Использование современных цифровых инструментов на уроках в начальной школе

1
0
Материал опубликован 22 October 2020

Использование современных цифровых инструментов

на уроках в начальной школе

Основная цель обучения в начальной школе - научить ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромное количество информации. Отличительной особенностью нового ФГОС является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимаются «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматрваются в контексте содержания конкретных учебных предметов

"Дитя мыслит образами, звуками, красками". Следуя этому тезису К.Д. Ушинского, учителю начальной школы всегда приходилось самому делать много наглядных материалов к урокам. Сейчас ситуация кардинально изменилась. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО), ряд требований к результатам образования прямо связан с необходимостью использования информационных технологий.

Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, поэтому в программу формирования УУД включена подпрограмма формирования ИКТ-компетентности.

Изучение окружающего мира, технологии предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата. Цифровой микроскоп позволяет рассматривать различные объекты при увеличении в 10, 60 и 200 раз. С его помощью можно не только рассмотреть заинтересовавший нас предмет, но и сделать его цифровое фото.

Уже со 2 класса учащиеся осваивают приемы работы с цифровыми микроскопами, проводят простейшие опыты. Регулярные микроскопические исследования разнообразных объектов, наряду с приобретением знаний о них, позволяют учащимся испытать чувство удивления, восхищения. Микроскоп как бы становится «третьим глазом», позволяющим увидеть удивительное и примечательное в обыденном и повседневно встречающемся.

На мой взгляд, на уроках в начальной школе работа с цифровым микроскопом не может лежать в основе урока, скорее она должна строиться как этап урока, целью которого является формирование умения применять цифровые технологии для решения постав-ленных задач и поддержание интереса к учебной деятельности в целом. Я рассматривала возможность применения цифрового микроскопа на уроках окружающего мира, технологии и внеклассной деятельности. Сложнее всего было определить цель исследования, что можно рассмотреть в микроскоп, чтобы данный этап гармонично вписался в структуру урока и чтобы дети открыли для себя новое знание.

Цифровой микроскоп был применен на этапе изучения строения волокон ткани на уроке технологии. Перед детьми была поставлена задача исследовать под микроскопом строение предложенных образцов ткани. В процессе этой работы дети изучали различные виды ткани при увеличении в 10, 60 и 200 раз, пытались делать выводы о различии в их строении, сравнивали волокна тканей по толщине и переплетению. Также учащиеся через микроскоп сравнивали лицевую и изнаночную стороны (различие в окраске). Они увидели, что ткани имеют различную извитость волокон, толщину и разное направление нитей.

Проведенная работа позволила мне сделать вывод: несмотря на то, что на уроках в начальной школе работа с цифровым микроскопом не может лежать в основе урока из-за возрастных и психологических особенностей детей, а может использоваться как этап урока, этой работе отводится важная задача формирования умения применять цифровые технологии для решения поставленных задач.

Работа с цифровым микроскопом – это экспериментальная деятельность, которая не только развивает познавательные потребности школьников, но, прежде всего, предоставляет им больше возможностей для собственной исследовательской практики и формирования эмпирического познания окружающего мира.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.