Статья «Развитие двигательной активности детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Материалы из опыта работы
Развитие двигательной активности ребенка является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Особенно важно помнить об этом педагогам, осуществляющим образовательную деятельность с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.
Раннее детство имеет свою специфику. Мы знаем, что для малышей свойственны: тесная взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и психического развития; повышенная эмоциональность; чрезвычайно быстрый темп развития; неустойчивость и незавершенность приобретенных знаний и умений.
Современная педагогическая наука не подвергает сомнению факт, что именно движение способствует познанию окружающего мира, всестороннему развитию, оздоровлению, развитию интеллекта, речи. И поскольку движение является основным источником радости ребенка, закономерно, что оно оказывает большое влияние на его психическое развитие.
Говоря об огромном значении оптимального двигательного режима как средства полноценного развития детей, следует вспомнить, что физиологи считают движение врожденной потребностью организма (как еда, сон, общение). Никто не лишит ребенка еды или сна. Но многие родители, да и некоторые воспитатели, одергивают ребенка: «Не крутись, посиди, не бегай», забывая, что удовлетворение потребности в движении особенно важно в раннем дошкольном возрасте, когда формируются основные системы и функции организма. Ученые-гигиенисты утверждают, что без движения ребенок не может вырасти здоровым, потому что движение - преграда любой болезни. Не случайно древние мыслители давали совет: "Хочешь быть здоровым - бегай, хочешь быть красивым - бегай, хочешь умным быть - бегай". Уже на заре истории человечества было известно о взаимосвязи физического и интеллектуального развития.
А мы живем в 21 веке и наблюдаем, как двигательный дефицит:
- приводит к нарушениям со стороны сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем;
- снижает силу и работоспособность скелетной мускулатуры, слабость которой непременно вызовет изменение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития ловкости, быстроты, а также выносливости всего организма;
- приводит к обменным нарушениям, избыточному отложению жира, и как следствию всего - частым простудам, вялости, раздражительности;
- снижает адаптивные возможности и иммунитет.
Физиологи подсчитали, что дошкольник должен совершать как минимум 12 тысяч шагов в день, чтобы поддерживать себя в необходимой форме. Таким образом, примерно 50% времени бодрствования ребенок должен активно двигаться.
Организуя педагогическую деятельность по развитию двигательной активности детей раннего и младшего возраста, мы считаем необходимым:
-не подавлять двигательную активность ребенка, а поддерживать его в стремлении быть активным;
-вести целенаправленную образовательную деятельность по развитию двигательной активности, используя различные режимные моменты (утренняя гимнастика и гимнастика при пробуждении; физкультурные и музыкальные занятия; прогулки на свежем воздухе; подвижные игры различной степени активности; физкультминутки и динамические паузы; физкультурные досуги и праздники; самостоятельная двигательная деятельность); применять различные способы организации дошкольников (групповые, подгрупповые, малой подгруппой, индивидуальные);
- создавать условия для самостоятельной двигательной активности, обогащая развивающую предметно-пространственную среду необходимыми игрушками и пособиями;
- переключать с одного вида деятельности на другой (от динамического к статическому состоянию) постепенно;
- помнить, что двигательная деятельность, как любая детская деятельность должна быть, прежде всего, безопасной. Если малыш бегает, прыгает – в его руках не должно быть игрушек. Он должен знать, где можно бегать и прыгать, а где нельзя. И, конечно, взрослые должны проконтролировать безопасность окружающего пространства, убрав травмоопасные предметы и заботясь о том, чтобы под ногами у малыша не было игрушек.
- учитывать индивидуальные особенности детей, ориентируясь на то, что потребность в движении и уровень двигательной активности у малышей могут быть различными (высокая, средняя, низкая). Потребность в движении может быть связана как с индивидуально-личностными особенностями ребенка, так и с наличием хронических заболеваний в анамнезе.
Среди многообразия форм, направленных на стимулирование двигательной активности подробнее хотелось бы остановиться на утренней гимнастике. Она проводится в утренние часы со всеми детьми одновременно. Продолжительность гимнастики для детей раннего и младшего дошкольного возраста 4-5 минут. Не следует настаивать, если малыш не хочет включаться в совместную деятельность. Важно, чтобы это было сделано ребенком добровольно и по его собственному желанию.
Игровая форма гимнастики вызывает у детей желание участвовать в ней. Мы обычно используем комплексы гимнастики в стихах. Стихотворная форма эмоционально привлекательна, что очень важно для малышей. Она помогает легче запомнить текст и движения, способствует развитию воображения, творческих способностей и речи детей. Предлагаем вашему вниманию несколько авторских комплексов Мастиной О.В., размещенных на нашем портале.
https://урок.рф/library/igri_dlya_horoshego_nastroeniya_avtorskie_fizkult_175357.html
Перминова Елена Федоровна
Мастина Ольга Валерьевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Мастина Ольга Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Мастина Ольга Валерьевна
Галина Васильевна Каратаева
Мастина Ольга Валерьевна
Бойко Светлана Владимировна
Мастина Ольга Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Мастина Ольга Валерьевна
Саяпина Светлана Евгеньевна
Мастина Ольга Валерьевна