышная крона - развитая интуиция.

Дерево без листвы- черты детской непосредственности.

Птицы на деревьях + солнце, луна – склонность обдумывать любые жизненные ситуации.



Расположение дерева.

1.Дерево в правой части листа – потребность опереться на чей-то авторитет.

2.Дерево в левой части - привязанность к матери, прошлому.

3.Дерево в центре – потребность в систематизации своего жизненного опыта.

4.В верней части - желание избавиться от депрессии.

5.В нижней части листа – чувство самобичевания.

6.Если дерево по горизонтали – рассудительность и независимость в характере.



Некоторые особенности рисунка.

1.Дополгнительные объекты на рисунке говорят об эмоциональности и хорошем воображении человека.

2.Пейзаж – чувствительность, сентиментальность.

3.Несколько деревьев - нежелание подчиняться общепринятым нормам.



Размеры рисунка.

Мелкое изображение дерева говорит о том, что человек не может проявить себя в жизни.

Крупное изображение указывает на внутреннюю свободу.



Характерные детали рисунка.

Рисунок пня - противоречивость характера.

Сломанное дерево - пережитое потрясение

Недорисованная вершина указывает на большие незавершенные планы.

Дерево, раздвоенное от ствола, присутствие сильных родственных связей с сестрами или братьями (близнецы).

Ветка вместо дерева – инфантильность.

Ветки, опущенные вниз – низкий жизненный тонус, нежелание преодолевать какие-то жизненные проблемы.

Ветки вверх – оптимизм, энтузиазм, иногда стремление к власти.

Ветки в разные стороны - поиск расширенных контактов, самоутверждение себя.

Нет ветвей (только контуры) - трудность в установлении контактов.

Обозначение места, на котором стоит дерево, характерно для людей, которые нуждаются в утверждении себя и укреплении своего места в жизни.



Изображение листвы.

Листья символизируют способность к установлению контактов с окружающим миром, а также о психологической защищенности человека в этих контактах.

Листья широким веером - хорошее взаимодействие с окружающими, контактность.

Листьев мало - контакт с внешним миром очень слабый.

Острая форма листьев - стремление защититься от опасности.

Схематичные листья (пустые круги) – не проявленная агрессивность.

Падающие листья (опавшие) – разочарование в жизни, чувство одиночества.

Листья вверх – стремление к лидерству, наличие цели.

Листья в большом количестве – педантичность, чувствительность, потребность к эстетическому.

Листва в виде узора – обаяние, приветливость, женственность, доброжелательность.

Листва-сетка – желание уйти от проблем.



Ствол дерева.

Ствол, оторванный от земли – недостаток контактов с внешним миром.

Ствол, расширяющийся к низу – поиск устойчивого положения в окружающем мире.

Ствол, сужающийся к низу – изоляция, стремление укрепить свое «Я».

Ствол, не связанный с ветками – попытка убежать от реальности в мечты.

Размер кроны доминирует по отношению к размеру ствола – хороший самоконтроль,

Ствол с наклоном влево – пасующий перед агрессией.



Ствол вправо - поиск поддержки.

Дерево с дуплом – возможно перенесенные операции, заболевания; сексуальные переживания, травмы.



Корни.

Корни дерева указывают на среду, из которой вышел человек, любознательность, импульсивность.

Корни меньше ствола - желание увидеть то, что интересует или спрятано.

Корни одинаковые по размеру ствола - любопытство

Очень длинные корни – чрезмерное любопытсво, интерес к неопознанному.



Штриховка.

Штриховка имеет большое значение при интерпретации рисунка.

Затемнение листьев, ствола, корней – тревожность

Однородная штриховка - повышенная чувствительность.

Горизонтальные штрихи – женственность, слабость.

Вертикальные штрихи – настойчивость, решительность.



2.2..Тест « Рисунки на полях».

Слушая лекции преподавателей или разговаривая по телефону, мы нередко начинаем рисовать какие-либо линии, геометрические узоры, разные фигуры. Почему это происходит?

Дело в том, что, делая эти своеобразные графические заметки, наш мозг как бы отключается от той информации, которую получает. Как правило, такие «механические» рисунки отражают глубоко скрытые, волнующие проблемы, которые возникают, а также тайные мысли и чувства человека.

Задание: рисуйте на полях все что хотите.

Инерпретация:

Сердца (большие и маленькие) – влюбленность или готовность к любовным приключениям.

Головы или лица рисует полный юмора и оптимизма человек, который с удовольствием смеется и над собой тоже,- общительный, остроумный, ироничный.

Глаза - склонность к самонаблюдению (при частом рисовании глаз – самокритичность).

Губы – чувствительность; смеющиеся губы и плотно сжатые зубы – одаренность, способность творить.

Человечки - рисующему ненавистны любая ограниченность и мелочность. Он живет в коллективе и для коллектива. Возможно, в настоящее время такому человеку необходима поддержка, а также ему можно посоветовать отказываться от некоторых своих планов и действий.

Цветы, солнце, облака - жизнерадостные рисунки сообщают: «Я – мечтатель, у меня богатая фантазия». Мягкие, текучие формы изображаемого позволяют распознать человека сердечного, чувствительного.

Домики и коробки – симметричные формы демонстрируют любовь к порядку, склонность к планированию и расчетам. Такого человека нелегко сбить с толку. У него достаточно ясные цели, он привык решительно отстаивать свое мнение.

Камень на камне - оставляет человек, планомерно, шаг за шагом, идущий к своей цели.

Спирали - типично женский рисунок. Человек находиться в поисках гармонии и надежности. Возможно, ему не достаёт времени для раздумий, и он хотел бы остановиться, чтобы заглянуть в свою душу.

Кренделя – эгоистичность, тщеславие, также сигнал о том, что мысли рисующего заняты серьёзной проблемой, которую трудно решить.

Геометрический рисунок – ясность головы, умение раскладывать по полочкам свои проблемы, скудная чувствительность.

Шахматные рисунки - бескомпромиссность, переживания от скрытых комплексов.

Пчелиные соты – скрытые мысли, желание интимного общения, создания семьи.

Кресты – беспокойство, чувство какой-то вины.

Когда человек выводит каракули, фигуры, организм расслабляется, снимается стресс.



Занятие №2.

2.1.Семейные взаимоотношения в восприятии ребенка.

Для определения взаимоотношений между детьми и родителями наиболее нормативной методикой является «Моя семья». В качестве дополнительных тестов используют: «Семья животных», «Семья деревьев», «Динамический рисунок семьи»

Тест «Семья животных» можно применять как для детей, так и для взрослых. Из-за нейтральности очень часто именно он оказывается информативным. Рисуя членов семьи, ребенок и взрослый имеют реальную возможность максимально правдиво показать семейные отношения. Этот тест применяют очень охотно, поэтому в рисунке часто отображается прямая проекция реальных и действительных семейных отношений.

Задание: взрослому или ребенку предлагается изобразить его семью таким образом, чтобы под видом разных животных находился каждый из членов семьи, затем кладется лист бумаги в горизонтальном положении, выдается простой карандаш и ластик.

По окончании выполнения теста следует обсудить рисунок. Можно предложить раскрасить цветными карандашами.

В качестве примеров раздаются рисунки детей (по 2, предварительно поделив педагогов, психологов на группы по 3-4 человека). На родительских собраниях родители должны получить рисунок своего ребенка. Родители вначале самостоятельно интерпретируют рисунки по инструкции психолога, затем могут задавать возникшие вопросы психологу. Если возникают трудности, родители чаще просят психолога интерпретировать рисунок своего ребенка.

Дети обычно быстро выбирают для каждого члена семьи образ какого- то животного, после рисования охотно комментируют почему выбрали именно таких животных, перечисляют характерные черты членов семьи и соотносят их с выбранными животными.

Например: Папу часто изображают в образе льва - папа-лев сильно возвышается над остальными членами семьи; Папа-тигр – характеризуется с жесткостью, может быть агрессивностью. Мама чаще изображается бельчонком, зайцем – показывается доброжелательность, быстрота в выполнении дел и т.д.

При анализе рисунков также учитываются показатели психомоторного теста.



Нажим карандаша.

Слабый нажим - низкая самооценка, может пассивность; депрессия.

Сильный нажим – высокая самооценка, иногда импульсивность, эмоциональная напряженность.

Очень сильный нажим – гиперактивность, агрессивность.



Значение линий и штриховок.

Широкие штрихи, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков, дорисовок - уверенность, решительность автора рисунка.

Линии, не доведенные до конца, указывают на импульсивность, эмоциональную настойчивость.

Штриховка, выходящая за контуры фигуры,- показатель эмоциональной напряженности ребенка.

Дополнения к интерпретации:

1)Размер изображенного родственника говорит о значимости для ребенка.

2)Если кого-то не нарисовал, это может показывать отсутствие взаимопонимания, эмоционального контакта с ним.

3)Того, кого ребенок нарисовал ближе (крупнее), наиболее ему близок.

4)Изображая внизу всех членов - низкая самооценка у ребенка.

5) Раскрашивание яркими насыщенными тонами – свидетельствует о благополучном состоянии ребенка.

6)Если ребенок нарисовал себя в образе животного очень большим, значит он ориентирован на себя.

7)Рисуя себя в последнюю очередь, ребенок демонстрирует свой заниженный статус среди других членов семьи

8)Если на рисунке ребенок не нарисовал себя, то это говорит о чувстве собственной неполноценности или ощущении отсутствия сущности в семье, снижение самоуважения.

9)Изображение всех членов семьи в ячейках – знак отчуждения и отсутствия дружбы, общности в семье.

10)Тревожный сигнал - категорический отказ раскашивать образы.

2.2. Техники художественной экспрессии. (Т.Х.Э.)

Т.Х.Э. содержат ценный методический материал, разработанный апробированный специалистами.

Т.Х.Э. предназначены для детей и подростков с различного вида ограничениями психического развития в целях преодоления эмоционально-личностных и поведенческих нарушений. Применение разнообразных средств изобразительной деятельности ( краски, гуашь, карандаши, маркеры, кисточки, глина, тесто, шпатлевка, бумага) для создания художественных образов вносит игровой элемент в процесс совместной работы с клиентом и психотерапевтический потенциал техник



Графическая техника «Кактус».

Техника предназначена для работы с детьми старше 3 лет. С её помощью можно увидеть состояние эмоциональной сферы малыша, отметить наличие агрессивности, ее направленность, интенсивность и т.п.

Задание: на листе бумаги простым карандашом нарисуйте кактус таким, каким вы его себе представляете. Затем, при желании можно раскрасить свой рисунок.



Интерпретация рисунка.

1.Расположенный в центре листа крупный рисунок характеризует ребенка как стремящегося к лидерству.

2.Малеький рисунок, расположенный внизу листа - показатель неуверенности в себе и зависимости от окружающих.

3. Наличие выступающих в кактусе отростков говорит об открытости характера ребенка.

4.Экстваретность показывает наличие на рисунке других кактусов или цветов (чувствительность).

5.Об интровертированности свидетельствует изображенный на рисунке одиночный кактус.

6.Наличие цветочного горшка на рисунке, то есть изображение комнатного растения, говорит о стремлении к домашней защите, чувстве семейной общности.

7. Дикорастущие, пустынные кактусы на рисунке показывают отсутствие стремлений к домашнему уюту (относительное безразличие).

8.Если ребенок рисует отрывистыми линиями с сильным нажимом карандаша – он довольно импульсивен по характеру.

9.Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки говорят об агрессивности.

10.Использование ярких цветов, преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями говорит о тревожности.

11.О таком качестве, как женственность показывает наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.

Задаются вопросы:

-Этот кактус домашний или дикий?

-Этот кактус сильно колется?

- Его можно потрогать?

При интерпретации нужно учитывать изобразительный опят юного художника, его наличие или отсутствие.

После рисования обсуждение рисунка. Но совместно с ребенком интерпретировать рисунок не стоит.

Если что - то насторожит в рисунке, не спешите делать выводы, нужно провести дополнительные диагностические методики.



Используемая литература:

1.Преображенская Н. «Тесты для вас и ваших детей» Ваши творческие способности -Екатеринбург: У - Фактория.,2004

2.Остер Д., Гоулд П., Рисунок в психотерапии – М.,2005

3.Шевченко М. Психологические тесты для детей и взрослых - Екатеринбург: У – Фактория; Владимир 2009.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.