Консультация с использованием шаблона презентации для педагогов на тему «Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Слайд 1.
Свою консультацию мне хотелось бы начать со слов Дьюи Как иногда утверждается, «философия Дьюи очень популярна в США, и 80 % американцев, знакомых с философией, считают Дьюи лучшим философом Америки своего времени. В связи с этим, кон
Инновационные методы в развитии речи
PPTX / 3.68 Мб
/data/files/f1582137078.pptx (Инновационные методы в развитии речи)ечно же, изменились и требования в системе образования, они стали на порядок выше. Отсюда возникает необходимость поиска новых методов и приёмов работы, которые с одной стороны обеспечили бы повышение эффективности педагогической работы и позволили бы к концу учебного года добиться хороших результатов, а с другой стороны не переутомляли бы детей и сохранили им здоровье.
Слайд 2.
Для того, чтобы понять какие же методы являются инновационными, необходимо вспомнить какие методы мы считаем традиционными.
- Давайте вместе с вами их назовем
(Воспитатели называют методы и они фиксируются на доске).
В итоге получается следующая таблица.
Слайд 3.
Все эти методы несомненно хороши и мы активно используем их в своих занятиях, свободной деятельности, но еще в Старшей группе столкнулись с тем, что общий уровень развития детей высокий, а уровень речевого развития низкий. Не говоря о различных логопедических нарушениях (проблемы с фонематическим слухом, неправильное произношение) у 80 % детей бедность эпитетов, неправильный грамматический строй, низкий уровень развития выразительности речи и т.д. В связи с этим мы начали искать и знакомиться с новыми технологиями.
И первоочередной является здоровьесберегающая технология.
К ним относятся: технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии.
Среди них, мы активно используем пальчиковые игры в воде (в летний период) и сухом бассейне.
Слайд 4.
Игры с водой на улице
Игра «Дельфин»
И.П. – ладони выпрямлены и направлены вперед. Выполняем волнообразные плавные движения кистей, опуская их в воду и поднимая вверх над водой.
Дельфин – малыш
Приплыл ко мне,
Он покатает на спине!
Игра «Акула»
И.П. – пальцы, кроме большого, выпрямлены и собраны вместе, ладони поставлены на ребро и опущены в воду так, чтобы выпрямленный большой палец (плавник акулы) оставался над водой. Выполняем волнистые движения пальцами.
Вот зубастая акула
Мне хвостом своим махнула.
В группе располагается сухой бассейн с манкой, который мы активно используется в работе с детьми. В более старшем возрасте этот бассейн используется на занятиях по обучению грамоте (выкладываем буквы и т.д)
Слайд 5.
Еще одним инновационным методом является артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Это метод, при котором происходит соединение движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата.
Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.
Слайд 6.
Например, упражнение «Часики». Выполняем его вместе с воспитателями.
Слайд 7.
Так же активно используем в своей работе Приемы Су – Джок терапии. Это использование
- Массажа специальным шариком,
- Массажа эластичным кольцом.
(Демонстрирую воспитателям шарики с шипами и его использование в младшей группе при рассказе сказки).
…. К нам пришел колобок, сначала покатился на гору (указательный палец), встретил там друзей и они вместе забрались на берег реки (средний палец)....
Слайд 8.
Еще одним методом, используемым в нашей работе, являются кинезиологические упражнения.
Кинезиологию называют «гимнастикой мозка», эти упражнения одновременно синхронизируют работу двух полушарий.
Слайд 9.
Хотелось бы познакомить вас с некоторыми из них. Пробуем их сделать совместно с воспитателями. Они используются в разном возрасте, включая и младший дошкольный.
Слайд 10.
В НОД и свободной деятельности, активно используем игры технологии ТРИЗ. Этих игр очень много, я бы хотела вас познакомиться с некоторыми, которые использую в своей работе.
Слайд 11.
Играем с воспитателями в игры «Кто как разговаривает?», «Кто может совершать эти действия?», а в более старшем возрасте игра «Кто кем был?».
Слайд 12.
Работа нашего учреждения совмещает в себе ФГОС и программу международного Бакалавриата IB. Основным методом IB является исследование. «Метод проектирования» очень близок к нему. Это еще один инновационный метод, который способствует развитию речи детей.
Проект – это «пять П»: Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация (защита).
Слайд 13.
Для того, чтобы понять этот метод, необходимо познакомиться с этапами исследовательской деятельности детей.
Слайд 14.
Одним из продуктов метода проектирования является лэпбук, который представлен перед вами на тему осень.
Слайд 15.
Одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”. Поэтому еще одним инновационным методом является метод моделирования. Это разного рода наглядные модели, схемы, мнемотаблицы, карточки-символы, реальные приметы
использование готовых моделей (начиная со средней группы); построение моделей: по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (со старшей группы).
В процессе развития речи старших дошкольников используются специальные предметно – схематические модели. При формировании у детей представлений о слове и предложении детей знакомят с графической схемой предложения. Педагог сообщает, что, не зная букв, можно писать предложение. Отдельные черточки в предложении - это слова. Детям можно предложить построить предложение: «Наступила холодная зима. Дует холодный ветер».
Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы.
Для словесного анализа предложений в подготовительных группах воспитатели используют модель «живые слова». Сколько слов в предложении столько педагог и вызывает детей. Дети встают по порядку в соответствии с последовательностью слов в предложении.
Слайд 16.
Вот пример схемы для запоминания скороговорки.
Слайд 17.
А вот такую схему составили сами дети, при написании письма деду Морозу.
Поздороваться, затем спросить, как дела у дедушки, как снегурочка, после написать откуда ты сам и только в конце спросить про подарки. Студенты сами выбирали символы и каждый безошибочно знал, что они означают.
Слайд 18.
Еще один метод, который мы используем, технология мнемотаблиц.
Это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.
Схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Последовательность работы с мнемотаблицами:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
Слайд 19.
Пример такой таблицы. Давайте попробуем вместе с вами выучить это стихотворение.
Слайд 20.
Это конечно использование различных ИКТ технологий. В нашей гимназии это интерактивные доски, различные программы и сайты. Они способствуют возникновению интереса у ребенка с первых минут использования.
Мы используем следующие ресурсы
Слайд 21.
Например, такие сказки для маленьких.
Слайд 22.
Мы используем в своей работе программу ActivInspire, которая позволяет создавать флипчаты, направленные на развитие тех или иных умений детей, в том числе и способствуют активному развитию речи.
Здесь вы можете увидеть как это происходит.
Слайд 23.
И последним методом, с которым я хотела бы вас познакомить это «Синквейн». Признаюсь честно, до подготовки к данной консультации, я не слышала о данном методе, но познакомившись он меня заинтересовал и я планирую его использовать в своей дальнейшей работе.
Слово «синквейн» с французского языка переводится как «пять строк» и означает почти дословно «стихотворение из пяти строк».
Это метод наглядного моделирования, позволяющий ребёнку зрительно представить такие абстрактные понятия, как звук, слово, текст и научиться работать с ними.
Слайд 24.
Он развивает творческие способности детей, способствует выражению чувств, проявлению индивидуальности и инициативы детей
• Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
• Активизирует познавательную деятельность детей: учит анализировать, делать выводы, находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, способствует развитию критического мышления
Слайд 25.
Алгоритм написания синквейна.
1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.
2-я строка. Какой? 2 прилагательных.
3-я строка. Что делает? 3 глагола.
4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.
5-я строка. Кто? Что? Ассоциация
Слайд 26.
Вот примеры синквейнов
Синквейн на тему "НОВЫЙ ГОД".
1. НОВЫЙ ГОД.
2. РАДОСТНЫЙ, ДОЛГОЖДАННЫЙ.
3. ПРИХОДИТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ.
4. Я РАДУЮСЬ НОВОМУ ГОДУ.
5. ЗИМА, ПРАЗДНИК, ПОДАРКИ.
Синквейн на тему "Витамин".
1. Вещество
2. Полезное, необходимое
3. Поглощать, принимать, употреблять
4. Без витаминов жить нельзя! Они – надёжные друзья.
5. Польза для здоровья
Давайте и мы с вами попробуем создать синквейн.
Делю воспитателей на 3 группы и даю слова:
Молодость, чувства, ручей.
(воспитатели составляют свои синквейны)
Слайд 27.
Привожу примеры с данными словами.
Проводим оценивание. Если вам понравилась и была полезна сегодняшняя консультация, приклеиваем листочек на верхнюю ступень.
Кияйкина Наталья Федоровна
Дерябина Юлия Юрьевна