Использование современных форм в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста
«Использование современных форм и методов физической культуры
в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста»
Актуальной задачей физического развития является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях. Потребность в движении является одной из общебиологической особенности организма, которая играет важную роль в его жизнедеятельности. В настоящее время двигательная активность является необходимым условием гармоничного развития личности ребенка.
Дошкольное образование призвано обеспечить не только подготовку ребенка к школе, но и создать максимально благоприятные условия для укрепления здоровья,
Доказано, что низкая двигательная активность детей, особенно в период активного роста, когда интенсивное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется подобающей тренировкой систем кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения здоровья. (Усаков 2000)
Основным компонентом каждого вида детской деятельности (игровой, театральной, конструктивной, учебной и др.) являются движения, поэтому необходимо глубоко изучать двигательную активность ребенка в единстве с его деятельностью и тесной взаимосвязью с различными сторонами его развития
В настоящий момент произошли большие изменения в требованиях к дошкольному образованию. Мы живем во времена перемен.
Мы работаем по федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, который направлен на решение следующих задач:
охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Физическое развитие, по требованию ФГОС ДО, включает приобретение опыта в таком виде деятельности детей, как двигательная, в том числе: связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
-способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, прыжки, повороты в обе стороны);
-формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
-становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) [24, 3].
Наблюдая, в процессе работы за воспитанниками, родителями и педагогами, пришли к выводу, что существует противоречие между необходимостью стимулирования организованной и самостоятельной двигательной активностью детей в режиме дня дошкольного образовательного учреждения и в семье, с одной стороны и недостаточной разработанностью этого вопроса в современных формах методах с другой стороны.
С учетом данного противоречия проблема нашего исследования сформулировала следующие цели и задачи:
Цель: рассмотреть и применить наиболее эффективные современные формы и методы физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Провести анализ литературных источников по проблеме поиска наиболее эффективных современных форм и методов физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста.
2. Проверить эффективность современных форм и методов физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста.
3. Оценить эффективность выделенных современных форм и методов (физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста).
При этом учитывать уровень двигательной активности и физической подготовленности детей.
Поставив перед собой цель и задачи мы на базе МБДОУ №28 города Белгорода провели педагогический эксперимент, где были выделены контрольная и экспериментальная группы по 12 человек в каждой. Педагогический эксперимент проводился совместно со всеми участниками педагогических отношений дошкольного образовательного учреждения (воспитатели, специалисты, родители)
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы:
Анализ научно-методической литературы, который позволил определить направление исследования, разработать методологический аппарат исследования, выделить наиболее эффективные современные формы и методы физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста при проведении педагогического эксперимента, определить и подобрать критерии оценивания эффективности педагогического эксперимента.
Тестирование проводилось в начале и в конце учебного года.
Тесты определения антропометрических данных: рост стоя (см), вес (кг) и окружность грудной клетки (см).
Тесты физической подготовленности: бег 10 м (сек), прыжок в длину с места (см), наклон вперед стоя на гимнастической скамье (см), ловля мяча с 2-мя хлопками (кол-во раз за 30 сек), поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 секунд (кол-во раз).
Тесты определения уровня двигательной активности: определение моторной плотности занятий, хронометраж, шагометрия.
Педагогический эксперимент состоял из трех этапов: подготовительный, который предусматривал анализ литературных источников по проблеме исследования, выбор наиболее эффективных современных форм и методов физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста, предварительное тестирование и отбор контрольной и экспериментальной группы.
Основной этап, в котором осуществлялось внедрение наиболее эффективных современных форм и методов физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста.
Заключительный этап подразумевал проведение контрольного тестирования и анализ полученных данных.
Полученные количеств данные данные в процессе педагогического эксперимента обрабатывались с помощью метода математической статистики, которые позволили сравнить между собой полученные предварительные и контрольные результаты.
Содержание системы физкультурно-оздоровительной деятельности.
В любом виде деятельности однообразие не приносит положительных результатов, это только угнетает ребенка. Чтобы разнообразить физкультурно-оздориветельную деятельность детей в детском саду мы стараемся применять современные формы и способы проведения всех физкультурных мероприятий. Есть несколько способов проведения утренней гимнастики: это и подвижная игра, полоса препятствий, ОРУ с предметами и без предметов, ритмопластика, аэробика, гимнастика «мимом» или беговая тренировка в медленном темпе.
На физкультурных мероприятиях используем упражнения на степ платформах, упражнения с резинками, на фитболах, тренажерах, с набивными мячами, кинезеологические упражнения.
Используем подвижные, развивающей игры Вей Той , Дары Фребеля.
Занятия с играми VAY TOY затрагивают все образовательные области и способствуют комплексному развитию детей на основе здоровьесберегающей технологии обучения в подвижной форме.
Логика, память, внимание, пространственное мышление, развитие речи у малышей — важные результаты общения с этой игрой, дети удовлетворяют естественную потребность в движении и улучшают эмоциональную сферу.
Главный посыл развивающей игры VAY TOY заключается в том, что обучение должно проходить в веселой, активной форме.
Также используем методы и формы проведения занятий с мячам из игрового набора Дары Фребеля, мягкие мячи с хвостиками отличаются по цвету, что нужно для изучения и закрепления цвета, за хвостик их можно раскачивать ,объясняя где лево и право, также мячи можно перебрасывать друг другу через сетку, забрасывать в корзину, метать в цель и.т.д,.а также придумывать массу интересных подвижных игр. Применение кинезеологических упражнений в жонглировании.
Корригирующая гимнастика с применением нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия и формирования правильной осанки (хождение по корригирующим дорожкам, массажным коврикам, палочкам, полусферам, упражнения с массажными роликами, мячиками, с шариками суд-жоку, крышки, платочки, палочки и другие предметы дети переносят пальцами ног). Беговые тренировки, являются отличным средством профилактики психоэмоционального напряжения детей. Но практика показала, что в период не погодных условий, беговые тренировки не так эффективны и мы решили ввести элементы скандинавской ходьбы.
Пользуясь методикой автора Утробиной К.К. «Занимательная физкультура в детском саду» проводим веселый тренинг с элементами акробатики, йоги, который позволяет детям в игровой форме развивать гибкость, координацию, укреплять мышцы и понимать, как они владеют своим телом.
На всех физкультурных мероприятиях дети занимаются босые (кроме карантинного периода) и заканчиваются эти мероприятия эмоциональной разрядкой дать детям возможность покричать, повизжать. Эмоциональная разрядка позволяет детям сбросить накопившееся физическое и психическое напряжение.
Релаксация позволит восстановить организм и вернуть ЧСС в первоначальное состояние, и заканчиваются эти мероприятия водными процедурами.
Дети обтираются влажными салфетками, обливают верхние части конечностей, так как при активных движениях через кожные поры выбрасывается наружу большое количество вредных веществ и через несколько минут начинается обратное всасывание приносящее организму только вред.
Неотъемлемой частью работы является тесное сотрудничество с родителями, которым предлагаются анкеты, консультации, комплексы упражнений с детьми, мастер классы на родительских собраниях, совместные спортивные праздники , развлечения, квест игры. Эффективность решения задач направленного использования физической культуры в дошкольном возрасте зависит от организации целесообразного двигательного режима.
Для определения плотности и уровня двигательной активности детей были проведены различные типы и формы занятий, как показала практика самые эффективные : по сюжету, поточно-круговой, станционный фронтальный на данном занятии плотность составила 94%тогда, как на занятии классического типа – 79%
Оценка двигательной активности подсчитывается по: объему выполненной работы, суточным энергозатратам, времени на часах, затрагиваемое на организованные формы активной двигательной деятельности, соотношению статического компонента деятельности мышц в режиме дня и динамической работы, показаниям ЧСС.
Результативность
В конце педагогического эксперимента у детей, которые относились к экспериментальной группе был получен прирост в показателях уровня физической подготовленности, который считался достоверным по t-критерию Стьюдента (р<0,05).
Для детей при 9-часовом нахождении в дошкольном образовательном учреждении ( в среднем трех лет - 9,0-9,5 тыс. шагов; четырех лет - 10-10,5 тыс. шагов; пяти лет - 11-12 тыс. шагов и шести лет -13-13,5 тыс. шагов ) свойственна частая смена движений и поз до 550-1000 раз в день, благодаря чему происходит поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети не устают.
Выводы.
В ходе проведенного педагогического эксперимента было установлено, что показатели физической подготовленности детей 3-6 лет показали положительный результат, заболеваемость снизилась: 2017 -2018 учебном году заболеваемость составила 9,4 % по МБДОУ №28, в 2019 -2020 учебном году заболеваемость составила 7,5 % по МБДОУ №28.
Проведенный эксперимент по проблеме стимулирования двигательной активности детей позволил установить наличие достаточно большого количества форм и методов по совершенствованию физического воспитания и образования детей дошкольного возраста. Выяснили, что системный подход к выбору современных форм и методов физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста с учетом уровня двигательной активности детей дошкольного возраста, является эффективным.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что подобранные нами и использованные в педагогическом эксперименте современные формы и методы физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста являются эффективными.
Библиографический список
Анисимова М.С.,Хабарова Т.В.,Двигательная деятельность детей 5-7 лет, Детство-Пресс 2020 г,- 256 с
Алямовская В.Г. Оптимизация оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении Н.Новгород 2001г.
Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания Н.Новгород,2000г.
Арагофская Э.И., Резанова В.Д. Физиология и физкультура. М.:"Просвещение". 2008 – 215 с.
Аракелян О.Г., Карманова Л.В. Ежедневные физические упражнения в старшей группе детского сада. Армянская ССР, 2000 – 145 с.
Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковникова Е.Н. Музыка и движения. М.: "Просвещение". 2003 – 104 с.
Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии [Текст] / Н.А. Бернштейн. – М.: «Физкультура и спорт», 2008.- 56с.
Боген М.М. Обучение двигательным действиям [Текст] /М.М. Боген. - М.: Физическая культура и спорт, 2009. – 200с.
Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. – М.: Мозайка-Синтез, 2005 – 112 с.
Блинов, Н.Г. Практикум по психофизиологической диагностике [Текст] / Н.Г. Блинов, Л.Н. Игишева. - М.: Физкультура и спорт, 2009. – 70с.
Воронова Е.К.Формирование двигательной активности детей 5-7 лет, Учитель 2020г.127с.
Волошина Л.Н ,Елецкая Н.М.,Гавришова Е.В.,Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольнков,Учитель ,2020г,-169с
Волкова, Л.М. Влияние упражнений разной направленности на развитие физических качеств младших школьников [Текст] / Л.М. Волкова: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2008. – 40с.
Гришин В.Т. Игры с мячом и ракеткой. М.: "Просвещение". 2002 г. – 112с.
Губерт К.Д., Рысс М.Г. Гимнастика и массаж в раннем возрасте / Пособие для воспитателя. М.: "Просвещение". 2001 – 230 с.
Гуссмов А.Х. Физкультурно-оздоровительная группа. М.: "ФиС". 2007
Доман Г. Как сделать ребенка физически совершенным: Пер. с англ. – М.: АСТ, Аквариум, 2000. - 333 с.
Дорожнова К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. – М., 1995.
Доскин А.А., Голубева Л.Г. Растем здоровым. – М., 2005
Ермак А.А. Организация физкультурного досуга. М.: "Просвещение". 2008 – 130 с.
Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая куль тура»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, В. М. Минбулатов. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 272 с.
Рунова М.А. Двигательная активность ребенка [Текст] / М.А. Рунова. - М.: «Мозайка-синтез», 2005. – 234с.
Соломенникова Н.М.,Машина Т.Н.,Организация двигательной деятельности детей, Учитель 2018г.
Суянгулова, Л.А. Совершенствование координационных способностей рук детей школьного возраста [Текст] / Л.А. Суянгулова: Автореф. Дис. канд. пед. наук. - Омск, 2006. -19 с.
Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж.К. Холодов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: "Академия", 2008. – 423с.