«Каждый ребёнок в своё время –
Есть настоящий гений».
К. Чуковский
Использование Технологии ТРИЗ
в речевом развитии дошкольника.
МБДОУ Б
«Светлячок»
выполнила
Гостева О.А.
В окно смотрели двое.
Один увидел дождь и грязь,
Другой листвы зелёной вязь
И небо голубое.
В окно смотрели двое….
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка можно считать богатство его речи. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере развития его мышления. Современными психолого- педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы.
В своей педагогической деятельности я столкнулась с такой проблемой, что у современных дошкольников :
*монологическая речь плохо развита;
*небольшой опыт рассказывания
текстов;
*недостаточный активный словарь;
*дети не владеют алгоритмом
составления связного рассказа.
В связи с этим для речевого разви - тия детей я остановила свой выбор на использовании в образовательном процессе приёмов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
Около 50 лет назад эту теорию создал учёный, инженер, писатель - фантаст, организатор и преподаватель –Генрих Саулович Альтшуллер.
Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ технология позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».
Цели ТРИЗ - не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Основная задача ТРИЗ - это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного получения информации, что возможно через поисковую информацию, через организованное коллективное рассуждение, через игры.
Преимущества ТРИЗ:
*развивает фантазию, воображение у детей;
*вселяет уверенность в своих силах;
*не требует больших затрат времени;
*можно использовать в традиционной системе обучения.
Методы технологии ТРИЗ:
*обучение детей творческому
рассказыванию по картине;
*работа с противоречием;
*обучение дошкольников сос-
тавлению логических расск -
зов по серии картинок;
*обучение детей созданию об -
разных характеристик объек-
тов;
*обучение детей сочинительству
и словотворчеству;
*обучение детей составлению
текстов сказочного содержания.
Обучение детей творческому рассказыванию по картине.
При рассматривании картины используются следующие методи- ческие приёмы:
*Игровая мотивация
« Волшебная картина»,
*Игра «Подзорная труба»,
*Игра «Фотографирование»,
*Игра «Вхождение в картину»,
*Игра «Живые картинки»,
*Игра «Превращение в
объект на картине».
Работа с противоречием
Противоречие – это предъявление одному объекту противоположных требований. Например один и тот же объект хороший или плохой(фильм кому-то нравится, а кому то нет), большой и маленький(сосулька сначала маленькая, а потом большая), крепкий и некрепкий(одна спичка некрепкая, легко ломается, а много сломать трудно, они крепкие.
Решаем противоречие при помощи игр:
*«Скажи об одном предмете много».
*«Если бы ты попал в сказку…»,
*«Волшебная палочка- умень - шалка или увеличивалка»,
*«А что, если…».
Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок
Этапы работы с серией картинок:
*Раскладывать отдельно взятые картинки в нужной логической последовательности на основе заданного сюжета.
*Составлять краткий связный рассказ сюжета.
*Осознавать и озвучивать правила составления серии картинок.
Обучение детей созданию образных характеристик объекта.
Технология обучению детей составлению сравнений.
*Называется какой либо объект,
*Обозначается его признак,
*Определяется значение этого признака,
*Данное значение сравнивается со значением признака в другом объекте.
Например: цыплёнок такой же жёлтый(значение признака)
по цвету(признак) как солнце.
Технология обучения детей составлению загадок.
Основные модели составления загадок.
*Какой? Жёлтый, но не лимон,
*Что делает? Шипящий, но не вулкан,
*На что похоже? Круглый, но не мяч.
*Что бывает таким же? Самовар
*Что(кто)делает так же?
*Чем отличается?
Обучение детей словотворчеству и сочинительству.
В своей работе я использую следующие игры и игровые упражнения:
*«Складные картинки» - учить подбирать с изображения-
ми предметов, названия которых рифмуются,
*«Придумай рифмованные строчки»,
*«Придумай рифмованное слово».
Составление сказок с помощью метода «Каталога».
Цель: научить ребёнка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять связный сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя(положительный и отрицательный),имеющие свои цели, их друзья, помогающие эти цели достигнуть, определённое место.
Алгоритм составления тренинга:
*Группе детей предлагается сочи-
нить сказку с помощью картинки
или игрушки.
*Задаётся вопрос, ответ на который
находится в шкатулке (достаётся
игрушка).
*Ответы детей собираются в единую
сюжетную линию.
*Дети придумывают название
Сказки.
*Дети пересказывают сказку.
«Коллаж из сказок » - придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок (творческая совместная работа детей и воспитателя).
«Сказка наизнанку» - игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Например: «Бабушка злая, а волк добрый», «Лиса добрая, заяц не пустил её в свой дом ».
Итоги:
Активизируется познавательная деятельность детей.
Развивается творческое мышление, воображение, связная речь.
Дети свободно овладевают умением составлять логические и творческие рассказы по картинкам.
Создаются мотивационные установки на проявление творчества.
Развивается способность ребёнка создавать новый продукт речевой деятельности – готовый рассказ, сказку, загадку.