Статья «Почему болеют дети? Психологические причины и способы улучшить психологическое здоровье детей»
Почему болеют дети? Психологические причины и способы улучшить психологическое здоровье детей
Анализируя психологическую литературу можно выделить основные причины болезней:
Болеют, поскольку боятся заболеть. Девиз: «Уж лучше заболеть, чем боятся». У таких детей сильно выражен страх смерти.
Болеют, поскольку постоянно напряжены. Им присуще стремление быть во всем лучшими, соответствовать ожиданиям значимых других и страха совершить ошибку. Очень часто такие дети в семьях хороших и правильных родителей;
Болеют, поскольку у них сильное выраженно чувство одиночества. Другими словами: болеют, поскольку хотят привлечь к себе внимание.
Болеют, поскольку хотят сохранить семью. Это случается когда ребенок видит постоянные ссоры родителей и/или узнает, что они собираются разводиться.
Что делать, для того, чтобы помочь ребенку быть здоровым?
Для начала нужно определить психологическую причину болезни
1. Для детей, болезнь которых вызвана 1 причиной - страх болезни, смерти
А) Формирование позитивного мышления. Смерть/болезнь – естественные процессы. Если мы будем думать о смерти постоянно, то мы умрем/заболеем. Нужно думать о том, что я буду здоровым;
Б) Арт-терапия и Сказкатерапия.
2. Для детей, болезнь которых вызвана 2 причиной - страх совершить ошибку и желание быть лучшим во всем
А) Проведение групповых и индивидуальных занятий на тему: «Чему может научить ошибка?»;
Б) Научить детей не только подыматься, но и падать. Научить делать выводы из совершенных ошибок;
В) Обучение методам релаксации;
Г) Проиграть в игре ребенку (например, в жмурках, шахматах и т.д.);
Д) Игра «Правильное и неправильное поведение». Здесь можно использовать маски, плакаты, ленточки для ребенка;
Е) Работать над собой и своими ожиданиями относительно ребенка. Безусловно принимать его.
3. Для детей, болезнь которых вызвана 3 причиной – чувства одиночества
А) Рекомендовать родителям отзывчиво относиться к своему ребенку. Научиться слушать и слышать его;
Б) Рекомендовать родителям говорить с ребенком на языке эмоций. Что ты чувствовал? Какое твое настроение? Изобрази/покажи свое эмоциональное состояние.
В) Эмоциональное самораскрытие родителей и использование приема «Я-высказывания», вместо «Ты-высказывания».
4. Для детей, болезнь которых вызвана 4 причиной – стремление сохранить семью
А) Снять с ребенка ответственность за отношения между родителями;
Б) Проводить семейную терапию.
Общие приемы для повышения здоровья детей
1.Повышать эмоциональную грамотность
А) Примеры упражнений:
- Продолжи ряд: грусть, печаль…..
- Продолжи ряд: негодование, угрюмость, озлобленность….
- Фото свирепого взгляда;
- Чем похожи пары чувств: гнев-ярость, радость-восторг, интерес-страх ?
- Чем отличаются слова: злость и злой?
- Ученик радуется когда?
- Воспитатель/учитель радуется когда?
- Мама/папа грустит когда?
- Брат/сестра грустит когда?
Б) Мимическое выражение эмоций + выражений эмоций телом и только рукой.
В) Играть с детьми в различные эмоционально-коммуникативные игры. Например, Белопольская Н.Л. Азбука настроений. Эмоционально-коммуникативная игра для детей 4-10 лет
2. Повышение спонтанности – активизация внутреннего ребёнка
А) Придумывать вместе смешные истории
Например,
- Что было бы если сосед по парте покрасил себе лицо белой каской?
- Что было бы если у старшей сестры вместо носа вырос пяточек?
- Что было если папа превратился в щенка?
- Что было бы если мама разучилась говорить?
- Что было бы если учитель/воспитатель…?
3) Как можно больше играть в различные игры с ребенком.