Предварительный просмотр презентации
«Использование синквейна в речевом развитии детей дошкольного возраста» детский сад № 51, г. Рыбинск, 2022 год Муравьёва Мария Геннадиевна, воспитатель 1 квалификационной категории
В переводе с французского слово «синквейн» означает «cinq»- пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Оно пишется по определенным правилам и не имеет рифмы. В начале XX века, форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси, опиравшаяся на знакомство с японскими миниатюрами хайку и танка .
Дидактический синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников. В чем же его эффективность и значимость? Его простота. Синквейн могут составить все. В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.
Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно: 1 этап – подготовительный (сентябрь – декабрь первого года обучения). Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов, знакомство со схемой предложения.
2 ОСНОВНОЙ ЭТАП 2 ОСНОВНОЙ ЭТАП Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога). Существует алгоритм синквейна для детей- дошкольников, которые пока не умеют читать. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему. А в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.
Правила написания синквейна: Тема синквейна Два слова, описывающие признаки или свойства предмета Фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора к обьекту Три глагола или деепричастия, описывающие характерные действия обьекта Одно слово – резюме, характеризующее суть предмета
Кто? Что? Какой? Какая? какое? предложение Что делает? Синоним
3. Практический этап 3. Практический этап Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам. О чем можно составить синквейн? - о природе; - о картине и литературном герое; - о маме и папе; - о настроении; по всем лексическим темам. Простота синквейна дает возможность его составления каждым ребенком. Это интересное занятие, способствующее самовыражению детей. Это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Созданные детьми нерифмованные стихотворения нередко становятся «изюминкой» образовательной деятельности.
Пример синквейна: 1. ЕЛЬ 2. ДУШИСТАЯ, ЧУДЕСНАЯ 3. РАСТЕТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ 4. Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ 5. НОВЫЙ ГОД, ДЕТСТВО
Составление синквейна по предметной картинке: Что это? АРБУЗ 2. Подберите два слова-признака. Какой арбуз? КРУГЛЫЙ, ВКУСНЫЙ 3. Подберите три слова-действия. - Что делает арбуз? КАТИТСЯ, РАСТЕТ, ЗРЕЕТ 4. Составьте предложение, где вы выразите личное отношение к предмету. Я ЛЮБЛЮ СОЧНЫЙ АРБУЗ 5. Подберите слово-предмет, которое вы можете представить, когда произносят слово «арбуз». ЯГОДА
Синквейн – загадка: ? ?
обратная форма синквейна: 5. Дикое животное. 4. В наших лесах живут зайцы. 3. Скачет, прячется, боится 2. Белый, пушистый 1. Заяц
Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки — на основе существующих строк необходимо ее определить. ______ . Растёт. Стоит. Белоствольная. Стройная. Русская. Я любуюсь стройной ______. Дерево.
Как работать с синквейнами: Организационные формы работы с синквейнами: 1. Самостоятельно при выполнении домашней работы. 2. Самостоятельно на практическом занятии. 3. В составе подруппы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме. 4. В составе группы при участии педагога, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить синквейн.
Использование синквейна как метод на НОД: Синквейн можно использовать и как часть НОД. Он хорошо сочетается с занятиями по художественноэстетическому направлению. Позволяет детям вычленить характерные признаки предмета.
Рисование «Плюшевый мишка» МИШКА ПУШИСТЫЙ,РАЗНОЦВЕТНЫЙ РАДУЕТ,ИГРАТЬ, ЗАБОТИТЬСЯ Я ЛЮБЛЮ ИГРАТЬ С МИШКОЙ ИГРУШКА
в совместной деятельности с детьми: В процессе игры, наблюдений, экспериментирования и другой совместной деятельности педагога и детей этот метод помогает закрепить, уточнить и конкретизировать знания детей. Например, в процессе наблюдения за цветами можно составить коллективные синквейн о бархатцах, в сюжетно-ролевых играх про профессии взрослых, в экспериментировании про воду, воздух, бумагу. Всё зависит от творчества педагога.
Составление синквейна по лексической теме: Очень удобно использовать этот метод в ходе работы по лексическим темам.
Составление синквейна по сказке: «Кот, петух и лиса». ЛИСА Хитрая Наглая Обманула Обхитрила Выманила Лиса поступила плохо. Обманщица
Составление копилки детских синквейнов: В процессе работы очень интересно записывать все нерифмованные стишки детей на занятиях и совместной деятельности. Это может найти своё отражение в ярко оформленных альбомах группы.
Результативность: Дети быстрее усваивают различные понятия и их содержание; Расширяется и актуализируется словарный запас; Закрепляются знания о частях речи, о предложении; Совершенствуется навык использования в речи синонимов; Дети учатся выражать свои мысли, подбирать нужные слова; Вырабатывается способность к анализу