12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кириллина Лилия Анатольевна158
Россия, Самарская обл., Тольятти
0

Статья на тему «Использование системы интерактивных мультимедийных заданий для активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ»

Автор: Кириллина Лилия Анатольевна, учитель информатики высшей квалификационной категории.

Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Гимназия № 9», Самарская область, город Тольятти.

Использование системы интерактивных мультимедийных заданий для активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ

на уроках информатики и ИКТ в 7 классе на примере темы "Устройства персонального компьютера и периферия"

 

Проблема инклюзии в образовании актуальна. Коррекционно-развивающее обучение учащихся с ОВЗ осуществляется на всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Учащиеся данной категории испытывают трудности при составлении письменных ответов. У многих обучающихся недостаточно развиты навыки чтения, образно-эмоциональная речевая деятельность. Дети с ОВЗ имеют сниженный уровень познавательной деятельности.

Пути решения проблемы средствами ИКТ

- активизация познавательной деятельности учащихся;

- повышение уровня их умственного развития;

- нормализация учебной деятельности;

- коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;

Для индивидуализации работы с учащимися с ОВЗ и определении наиболее эффективных способов обучения и обобщения знаний возможно ведение педагогической характеристики.

Пример характеристики:

Раздел

Критерии и примеры формулировок

1.Оранизация обучения

Программа обучения

общеобразовательная

Срок обучения в данном ОУ по данной программе

5 лет

Форма обучения

посещение уроков по всем предметам с классом

2. Учебная деятельность

Сформированность мотивации на учебную деятельность

Учебная мотивация: сформирована частично, преобладание личных мотивов

Успешность овладения программным материалом с указанием внешних причин в случае успеваемости или неуспеваемости (из-за нару шений поведения, частых заболеваний, соматической ослабленности, ограниченно го/ фрагментарного запаса представлений, знаний об окружающем; нарушений… и т.д.)

Программный материал усваивает частично (неусвоение по математике).

 

Особенности учебно-познавательной деятельности

Учебную задачу осознает, но не всегда принимает – в зависимости от настроения, соматического здоровья

Способность удержать учебную задачу: не удерживает – требуется постоянная помощь

Построение плана ее решения: при планировании нуждается в помощи – выстроить порядок действий;

Какими методами, средствами и путем пользуется в процессе практического решения учебных задач: стремиться идти по пути наименьшего сопротивления – отказывается в случае затруднений

Стратегии решения проблем: при возникновении затруднений активно идет на контакт с педагогом

Особенности контрольно-оценочных действий и критичность отношения к ситуации: сформирован не достаточно

Расшифровка особенностей овладения учебными знаниями, умениями, навыками

Указать, какие затруднения испытывает, по каким видам учебной деятельности:

при письме «на слух»,

Уровень понимания смысла прочитанного – недостаточный;

Счетные операции, вычислительные, измерительные умения выполняет, но часто с ошибками

Степень осмысленности материала: осознает частично, знания поверхностны, неустойчивы, при переносе в иные условия испытывает затруднения

Особенности психического развития

Тип темперамента

флегматик

Репрезентативная система (доминирующая модальность при приеме и переработке информации

визуалист

Ведущее полушарие

правое

Особенности познавательных процессов

Общая характеристика внимания: неустойчивое, быстро переключается на другое

Работоспособность средняя, и утомляемость средняя, за урок выполняет 2/3 заданий;

Особенности мнестической деятельности: наглядно-образная.

Характер процесса запоминания продуктивный

Мнестический процесс забывания доминирует

Особенности эмоционально-волевой сферы и личностные особенности

Характеристика эмоциональной сферы: эмоции проявляет не активно, бедно, доминирующее настроение спокойное.

Уровень и особенности самооценки;

Особенности волевой регуляции психической деятельности: ведомый.

Неуверенный в себе, часто не говорит правду.

Особенности общения

Коммуникативные навыки: посредственные, идет на контакт и со взрослыми и с ровесниками, но сам проявляет инициативу редко.

Отношения со взрослыми: дистанцию соблюдает, вопросы задает, если это необходимо.

Социален достаточно для нахождения в коллективе и на данный момент и в будущем.

Рекомендации

Использовать особенности восприятия для объяснения материала.

Один из вариантов активизации познавательной деятельности у таких учащихся – это интерактивные мультимедийные задания, такие как сопоставления, составление цепочек, интерактивные тесты, интерактивные кроссворды и т.д.

Прогнозируемый результат - формулируется в УУД

Регулятивные:

- умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

- умение анализировать основные объекты, выделяя их существенные и несущественные признаки;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

Познавательные:

- умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач;

- умение вычитывать из текста информацию, данную в явном виде и осознанно строить речевое высказывание в письменной форме;

- умение извлекать информацию из текста и использовать ее для заполнения схемы;

- умение извлекать информацию из схематичного изображения.

Коммуникативные:

- умение извлекать информацию из текста и использовать ее для формулирования своей позиции, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме.

- умение задавать вопрос на понимание, выбирать адресата.

Инструментов для создания интерактивных видов заданий достаточно много. Но чаще всего с помощью них можно создать один тип задания. Используя программу HotPotatoes6, с интуитивно понятным интерфейсом, можно создавать несколько разных типов заданий. Пример использования интерактивных упражнений - комплекс заданий для обобщающего контроля знаний по теме «Устройства персонального компьютера», предмет информатика, 7 класс. Задания составлены с учетом специфики обучающихся с ОВЗ, которые обучаются по учебникам общеобразовательного цикла.

Данный программный комплекс можно использовать на любом учебном предмете.

Задания для обобщения и систематизации знаний:

Задание на соответствие

Интерфейс программы

t1573814880aa.jpg

Итоговый результат в формате html (веб-страницы), с возможностью просмотра на любом устройстве без специального программного обеспечения. Вместо записи определения ребенок с ОВЗ способом перетаскивания находит пары: термин – определение. Итоговый результат сразу, после нажатия кнопки «проверить»

t1573814880ab.jpg

Задание на определение последовательности событий

Интерфейс программы

t1573814880ac.jpg

Итоговый результат в формате html. Учащийся перетаскивает слова, выстраивая правильную логическую цепочку.

t1573814880ad.jpg

Кроссворд на обобщение знаний.

t1573814880ae.jpg Учащийся в интерактивном режиме заполняет кроссворд и получает результат с указанием количества правильных слов

Как интерактивную тестовую среду можно использовать приложение Microsoft PowerPoint.t1573814880af.jpg

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.