Доклад «Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению программы»
Министерство образования и науки РД
МБОУ «Прогимназия № 15»
Доклад на тему:
«ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ И ОСВОЕНИЮ ПРОГРАММЫ»
Подготовила:
Муз.руководитель
Алиева Эсмира Гахримановна
Дербент2018г
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ И ОСВОЕНИЮ ПРОГРАММЫ
Режим дня – это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей, который устанавливается дошкольным образовательным учреждением самостоятельно с учетом: – времени пребывания детей в группе; – действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН); – федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования; – рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования; – специфики региональных условий (климатических, демографических, национально-культурных и т. д.) осуществления, образовательного процесса. Объем Программы, которая определяет вариативную часть основной ,общеобразовательной программы дошкольного образования, составляет не более 40 % времени, необходимого на ее реализацию, и определяется дошкольным образовательным учреждением самостоятельно. Деятельность взрослых и детей по реализации и освоению Программы организуется в режиме дня в двух основных моделях – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей – проводится как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется не на жестко регламентируемых занятиях, а через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с применением разно-образных форм (проблемно-игровая ситуация, чтение художественной (познавательной) литературы, наблюдение, подвижная игра, игровое упражнение, детское экспериментирование, проектная деятельность и др.), выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно. Для обеспечения целостности представлений ребенка о Дагестане как о родном крае рекомендуется применять комплексно-тематический подход, отражающий определенный фрагмент действительности и задающий общий контекстный смысл, соответствующий интересам и возрастным возможностям детей.
Следует учесть, что новая информация осваивается детьми через разные каналы восприятия (зрительный, слуховой, кинестетический), в связи, с чем предлагается при освоении ее содержания использовать различные виды детской деятельности. Однако детские виды деятельности должны отражать систему образовательного содержания. Они могут расширять и углублять содержание примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, что позволяет удовлетворить образовательные потребности родите-лей, познавательный интерес детей, реализовать развивающий потенциал регионального компонента.
Традиционное занятие не утратило своей ценности, но оно не должно вы-ступать в качестве единственной формы образовательного процесса. Оно сохраняется на этапе активного обучения детей прямым путем, то есть предъявления нового материала. Но на этапе усвоения должны активно использоваться и другие формы педагогической работы, инициирующие самостоятельную деятельность детей. На занятии дети могут свободно общаться, высказываться, задавать вопросы, объединяться для общего дела. Следует применять различные формы размещения детей на занятиях: за столами, на ковре, за мольбертами и т. д. Обучение детей дагестанским родным языкам рекомендуется начинать со средней группы. На обучающие занятия детей среднего возраста отводится три занятия в неделю по 15 мин. каждое, для детей старшей группы – не более 25 мин., 30 мин. – в подготовительной к школе группе. Распределяется это время по видам деятельности в соответствии с запланированным воспитательно-образовательным процессом.
Необходимо помнить, что в многонациональных дошкольных образова-тельных учреждениях Дагестана дети, изучающие родной язык, осваивают его в условиях искусственно созданной языковой среды. Языковая среда должна иметь развивающий характер. Полезным представляется создание предметно-развивающей среды ребенка. Эта может быть специальная комната для занятий по обучению родным языкам, где могут быть представлены фотографии насе-ленных пунктов республики, с изображением главных достопримечательностей родного города, столицы, альбомы по декоративно-прикладному искусству, детские рисунки, проекты, народные игрушки, детская художественная литера-тура, аудио-, видеозаписи и т. д. Такая среда не только сообщает детям новые знания, но и помогает им лучше узнать свою культуру. При проектировании программы учитывался принцип интеграции содержания и задач психолого-педагогической работы. Преимущество интегрированного подхода в том, что образовательные задачи разных направлений развития дополняют и взаимно обогащают друг друга. Часто одни и те же образовательные задачи могут решаться на разном содержании. Кроме того, в одном виде деятельности можно решать несколько задач развития. Например, ознакомление с дагестанскими народными подвижными играми предполагается в образовательных областях «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Например, народные подвижные игры побуждают детей к общению в процессе обсуждения правил, выбора ведущих,
распределения ролей, разделения на команды. Таким образом, происходит интеграция образовательных областей «Физическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие». Вместе с этим дагестанские подвижные игры имеют дифференцированный характер, способствуют усвоению моральных норм, что входит в задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», а также содействуют освоению полоролевых представлений и норм поведения, свойственных мальчикам и девочкам. Ознакомление с устным народным творчеством и детской дагестанской литературой, относящееся к чтению художественной литературы, раскрывает широкие возможности для интеграции образовательных областей. Акцентирование внимания на национальных героях-богатырях формирует ценностное от-ношение к здоровью, идеал физически развитого, здорового человека, которому все удается. Социализирующее значение устного народного творчества, особенно сказок, проявляется в том, что пробуждается интерес к быту, труду, искусству людей разных национальностей. Вместе с симпатией к героям сказок у детей развивается уважение к народу, их создавшему. Загадки и пословицы расширяют представления об условиях жизни, ценностях и быте людей разных народностей Дагестана.
Образовательная область «Познавательное развитие» интегрируется со всеми областями. Знакомство дошкольников со знаменитыми спортсменами Дагестана вызывает у детей стремление быть похожими на них, заниматься физкультурой. Знания о способах предков заботиться о своем здоровье, соблюдать определенные гигиенические правила (выраженные в пословицах, поговорках, художественной литературе, в произведениях изобразительного искусства) пробуждают познавательный интерес в области оздоровительных техно-логий. Формирование представлений о природе родного края, достопримечательностях города (села, поселка) и республики, знаменитых земляках является основой воспитания патриотизма, чувства сопричастности к общественной жизни родного края. Планирование образовательного процесса предусматривает объединение комплекса различных видов деятельности вокруг единой темы. Инициатива в выборе темы может принадлежать педагогам, детям и их родителям. В качестве видов могут выступать тематические недели, события, проекты, сезонные явления в природе, праздники, традиции и др. Освоение заданного содержания реализуется в совместной деятельности взрослого и ребенка, также в его самостоятельной деятельности. Детские виды деятельности рекомендуется выстраивать таким образом, чтобы каждое последующее содержание обогащало имеющиеся представления, позволяло по-новому взглянуть на данное событие, явление, а продуктивная деятельность – позволяла их воплощать. Такой подход дает возможность осознанно и творчески осваивать историю, культуру, природу родного края и самостоятельно применять полученные знания.
Воспитателю рекомендуется использовать не жестко фиксированный, а подвижный график деятельностей, самостоятельно определять их последовательность, обеспечивая баланс разных видов активности детей. Для решения тех или иных задач можно заменять одни виды деятельности другими в рамках времени, отведенного для них в режиме дня. Планируя содержание, важно предусмотреть разные формы взаимодействия взрослого с детьми: прямое, опосредованное обучение, равноправное сотрудничество.
В прямом обучении воспитатель занимает активную позицию, раскрывает содержание, которое дети не могут освоить самостоятельно (показывает символику города, рассказывает о его достопримечательностях, истории). Им необходимо помочь осознать предоставленную информацию. Партнерская деятельность взрослых с детьми и детей между собой чаще используется на разных этапах освоения, что зависит от специфики содержания и опыта детей. Ребенок развивается не только в совместной деятельности со взрослым и сверстниками, но и в самостоятельной деятельности. Поэтому воспитателю важно организовать развивающую предметную среду в группе, стимулирующую процессы саморазвития ребенка, его самостоятельные творческие проявления.
Планирование воспитательно-образовательного процесса с детьми разных возрастов имеет специфику. Если в младшей, средней, старшей возрастных группах образовательный процесс строится преимущественно в свободных формах, то в подготовительной к школе группе значительное место занимают специально организованные обучающие занятия. Применение на занятиях учебно-методического комплекта, введение учебно-игровой задачи способствуют развитию элементов учебной деятельности: умению принять задачу, действовать по инструкции, контролировать себя. Но при этом важно не пре-увеличивать роль организованного обучения. По особенностям возраста детям гораздо ближе наблюдения за реальными событиями, действия с конкретными объектами, деятельность игрового и соревновательного характера.
Проектируя воспитательно-образовательный процесс, важно через планирование объединять деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения: воспитателей, учителей-логопедов, инструкторов по физической культуре, музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования. Необходима систематическая работа по согласованию содержания деятельности педагогов по реализации региональной программы дошкольного образования. Освоение детьми определенного контекстного содержания может завершаться организацией итогового события – досуга, праздника, спектакля, литературно-тематических и музыкальных вечеров, на которых дети обобщают полученные знания, демонстрируют свои успехи. Подобные мероприятия могут служить своеобразным средством контроля за ходом педагогического процесса в детском саду.