Методическая разработка «Использование современных технологий для обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах»
«Методическая разработка»
«Использование современных технологий
для обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах»
Автор работы: Федянина Гульнара Серверовна,
Воспитатель, МБДОУ «Детский сад п.Томаровка
Яковлевского городского округа»
Проблема дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы. Особую тревогу вызывает ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом. Проведя диагностическое обследование детей, в рамках мониторинга образовательного процесса, в соответствии с «Положением о системе оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО», был выявлен низкий уровень имеющихся представлений о безопасном поведении дошкольников на дорогах и улицах.
Возникла необходимость целенаправленной работы по формированию основ безопасного поведения дошкольников на дороге. Воспитатели спрогнозировали стратегию взаимодействия с семьями воспитанников, используя современные технологии.
В рамках реализации Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы, особое внимание уделяется обеспечению целостного подхода к решению проблем дорожно-транспортного травматизма, взаимодействия учреждения и семей воспитанников, общественных организаций, социальных институтов детства по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание правил дорожного движения, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге. Поэтому педагоги направили основное внимание на формирование у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
Не всегда родители формируют у детей навыки безопасного поведения на дорогах и улицах. Часто в присутствии ребёнка нарушают установленные правила. Ребенок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Поэтому, вся система работы даже самых опытных педагогов сведется «к нулю», если родитель, ведущий за руку ребенка, нарушает «Правила дорожного движения», подвергая опасности свою и его жизнь.
Диапазон работы представлен системой авторских мероприятий с детьми и родителями воспитанников направленных на повышение качества образовательной деятельности дошкольников.
Предполагалось решение следующих задач:
- формировать навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, культуру поведения в транспорте;
- развивать интерес родителей к получению педагогических знаний и умений, направленных на пропаганду правил дорожного движения и безопасного образа жизни;
- развивать общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками;
- воспитывать дисциплинированность, ответственность, осознанное отношение к выполнению правил дорожного движения.
Дети сегодняшнего дня имеют другие запросы в качественной организации образовательного процесса: использование информационно-коммуникационных технологий, инновационных методик, авторских игр и программ.
Реалии сегодняшнего дня показали, что дистанционная форма обучения одна из наиболее эффективных а порой и единственных технологий образования и педагога, и воспитанников, и их родителей. Эта форма изучения Правил поведения на дороге, использует лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.
Воспитанники ДОУ совместно с родителями регистрируются на таких образовательных сайтах, как «Инфоурок», «Совушка», «ПДД для дошкольников», «Добрая Дорога Детства» и многие другие. Там дошкольники принимают участие в онлайн викторинах, конкурсах. Дети и родители получают огромный опыт дистанционного обучения, учатся в онлайн режиме отвечать на тестовые задания, выигрывают в творческих, исследовательских конкурсах.
Для повышения работоспособности, снижения уровня утомляемости, снятия психологических нагрузок у детей, включали элементы здоровьесберегающих технологий: релаксация, сказкотерапия, игротерапия, физкультминутки.
Так как безопасность жизни ребенка обеспечивается не только педагогами дошкольного учреждения, культурой самого ребенка, но и в первую очередь, действиями родителей, использовали все доступные формы и методы повышения компетентности родителей по данному вопросу:
- интернет-челлендж «Автокресла», «Ребенок в автомобиле»,
- проект «Светоотражающие элементы спасут жизнь»,
- семейный конкурс «Дидактическая игра своими руками», на котором дети с родителями представляли игру, придуманную и сделанную своими руками;
- презентации, видеофильмы, фоторепортажи, газеты, готовили сами родители с детьми и показывали всем детям в группе.
- книжки-раскладушки с советами, рекомендациями «Выучите с детьми правила дорожного движения», «Правила дорожного движения для дошкольников»;
- плакаты с призывами соблюдать правила дорожного движения, приобретать детские удерживающие устройства;
- Акция «ПДД соблюдай!» - листовки - обращения к взрослым о соблюдении ПДД в разные времена года, обращения «Водитель, будь внимателен!», которые раздавали в поселке всем родителям – водителям;
- буклеты-памятки, изготовленные воспитанниками, удобные в пользовании, каждый родитель может взять такой буклет с собой.
В работе активно использовались информационно-коммуникационные технологии: это и просмотр мультимедийных презентаций «Виды транспортных средств», «Как перейти дорогу», и просмотр мультфильмов и прослушивание музыкальных произведений. В утренние и вечерние отрезки времени проводились беседы с детьми «Мой папа — водитель», «Для чего нужны дорожные знаки», квест-игры «Наш помощник светофор».
Организована фотовыставка детских автокресел «С малых лет и до седин закон дорог для всех один», разработана интерактивная игра «Проверь свои знания», игровая программа для детей «Помощники Светофора Светофоровича».
Активно используются новые технологии в работе:
- флешмобы «Молодое поколение за безопасное движение!» (https://youtu.be/gJAl0kcLOg0),
- Акции «Дорожный светлячок – это наша безопасность»!
- Семейные проекты воспитанников #Мама рулит – блог мамы Миши О. в интернете https://www.instagram.com/p/CKgnr7mjpz/?utm_source=ig_web_copy_link
- Беседы о правилах дорожного движения в семье. (Семья Жени Ш.)
https://www.instagram.com/evasergeevna2014/tagged/
страничка в Инстаграмм воспитанницы блогера Евы Е. «Нулевой километр».
Разнообразие форм позволило детям проявить свою активность и творчество. Каждая образовательная деятельность содержит как познавательный, так и занимательный материал. Использование личностно-ориентированных технологий принесло свой результат. Темы блогов, видеороликов, рекламных постеров, их содержание реализовалось исходя из интересов и потребностей детей при непосредственном участии родителей.
В рамках недели по ПДД, месячника Всероссийских целевых профилактических мероприятий «Внимание - дети!» проводятся конкурсы, развлечения, викторины. В 2020 учебном году проведены акции по ПДД, с распространением агитационных листовок среди родителей и автомобилистов, памяток для родителей «Автокресло детям».
Наша задача - максимально использовать авторитет семьи (родителей) в прочном и сознательном усвоении детьми правил, формировании навыков безопасного поведения на улицах, была полностью реализована.
Формы работы с семьёй, предполагали активное включение родителей в образовательный процесс:
- родительские собрания с приглашением инспектора ГИБДД: «Соблюдаем ПДД»;
- обучающие семинары «Безопасность детей - забота и ответственность взрослых»;
- Квест-игры с участием родителей «Знатоки дорожного движения»;
- Семейный проект воспитанника Образцова Михаила по ПДД: #Мама рулит
- Семейный макет «Безопасный маршрут для ребенка»,
- викторины совместно с родителями «Грамотный пешеход».
- «Семейный мастер - класс», который позволяет познакомить родителей с игровыми технологиями по ПДД, обменяться опытом семейного воспитания по данной проблеме.
В результате реализации работы, были получены следующие результаты:
- повышение эффективности обучения дошкольников по ПДД;
- у воспитанников сформированы навыки безопасного поведения на дорогах, они не только знают правила дорожного движения, но и применяют эти знания в дорожных ситуациях, что способствует актуализация в будущем потребности в безопасном образе жизни в сфере дорожного движения;
- создание открытого образовательного пространства (организация взаимодействия с родителями, ГИБДД ответственными за безопасность дорожного движения;
- повышение квалификации педагогов ДОУ;
- обеспечена эффективная организация деятельности ДОУ по профилактике ДТТ, основано на сотрудничестве с родителями и другими организациями ответственными за безопасность дорожного движения.
Наша работа не была бы столь плодотворной, если бы, не взаимосотрудничество с коллегами и родителями воспитанников. Для взаимодействия участников образовательного процесса
группы и ДОУ создано виртуальное пространство. Его целью было вовлечение семей воспитанников в образовательный процесс дошкольного учреждения посредством информационных и коммуникационных ресурсов сети Интернет. Формы общения: электронные письма, сайт ДОУ, личные странички в социальных сетях, WhatsApp, Viber, Instagram. В результате, установленные межпользовательские связи позволили: перейти на новый качественный уровень отношений субъектов педагогического процесса; заинтересовать родителей содержанием образовательного процесса своего ребенка; быстро доставлять необходимую информацию; поддерживать оперативную обратную связь с семьями воспитанников.
В результате сотрудничества с родителями, повысился процент заинтересованности родителей, проблемой детского дорожно-транспортного травматизма, вследствие чего они стали активными участниками данного опыта. Повысилась активность родителей в ознакомлении детей с правилами дорожного движения - 46%, заинтересованность в воспитании культуры безопасного поведения на дорогах, в повышении ответственности родителей за безопасную перевозку детей - составила 54%.
Анализ мнения родителей показал, что став активными участниками общественной жизни, в процессе обучения своих детей безопасного поведения на улице, мамы и папы чувствуют себя хорошими родителями, поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, и приобретают все новые умения.
За период работы по теме, не было выявлено ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушения правил движения нашими воспитанниками или их родителями.
Библиографический список
«Неделя, посвященная безопасности детей на дорогах»// http://2goroda.info/novosti/nedelja-posvjaschennaja-bezopasnosti-detei-na-dorogah.html
Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах»// http://government.ru/media/files/41d494b8c5e15981c833.pdf
Майорова, Ф. С. Изучаем дорожную азбуку. Перспективное планирование. Занятия. Досуг/ Ф. С. Майорова. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. — М.: ТЦ Сфера, 2016.
Старцева, О. Ю. Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения/ О. Ю. Старцева. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 64 с.
Скоролупова, О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения»/ О. А. Скоролупова. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
Авдеева А.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б., «Основы безопасности детей дошкольного возраста»: Просвещение, 2007.
Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2011. – 64
Авдеева А.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б., «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»-М.:ООО«Издательство АСТ-ЛТД»,1998.–160 с.
Авдеева А.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б., «Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.