Использование современных коррекционно-развивающих технологий в социализации обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Использование современных коррекционно-развивающих технологий в социализации обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Сегодня главной целью и стратегическим направлением специального образования является обеспечение условий, способствующих реализации особых образовательных потребностей и успешной социализации детей с интеллектуальными нарушениями.
Проблема социализации ребёнка с нарушениями интеллекта – одна из наиболее актуальных. Социализация-это процесс, включающий в себя усвоение социального опыта путём вхождения в социальную среду, систему социальных связей.
Дети нашей школы отстают от своих сверстников. В силу тяжести интеллектуального нарушения они быстро забывают правила поведения в разных жизненных ситуациях, у них затруднено формирование умений и навыков, необходимых в обычной жизни. Они часто приступают к выполнению поставленной задачи без должной ориентировки в ней, без анализа её условий, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств достижения цели.
Начальный этап обучения и воспитания ребёнка с проблемами в интеллектуальном развитии непосредственно связан с проблемами социально-бытовой адаптации. Для большинства детей данной категории наиболее значимыми являются не академические знания, а овладение навыками самообслуживания, общения, приспособление к ежедневной жизни людей. Для этого необходимо связывать теоретические понятия с окружающей действительностью. Практика специальных (коррекционных) образовательных учреждений подтверждает, что ребёнок с проблемами в интеллектуальном развитии при правильном воспитании способен адекватно относиться к окружающему миру, самостоятельно жить и работать.
Работа по социальной реабилитации детей с нарушением интеллекта сводится к:
1. подготовке к жизни в обществе;
2. подготовке к труду;
3. подготовке к общению с людьми;
4. подготовке к семейной жизни.
Полноценная социальная адаптация детей с интеллектуальными нарушениями в развитии невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и ценностных ориентаций.
Незрелость эмоций, направленность на удовлетворение примитивных потребностей, снижение самокритичности, нарушения в развитии волевых качеств - всё это является факторами, значительно затрудняющими процесс социализации и интеграции таких детей в социум.
Социальная адаптация должна быть основана не только на трудовом обучении и социально-бытовой ориентировке, но и на постоянном развитии социальных качеств личности ребёнка с ОВЗ на всех возрастных этапах.
В условиях специальной (коррекционной) школы -………. интерната необходима организация работы по социализации воспитанников по четырём основным векторам воздействия: ребёнок, учитель, воспитатель , родители.
Создание оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ в условиях школы-интерната является первоочередной задачей всего коррекционно-воспитательного процесса. Поэтому мы стараемся использовать все возможности воспитанников, развивать у них жизненно-необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции и ориентироваться в окружающей среде.
Исходя из вышесказанного, можно выделить элементы современных коррекционно - развивающих технологий, которые применяются в воспитательной работе школы-интерната:
1. Технология проблемного обучения
2. Личностно-ориентированные технологии
3. Информационно-коммуникационные технологии.
4. Здоровьесберегающие технологии.
5. Игровые технологии
Технология проблемного обучения
Это организация учебно-воспитательного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя или воспитателя проблемных ситуаций, и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Результат проблемного обучения: творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Личностно-ориентированные технологии направлены на организацию учебно - воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.
Для усвоения воспитанниками социального опыта, форм, способов, норм поведения учим ответственности за свои поступки, сочувствию к другим, оказывать поддержку, принимать помощь другого. Знакомим с правами и обязанностями ребенка, воспитываем правовую культуру через открытые мероприятия, классные и воспитательские часы. Приглашаем представителей полиции, наркоконтроля.
Учащиеся школы - интерната активно участвуют в различных мероприятиях спортивного и творческого направления: в соревнованиях, фестивалях, конкурсах, выставках, концертах. Это позволяет им реализовать свои способности и таланты, более уверенно чувствовать себя среди сверстников, что способствует их более успешной социализации.
Игровые технологии
Цель игровых технологий - пробудить интерес к познанию.
Уроки и внеклассные занятия с использованием игровых ситуаций делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников, пополняют, углубляют и расширяют знания, являются средством всестороннего развития ребёнка, вызывают положительные эмоции, наполняют жизнь учащихся интересным содержанием, способствуют самоутверждению ребёнка.
Информационно-коммуникационные технологии
Это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные средства). В нашей школе практически каждый кабинет оснащен компьютерной техникой. Это дает возможность наглядно , красочно продемонстрировать обучающимся новый материал или закрепить старый. В отдельных кабинетах имеются интерактивные доски, мультимедийные проекторы, документ - камеры. Что дает возможность учащимся самостоятельно закреплять пройденный урок.
Здоровьесберегающие технологии
Использование данной технологии обучения позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса, способствует развитию познавательной активности.
- знание и соблюдение норм здорового образа жизни;
- знание и соблюдение правил личной гигиены и обихода;
- знание опасности курения, алкоголизма и т.д.
- знание и владение основами физической культуры человека
Использование современных коррекционно - развивающих технологий социализации детей в условиях школы-интерната проходит через различные направления воспитательной работы как на уроках так и во внеурочной деятельности.
Следует отметить, что осуществление создания оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ возможно только при условии тесного взаимодействия всех специалистов школы-интерната (социальный педагог, медработник, психолог, логопед, воспитатели, педагоги дополнительного образования) и родителей.
Делая вывод, следует отметить, что - основная цель в работе с детьми с нарушениями интеллекта по социализации – это помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь различными видами деятельности, вырабатывая у воспитанников достаточный уровень самостоятельности при социально приемлемых выходах обыденных и проблемных ситуаций, применяя в работе современные коррекционно-развивающие технологии.