Статья «Формы физического воспитания, направленные на развитие восприятия у детей старшего дошкольного возраста в двигательном режиме дня ДОУ»

0
0
Материал опубликован 1 June 2018

Формы физического воспитания, направленные на развитие восприятия у детей старшего дошкольного возраста в двигательном режиме дня ДОУ

 

В теории и практике физического воспитания значительное внимание уделяется обучению движениям. Ребенок не рождается с готовым набором движений. Он осваивает их в процессе жизни. Все произвольные движения возникают у него как результат научения.

Обучение движению имеет свою специфику. Она выражена:

- в выработке у ребенка системы условно-рефлекторных связей, направленных на освоение движения;

- в передаче накопленного предшествующими поколениями универсального (общечеловеческого) и национального двигательного опыта;

- в двусторонности процесса обучения.

Возрастной период старшего дошкольного возраста характеризуется дальнейшим развитием разных форм двигательной активности, которая во многом обусловлена достаточным запасом умений и навыков, хорошей пространственной ориентировкой, стремлением выполнять упражнения небольшими группами.

Дети старшего дошкольного возраста владеют всеми видами основных движений; они могут самостоятельно выполнять достаточно сложные упражнения. Их отличительной особенностью является познавательная активность, стремление к выполнению различных действий: перепрыгивание через барьеры, пролезание под дугами, ходьба по наклонной поверхности, подвижные игры, что развивает быстроту движений, ловкость, двигательные умения и навыки.

К основным задачам физического воспитания относятся:

- создание разнообразной физкультурно-игровой среды, направленной на оптимизацию двигательной активности;

- обучение технике основных видов движений с целью их правильного выполнения;

- развитие двигательных качеств и способностей (быстрота движений, ловкость, координация, гибкость, выносливость) и пространственной ориентировки в физкультурном зале, на спортивной площадке, в парке.

- развитие выразительности движений, их согласованности с темпом музыки;

- развитие восприятия, воображения, внимания, пространственной ориентации;

- формирование основ здорового образа жизни.

Модель двигательного режима для старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении с учетом их психофизиологических особенностей представлена в таблице 1.

                                                                                                              Таблица 1.

Содержание деятельности в двигательном режиме ДОУ, способствующее развитию восприятия у детей старшего дошкольного возраста

п/п

Формы двигательной активности

Деятельность, способствующая развитию восприятия

Особенности организации

1

Утренняя гимнастика

Гимнастика игрового характера с имитационными действиями

Ежедневно на открытом воздухе или в зале (6-8 минут)

2

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Имитационные подвижные игры

Ежедневно во время утренней прогулки (10-15 минут)

3

Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики

Упражнения на развитие тонкой координации рук и пальцев

Ежедневно во время вечерней прогулки (10-12 минут)

4

Гимнастика после дневного сна

Упражнения на развитие движений и пространственной ориентации

Ежедневно вовремя пробуждения и подъема детей (7-10 минут)

5

Занятия по физической культуре

Игровые и сюжетно-игровые занятия: «Встреча с любимыми игрушками», «Мы - физкультурники» и др.

Три раза в неделю в первой половине дня. Одно занятие на воздухе в форме сюжетно-ролевой игры (20 минут)

6

Самостоятельная двигательная деятельность

Самостоятельные игры детей с использованием беговых дорожек, мест для прыжков, метания.

Ежедневно в помещении или на воздухе проводится под руководством педагога. Длительность зависит от интереса и индивидуальных особенностей детей.

7

Физкультурный досуг

Упражнения на полосе препятствий, на быстроту движений, игра-упражнение «Попади в цель».

Один-два раза в месяц на воздухе (20-30 минут)

8

Физкультурный праздник

Физкультурно-театрализованное представление

Два раза в год (не более 60 минут)

9

День здоровья

Эстафеты, командные спортивные игры

Один раз в квартал

10

Совместные занятия родителей с детьми

По совету педагога

По совету педагога

Рациональное сочетание вышеперечисленных форм двигательной активности представляет целый комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий.

Содержание деятельности в системе физического воспитания дошкольных образовательных учреждений, прежде всего, нацелено на приоритетное направление – на развитие психических и когнитивных способностей. Развитие психических способностей через непосредственное воздействие физических упражнений позволит сблизить физическое воспитание дошкольников по смысловому содержанию с другими областями воспитательно-образовательного процесса.

С учетом основных подходов построения познавательно-развивающих подходов к занятиям по физической культуре в ДОУ, можно определить основные принципы:

1) принцип развивающей направленности занятия по физической культуре, основанный на формировании когнитивной, психической социальной и физической деятельности старших дошкольников и включающий содержание:

- развитие психомоторных способностей детей – как отражение двигательной деятельности, определяющих оптимальное формирование физических и психических процессов;

- формирование культуры движений – как основы создания «школы движений», направленной на гармоничное развитие детей;

- формирование идеомоторных представлений – как основы сознательного осмысленного овладения двигательными действиями анализа и управления мышечно-двигательными ощущениями.

2) принцип познавательно-развивающей деятельности старших дошкольников в системе физического воспитания ДОУ, определяющий дифференцированный подход к гармоничному развитию личности дошкольника и включающий содержание:

- реализация познавательно-развивающего компонента физических упражнений в учебной и повседневной деятельности старшего дошкольника;

- формирование мотивации на здоровый образ жизни и занятий физической культурой.

Опираясь на теоретические исследования отечественной психологии и педагогики, можно прийти к выводу о том, что для развития познавательных способностей детей в системе физического воспитания необходимо руководствоваться комплексным набором методических рекомендаций, условно разделенных на три группы, на основании которых можно управлять процессом развития познавательных способностей в системе физического воспитания:

общая характеристика условий развития познавательных способностей;

способы развития познавательных способностей;

диагностика познавательных способностей.

Общая характеристика условий развития познавательных способностей. К таким условиям относят:

А) создание на занятиях по физической культуре условий реализации средств физического воспитания в форме развивающих методов, в которых основным фактором воздействия является форма выражения, представления, творчества, проявляемая при выполнении физических упражнений;

Б) занятие по физической культуру помимо основных задач, определенных в педагогической модели ДОУ, должен иметь набор средств физического воспитания для самостоятельных занятий по интересам, формировать устойчивую мотивацию на занятиях физической культуры, как фактора, определяющего развитие детей и сохранение их здоровья;

В) создание в ДОУ стройной системы основных и дополнительных организационных форм физического воспитания на основе интереса старших дошкольников и познавательно-развивающей направленности всех применяемых средств.

Подобные подходы к занятиям физической культурой в двигательном режиме дня ДОУ позволят развивать основные психические процессы: восприятие упражнения, его ощущение, двигательное мышление, память, внимание и т.д.

Способы развития познавательных способностей.

Для развития познавательных способностей детей в практической деятельности в системе физического воспитания используются разнообразные способы и приемы, такие как:

- игровая деятельность как ведущая деятельность детей старшего дошкольного возраста;

- сюжетно-ролевые физкультурные занятия;

- музыкально-ритмические средства;

- рефлексия двигательной деятельности.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации