Использование современных коррекционно-развивающих технологий в социализации обучающихся с интеллектуальными нарушениями

0
0
Материал опубликован 22 March 2022



Использование современных коррекционно-развивающих технологий в социализации обучающихся с интеллектуальными нарушениями.





Сегодня главной целью и стратегическим направлением специального образования является обеспечение условий, способствующих реализации особых образовательных потребностей и успешной социализации детей с интеллектуальными нарушениями.

Проблема социализации ребёнка с нарушениями интеллекта – одна из наиболее актуальных. Социализация-это процесс, включающий в себя усвоение социального опыта путём вхождения в социальную среду, систему социальных связей.

Дети нашей школы отстают от своих сверстников. В силу тяжести интеллектуального нарушения они быстро забывают правила поведения в разных жизненных ситуациях, у них затруднено формирование умений и навыков, необходимых в обычной жизни. Они часто приступают к выполнению поставленной задачи без должной ориентировки в ней, без анализа её условий, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств достижения цели.

Начальный этап обучения и воспитания ребёнка с проблемами в интеллектуальном развитии непосредственно связан с проблемами социально-бытовой адаптации. Для большинства детей данной категории наиболее значимыми являются не академические знания, а овладение навыками самообслуживания, общения, приспособление к ежедневной жизни людей. Для этого необходимо связывать теоретические понятия с окружающей действительностью. Практика специальных (коррекционных) образовательных учреждений подтверждает, что ребёнок с проблемами в интеллектуальном развитии при правильном воспитании способен адекватно относиться к окружающему миру, самостоятельно жить и работать.

Работа по социальной реабилитации детей с нарушением интеллекта сводится к:

1. подготовке к жизни в обществе;

2. подготовке к труду;

3. подготовке к общению с людьми;

4. подготовке к семейной жизни.

Полноценная социальная адаптация детей с интеллектуальными нарушениями в развитии невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и ценностных ориентаций.

Незрелость эмоций, направленность на удовлетворение примитивных потребностей, снижение самокритичности, нарушения в развитии волевых качеств - всё это является факторами, значительно затрудняющими процесс социализации и интеграции таких детей в социум.

Социальная адаптация должна быть основана не только на трудовом обучении и социально-бытовой ориентировке, но и на постоянном развитии социальных качеств личности ребёнка с ОВЗ на всех возрастных этапах.

В условиях специальной (коррекционной) школы -………. интерната необходима организация работы по социализации воспитанников по четырём основным векторам воздействия: ребёнок, учитель, воспитатель , родители.

Создание оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ в условиях школы-интерната является первоочередной задачей всего коррекционно-воспитательного процесса. Поэтому мы стараемся использовать все возможности воспитанников, развивать у них жизненно-необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции и ориентироваться в окружающей среде.

Исходя из вышесказанного, можно выделить элементы современных коррекционно - развивающих технологий, которые применяются в воспитательной работе школы-интерната:

1. Технология проблемного обучения

2. Личностно-ориентированные технологии 

3. Информационно-коммуникационные технологии.

4. Здоровьесберегающие технологии.

5. Игровые технологии



Технология проблемного обучения

Это организация учебно-воспитательного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя или воспитателя проблемных ситуаций, и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Результат проблемного обучения: творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.



Личностно-ориентированные технологии направлены на организацию учебно - воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.

Для усвоения воспитанниками социального опыта, форм, способов, норм поведения учим ответственности за свои поступки, сочувствию к другим, оказывать поддержку, принимать помощь другого. Знакомим с правами и обязанностями ребенка, воспитываем правовую культуру через открытые мероприятия, классные и воспитательские часы. Приглашаем представителей полиции, наркоконтроля.



Учащиеся школы - интерната активно участвуют в различных мероприятиях спортивного и творческого направления: в соревнованиях, фестивалях, конкурсах, выставках, концертах. Это позволяет им реализовать свои способности и таланты, более уверенно чувствовать себя среди сверстников, что способствует их более успешной социализации.  



Игровые технологии

Цель игровых технологий - пробудить интерес к познанию.

Уроки и внеклассные занятия с использованием игровых ситуаций делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников, пополняют, углубляют и расширяют знания, являются средством всестороннего развития ребёнка, вызывают положительные эмоции, наполняют жизнь учащихся интересным содержанием, способствуют самоутверждению ребёнка.



Информационно-коммуникационные технологии

Это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные средства). В нашей школе практически каждый кабинет оснащен компьютерной техникой. Это дает возможность наглядно , красочно продемонстрировать обучающимся новый материал или закрепить старый. В отдельных кабинетах имеются интерактивные доски, мультимедийные проекторы, документ - камеры. Что дает возможность учащимся самостоятельно закреплять пройденный урок.



Здоровьесберегающие технологии

Использование данной технологии обучения позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса, способствует развитию познавательной активности.

- знание и соблюдение норм здорового образа жизни;

- знание и соблюдение правил личной гигиены и обихода;

- знание опасности курения, алкоголизма и т.д.

- знание и владение основами физической культуры человека

Использование современных коррекционно - развивающих технологий социализации детей в условиях школы-интерната проходит через различные направления воспитательной работы как на уроках так и во внеурочной деятельности.



Следует отметить, что осуществление создания оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ возможно только при условии тесного взаимодействия всех специалистов школы-интерната (социальный педагогмедработник, психолог, логопед, воспитателипедагоги дополнительного образования) и родителей.

Делая вывод, следует отметить, что - основная цель в работе с детьми с нарушениями интеллекта по социализации – это помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь различными видами деятельности, вырабатывая у воспитанников достаточный уровень самостоятельности при социально приемлемых выходах обыденных и проблемных ситуаций, применяя в работе современные коррекционно-развивающие технологии.



















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации