Статья на тему «Использование системы интерактивных мультимедийных заданий для активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ»
Автор: Кириллина Лилия Анатольевна, учитель информатики высшей квалификационной категории.
Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Гимназия № 9», Самарская область, город Тольятти.
Использование системы интерактивных мультимедийных заданий для активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ
на уроках информатики и ИКТ в 7 классе на примере темы "Устройства персонального компьютера и периферия"
Проблема инклюзии в образовании актуальна. Коррекционно-развивающее обучение учащихся с ОВЗ осуществляется на всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Учащиеся данной категории испытывают трудности при составлении письменных ответов. У многих обучающихся недостаточно развиты навыки чтения, образно-эмоциональная речевая деятельность. Дети с ОВЗ имеют сниженный уровень познавательной деятельности.
Пути решения проблемы средствами ИКТ
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- повышение уровня их умственного развития;
- нормализация учебной деятельности;
- коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
Для индивидуализации работы с учащимися с ОВЗ и определении наиболее эффективных способов обучения и обобщения знаний возможно ведение педагогической характеристики.
Пример характеристики:
Раздел |
Критерии и примеры формулировок |
1.Оранизация обучения |
|
Программа обучения |
общеобразовательная |
Срок обучения в данном ОУ по данной программе |
5 лет |
Форма обучения |
посещение уроков по всем предметам с классом |
2. Учебная деятельность |
|
Сформированность мотивации на учебную деятельность |
Учебная мотивация: сформирована частично, преобладание личных мотивов |
Успешность овладения программным материалом с указанием внешних причин в случае успеваемости или неуспеваемости (из-за нару шений поведения, частых заболеваний, соматической ослабленности, ограниченно го/ фрагментарного запаса представлений, знаний об окружающем; нарушений… и т.д.) |
Программный материал усваивает частично (неусвоение по математике).
|
Особенности учебно-познавательной деятельности |
Учебную задачу осознает, но не всегда принимает – в зависимости от настроения, соматического здоровья Способность удержать учебную задачу: не удерживает – требуется постоянная помощь Построение плана ее решения: при планировании нуждается в помощи – выстроить порядок действий; Какими методами, средствами и путем пользуется в процессе практического решения учебных задач: стремиться идти по пути наименьшего сопротивления – отказывается в случае затруднений Стратегии решения проблем: при возникновении затруднений активно идет на контакт с педагогом Особенности контрольно-оценочных действий и критичность отношения к ситуации: сформирован не достаточно |
Расшифровка особенностей овладения учебными знаниями, умениями, навыками |
Указать, какие затруднения испытывает, по каким видам учебной деятельности: при письме «на слух», Уровень понимания смысла прочитанного – недостаточный; Счетные операции, вычислительные, измерительные умения выполняет, но часто с ошибками Степень осмысленности материала: осознает частично, знания поверхностны, неустойчивы, при переносе в иные условия испытывает затруднения |
Особенности психического развития |
|
Тип темперамента |
флегматик |
Репрезентативная система (доминирующая модальность при приеме и переработке информации |
визуалист |
Ведущее полушарие |
правое |
Особенности познавательных процессов |
Общая характеристика внимания: неустойчивое, быстро переключается на другое Работоспособность средняя, и утомляемость средняя, за урок выполняет 2/3 заданий; Особенности мнестической деятельности: наглядно-образная. Характер процесса запоминания продуктивный Мнестический процесс забывания доминирует |
Особенности эмоционально-волевой сферы и личностные особенности |
Характеристика эмоциональной сферы: эмоции проявляет не активно, бедно, доминирующее настроение спокойное. Уровень и особенности самооценки; Особенности волевой регуляции психической деятельности: ведомый. Неуверенный в себе, часто не говорит правду. |
Особенности общения |
Коммуникативные навыки: посредственные, идет на контакт и со взрослыми и с ровесниками, но сам проявляет инициативу редко. Отношения со взрослыми: дистанцию соблюдает, вопросы задает, если это необходимо. Социален достаточно для нахождения в коллективе и на данный момент и в будущем. |
Рекомендации |
Использовать особенности восприятия для объяснения материала. |
Один из вариантов активизации познавательной деятельности у таких учащихся – это интерактивные мультимедийные задания, такие как сопоставления, составление цепочек, интерактивные тесты, интерактивные кроссворды и т.д.
Прогнозируемый результат - формулируется в УУД
Регулятивные:
- умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;
- умение анализировать основные объекты, выделяя их существенные и несущественные признаки;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.
Познавательные:
- умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач;
- умение вычитывать из текста информацию, данную в явном виде и осознанно строить речевое высказывание в письменной форме;
- умение извлекать информацию из текста и использовать ее для заполнения схемы;
- умение извлекать информацию из схематичного изображения.
Коммуникативные:
- умение извлекать информацию из текста и использовать ее для формулирования своей позиции, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме.
- умение задавать вопрос на понимание, выбирать адресата.
Инструментов для создания интерактивных видов заданий достаточно много. Но чаще всего с помощью них можно создать один тип задания. Используя программу HotPotatoes6, с интуитивно понятным интерфейсом, можно создавать несколько разных типов заданий. Пример использования интерактивных упражнений - комплекс заданий для обобщающего контроля знаний по теме «Устройства персонального компьютера», предмет информатика, 7 класс. Задания составлены с учетом специфики обучающихся с ОВЗ, которые обучаются по учебникам общеобразовательного цикла.
Данный программный комплекс можно использовать на любом учебном предмете.
Задания для обобщения и систематизации знаний:
Задание на соответствие
Интерфейс программы
Итоговый результат в формате html (веб-страницы), с возможностью просмотра на любом устройстве без специального программного обеспечения. Вместо записи определения ребенок с ОВЗ способом перетаскивания находит пары: термин – определение. Итоговый результат сразу, после нажатия кнопки «проверить»
Задание на определение последовательности событий
Интерфейс программы
Итоговый результат в формате html. Учащийся перетаскивает слова, выстраивая правильную логическую цепочку.
Кроссворд на обобщение знаний.
Учащийся в интерактивном режиме заполняет кроссворд и получает результат с указанием количества правильных слов
Как интерактивную тестовую среду можно использовать приложение Microsoft PowerPoint.