Статья «Формы физического воспитания, направленные на развитие восприятия у детей старшего дошкольного возраста в двигательном режиме дня ДОУ»
Формы физического воспитания, направленные на развитие восприятия у детей старшего дошкольного возраста в двигательном режиме дня ДОУ
В теории и практике физического воспитания значительное внимание уделяется обучению движениям. Ребенок не рождается с готовым набором движений. Он осваивает их в процессе жизни. Все произвольные движения возникают у него как результат научения.
Обучение движению имеет свою специфику. Она выражена:
- в выработке у ребенка системы условно-рефлекторных связей, направленных на освоение движения;
- в передаче накопленного предшествующими поколениями универсального (общечеловеческого) и национального двигательного опыта;
- в двусторонности процесса обучения.
Возрастной период старшего дошкольного возраста характеризуется дальнейшим развитием разных форм двигательной активности, которая во многом обусловлена достаточным запасом умений и навыков, хорошей пространственной ориентировкой, стремлением выполнять упражнения небольшими группами.
Дети старшего дошкольного возраста владеют всеми видами основных движений; они могут самостоятельно выполнять достаточно сложные упражнения. Их отличительной особенностью является познавательная активность, стремление к выполнению различных действий: перепрыгивание через барьеры, пролезание под дугами, ходьба по наклонной поверхности, подвижные игры, что развивает быстроту движений, ловкость, двигательные умения и навыки.
К основным задачам физического воспитания относятся:
- создание разнообразной физкультурно-игровой среды, направленной на оптимизацию двигательной активности;
- обучение технике основных видов движений с целью их правильного выполнения;
- развитие двигательных качеств и способностей (быстрота движений, ловкость, координация, гибкость, выносливость) и пространственной ориентировки в физкультурном зале, на спортивной площадке, в парке.
- развитие выразительности движений, их согласованности с темпом музыки;
- развитие восприятия, воображения, внимания, пространственной ориентации;
- формирование основ здорового образа жизни.
Модель двигательного режима для старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении с учетом их психофизиологических особенностей представлена в таблице 1.
Таблица 1.
Содержание деятельности в двигательном режиме ДОУ, способствующее развитию восприятия у детей старшего дошкольного возраста
№ п/п |
Формы двигательной активности |
Деятельность, способствующая развитию восприятия |
Особенности организации |
1 |
Утренняя гимнастика |
Гимнастика игрового характера с имитационными действиями |
Ежедневно на открытом воздухе или в зале (6-8 минут) |
2 |
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке |
Имитационные подвижные игры |
Ежедневно во время утренней прогулки (10-15 минут) |
3 |
Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики |
Упражнения на развитие тонкой координации рук и пальцев |
Ежедневно во время вечерней прогулки (10-12 минут) |
4 |
Гимнастика после дневного сна |
Упражнения на развитие движений и пространственной ориентации |
Ежедневно вовремя пробуждения и подъема детей (7-10 минут) |
5 |
Занятия по физической культуре |
Игровые и сюжетно-игровые занятия: «Встреча с любимыми игрушками», «Мы - физкультурники» и др. |
Три раза в неделю в первой половине дня. Одно занятие на воздухе в форме сюжетно-ролевой игры (20 минут) |
6 |
Самостоятельная двигательная деятельность |
Самостоятельные игры детей с использованием беговых дорожек, мест для прыжков, метания. |
Ежедневно в помещении или на воздухе проводится под руководством педагога. Длительность зависит от интереса и индивидуальных особенностей детей. |
7 |
Физкультурный досуг |
Упражнения на полосе препятствий, на быстроту движений, игра-упражнение «Попади в цель». |
Один-два раза в месяц на воздухе (20-30 минут) |
8 |
Физкультурный праздник |
Физкультурно-театрализованное представление |
Два раза в год (не более 60 минут) |
9 |
День здоровья |
Эстафеты, командные спортивные игры |
Один раз в квартал |
10 |
Совместные занятия родителей с детьми |
По совету педагога |
По совету педагога |
Рациональное сочетание вышеперечисленных форм двигательной активности представляет целый комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий.
Содержание деятельности в системе физического воспитания дошкольных образовательных учреждений, прежде всего, нацелено на приоритетное направление – на развитие психических и когнитивных способностей. Развитие психических способностей через непосредственное воздействие физических упражнений позволит сблизить физическое воспитание дошкольников по смысловому содержанию с другими областями воспитательно-образовательного процесса.
С учетом основных подходов построения познавательно-развивающих подходов к занятиям по физической культуре в ДОУ, можно определить основные принципы:
1) принцип развивающей направленности занятия по физической культуре, основанный на формировании когнитивной, психической социальной и физической деятельности старших дошкольников и включающий содержание:
- развитие психомоторных способностей детей – как отражение двигательной деятельности, определяющих оптимальное формирование физических и психических процессов;
- формирование культуры движений – как основы создания «школы движений», направленной на гармоничное развитие детей;
- формирование идеомоторных представлений – как основы сознательного осмысленного овладения двигательными действиями анализа и управления мышечно-двигательными ощущениями.
2) принцип познавательно-развивающей деятельности старших дошкольников в системе физического воспитания ДОУ, определяющий дифференцированный подход к гармоничному развитию личности дошкольника и включающий содержание:
- реализация познавательно-развивающего компонента физических упражнений в учебной и повседневной деятельности старшего дошкольника;
- формирование мотивации на здоровый образ жизни и занятий физической культурой.
Опираясь на теоретические исследования отечественной психологии и педагогики, можно прийти к выводу о том, что для развития познавательных способностей детей в системе физического воспитания необходимо руководствоваться комплексным набором методических рекомендаций, условно разделенных на три группы, на основании которых можно управлять процессом развития познавательных способностей в системе физического воспитания:
общая характеристика условий развития познавательных способностей;
способы развития познавательных способностей;
диагностика познавательных способностей.
Общая характеристика условий развития познавательных способностей. К таким условиям относят:
А) создание на занятиях по физической культуре условий реализации средств физического воспитания в форме развивающих методов, в которых основным фактором воздействия является форма выражения, представления, творчества, проявляемая при выполнении физических упражнений;
Б) занятие по физической культуру помимо основных задач, определенных в педагогической модели ДОУ, должен иметь набор средств физического воспитания для самостоятельных занятий по интересам, формировать устойчивую мотивацию на занятиях физической культуры, как фактора, определяющего развитие детей и сохранение их здоровья;
В) создание в ДОУ стройной системы основных и дополнительных организационных форм физического воспитания на основе интереса старших дошкольников и познавательно-развивающей направленности всех применяемых средств.
Подобные подходы к занятиям физической культурой в двигательном режиме дня ДОУ позволят развивать основные психические процессы: восприятие упражнения, его ощущение, двигательное мышление, память, внимание и т.д.
Способы развития познавательных способностей.
Для развития познавательных способностей детей в практической деятельности в системе физического воспитания используются разнообразные способы и приемы, такие как:
- игровая деятельность как ведущая деятельность детей старшего дошкольного возраста;
- сюжетно-ролевые физкультурные занятия;
- музыкально-ритмические средства;
- рефлексия двигательной деятельности.