Использование технологии проблемного обучения на уроках труда (технологии)
Использование технологии проблемного обучения на уроках труда (технологии)
Автор: Дмитриева Екатерина Валерьевна
«Дайте ученику как можно больше
сведений и вызывайте его
наибольшее число наблюдений
по всем отраслям знания, но как
можно меньше сообщайте ему общих
выводов, определений, подразделений
и всякой терминологии»
Л. Н. Толстой
В школах на уроках труда (технологии) проблемное обучение представляет собой мощный инструмент для создания активной образовательной среды. Оно повышает как познавательный интерес школьников, так и их энергичность во всех сферах жизни, формирует умение конструировать творческие учебные задачи, развивает самостоятельность, инициативность, способствует умению преодолевать проблемы в учебе.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности.
Развитие творческих способностей невозможно без преодоления препятствий, возникших трудностей при возникновении потребности в новых знаниях.
Проблемное обучение – это система методов и средств обучения, основой которых выступает моделирование творческого процесса за счёт создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы.
Чтобы достичь этого, необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют задание и каких результатов сумели добиться. Значимость учебной деятельности для ребенка имеют важное значение. Именно проблемная ситуация на уроке позволяет ученику почувствовать эту значимость. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, и это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.
В основе проблемного обучения лежат личностно-деятельностный принцип организации педагогического процесса и приоритет поисковой учебно- познавательной деятельности обучающихся. Проблемное обучение строится на основе принципа проблемности, реализуемого через различные типы учебных проблем и через сочетание репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика.
Наличие различных типов учебных проблем обеспечивает поисковую, или частично-поисковую, или конструкторско-изобретательскую деятельность ученика, или его художественное творчество, или их сочетание в ходе выполнения теоретических и практических самостоятельных работ, при изложении учебного материала учителем на уроке и внеурочных занятиях.
Классификация методов проблемного обучения:
1. По способу решения проблемных задач:
проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее);
совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися);
исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно);
творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение).
2. По характеру взаимодействия и распределению активности педагога и учащихся:
сообщающий и исполнительный;
объяснительный и репродуктивный;
инструктивный и практический;
объяснительно-побуждающий;
частично-поисковый, побуждающий и поисковый.
Технология проблемного обучения используется сто лет, и за это время завоевала доверие педагогов благодаря своим преимуществам:
метод мотивирует задумываться, искать выход из проблемной ситуации, действовать самостоятельно при поиске нестандартного решения;
при самостоятельном решении проблем знания и умения усваиваются и упрочняются лучше, чем при традиционном обучении;
проблемное обучение развивает навыки наблюдения, обобщения, исследовательской работы;
студенты быстрее осмысливают изучаемые явления и обосновывают ответы, сами выдвигают и доказывают гипотезы.
Проблемное обучение как метод имеет ряд недостатков:
не по каждой теме занятия легко сформулировать проблему;
не для любого учебного материала можно смоделировать проблему;
подготовка такого занятия требует много времени преподавателя.
На уроках труда (технологии учащиеся) получают возможность практических знаний, таких как работа с материалами, проектирование и создание изделий, при приготовлении кулинарных блюд, поиска в выборе профессии.
Реализовать на уроках труда технологию проблемного обучения можно с помощью этапов:
Определение проблемы: Учитель предлагает учащимся конкретную задачу, например, проектирование и изготовление удобного и функционального изделия для определенной целевой аудитории.
Исследование: Учащиеся должны провести исследования, чтобы понять потребности пользователей, изучить доступные материалы и технологии, а также рассмотреть существующие решения.
Проектирование решения: На этом этапе студенты разрабатывают свои идеи, создают прототипы, обсуждают их в группах и получают обратную связь.
Создание изделия: После проектирования учащиеся приступают к практической части — изготовлению выбранного изделия с учетом всех проведенных исследований.
Представление результатов: В завершение проекта учащиеся представляют свои изделия и делятся опытом, обсуждают, что удалось, а что требовало улучшения.
Приведу практические примеры проблемных задач:
- Создание полезного предмета интерьера. Учащиеся могут разработать и изготовить, например, интерьерных картин с учетом различных стилей интерьеров.
- Разработка и изготовлении прихваток. В процессе учащиеся узнают, как использовать повторно материалы и заботиться об окружающей среде.
Для реализации подхода проблемного обучения на уроках технологии, применяется использование различных методик. Ниже приведены примеры, которые могут помочь учителям применить проблемное обучение в свою практику.
Одни из основных методов проблемного изучения я использую проектную деятельнсть, где учащиеся работают над созданием практических изделий. Напри В школах на уроках труда (технологии) проблемное обучение представляет собой мощный инструмент для создания активной образовательной. Оно повышает как познавательный интерес школьников, так и их энергичность во всех сферах жизни, формирует умение конструировать творческие учебные задачи, развивает самостоятельность, инициативность, способствует умению преодолевать проблемы в учебе.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности.
Развитие творческих способностей невозможно без преодоления препятствий, возникших трудностей при возникновении потребности в новых знаниях.
Проблемное обучение – это система методов и средств обучения, основой которых выступает моделирование творческого процесса за счёт создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы.
Чтобы достичь этого, необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют задание и каких результатов сумели добиться. Значимость учебной деятельности для ребенка имеют важное значение. Именно проблемная ситуация на уроке позволяет ученику почувствовать эту значимость. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, и это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.
В основе проблемного обучения лежат личностно-деятельностный принцип организации педагогического процесса и приоритет поисковой учебно- познавательной деятельности обучающихся. Проблемное обучение строится на основе принципа проблемности, реализуемого через различные типы учебных проблем и через сочетание репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика.
Наличие различных типов учебных проблем обеспечивает поисковую, или частично-поисковую, или конструкторско-изобретательскую деятельность ученика, или его художественное творчество, или их сочетание в ходе выполнения теоретических и практических самостоятельных работ, при изложении учебного материала учителем на уроке и внеурочных занятиях.
Классификация методов проблемного обучения:
1. По способу решения проблемных задач:
проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее);
совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися);
исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно);
творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение).
2. По характеру взаимодействия и распределению активности педагога и учащихся:
сообщающий и исполнительный;
объяснительный и репродуктивный;
инструктивный и практический;
объяснительно-побуждающий;
частично-поисковый, побуждающий и поисковый.
Технология проблемного обучения используется сто лет, и за это время завоевала доверие педагогов благодаря своим преимуществам:
метод мотивирует задумываться, искать выход из проблемной ситуации, действовать самостоятельно при поиске нестандартного решения;
при самостоятельном решении проблем знания и умения усваиваются и упрочняются лучше, чем при традиционном обучении;
проблемное обучение развивает навыки наблюдения, обобщения, исследовательской работы;
студенты быстрее осмысливают изучаемые явления и обосновывают ответы, сами выдвигают и доказывают гипотезы.
Проблемное обучение как метод имеет ряд недостатков:
не по каждой теме занятия легко сформулировать проблему;
не для любого учебного материала можно смоделировать проблему;
подготовка такого занятия требует много времени преподавателя.
На уроках труда (технологии учащиеся) получают возможность практических знаний, таких как работа с материалами, проектирование и создание изделий, при приготовлении кулинарных блюд, поиска в выборе профессии.
Реализовать на уроках труда технологию проблемного обучения можно с помощью этапов:
Определение проблемы: Учитель предлагает учащимся конкретную задачу, например, проектирование и изготовление удобного и функционального изделия для определенной целевой аудитории.
Исследование: Учащиеся должны провести исследования, чтобы понять потребности пользователей, изучить доступные материалы и технологии, а также рассмотреть существующие решения.
Проектирование решения: На этом этапе студенты разрабатывают свои идеи, создают прототипы, обсуждают их в группах и получают обратную связь.
Создание изделия: После проектирования учащиеся приступают к практической части — изготовлению выбранного изделия с учетом всех проведенных исследований.
Представление результатов: В завершение проекта учащиеся представляют свои изделия и делятся опытом, обсуждают, что удалось, а что требовало улучшения.
Приведу практические примеры проблемных задач:
- Создание полезного предмета интерьера. Учащиеся могут разработать и изготовить, например, интерьерных картин с учетом различных стилей интерьеров.
- Разработка и изготовлении прихваток. В процессе учащиеся узнают, как использовать повторно материалы и заботиться об окружающей среде.
Для реализации подхода проблемного обучения на уроках технологии, применяется использование различных методик. Ниже приведены примеры, которые могут помочь учителям применить проблемное обучение в свою практику.
Одни из основных методов проблемного изучения я использую проектную деятельсть, где учащиеся работают над созданием практических изделий. Например, можно предложить им разработать и изготовить предмет домашнего обихода (девочки изготавливают броши в стиле бохо, изготовление пуфов, украшений, подхватов для штор), при этом рассматривая экономические, экологические и эстетические аспекты. Проблемным заданием может быть, например, оптимизация использования материалов или улучшение функциональности изделия.
Решение практических задач: предлагаю учащимся представить учащимся сценарии из реальной жизни, связанные с трудом и технологией. Например, с учащимися 9-х классов при изучении делового общения и корпоративного этикета можно обсудить ситуацию принятия сотрудника на работу, обсуждение речевого этикета и предложить учащимся найти альтернативные решения для проблемных ситуаций. Это может включать исследование и анализ доступных ресурсов, подготовку презентации с аргументами и предложениями.
Дебаты и обсуждения: Проблемное обучение можно легко интегрировать в уроки через организацию дебатов и обсуждений. Учащиеся могут обсуждать различные подходы к решению технологических или производственных проблем, проводить аргументированное обсуждение своих точек зрения. Это развивает навыки критического мышления и умение слушать мнения других.
Ролевые игры: Введение ролевых игр в процесс обучения может стилизовать проблему и сделать её более доступной. Обучающиеся могут выступать в роли разных участников производственного процесса: менеджеров, рабочих, дизайнеров, попробовать себя в роли руководителя или экскурсовода и т.д. Важным моментом является необходимость решения конкретных задач в рамках ролевого сценария, что помогает учащимся взглянуть на ситуацию с разных сторон (обыграть различные ситуации по этикету в общественных местах).
Рефлексия и самооценка: Важной частью проблемного обучения является рефлексия, когда учащиеся оценивают свои достижения и выявляют области для улучшения. После выполнения проекта или решения проблемы, стоит организовать обсуждение, где учащиеся могут поделиться тем, чему они научились, что было сложным и как они смогли преодолеть трудности. Это помогает им развивать и понимать как собственные, так и школьные образовательные процессы.
Проблемное обучение на уроках технологии представляет собой эффективный подход к подготовке учащихся к реальным вызовам. Внедрение данного метода позволяет расширить горизонты образования, формируя необходимые навыки, такие как критическое мышление, работа в команде и самообучение. Используя разнообразные методы и подходы, учителя способны создать увлекательную и продуктивную образовательную среду, в которой ученики будут готовы решать любые задачи, предстоящие в будущем.
Важно помнить, что успешное внедрение технологий проблемного обучения требует усердной работы со стороны преподавателей и открытости к новым идеям, что приведет к созданию активных, вовлеченных и готовых к вызовам будущего учеников. Не менее важно при этом, чтобы учителя были готовыми и мотивированными внедрять такие подходы в свой учебный процесс, адаптируя их к индивидуальным потребностям своих учеников.
мер, можно предложить им разработать и изготовить предмет домашнего обихода (девочки изготавливают броши в стиле бохо, изготовление пуфов, украшений, подхватов для штор), при этом рассматривая экономические, экологические и эстетические аспекты. Проблемным заданием может быть, например, оптимизация использования материалов или улучшение функциональности изделия.
Решение практических задач: предлагаю учащимся представить учащимся сценарии из реальной жизни, связанные с трудом и технологией. Например, с учащимися 9-х классов при изучении делового общения и корпоративного этикета можно обсудить ситуацию принятия сотрудника на работу, обсуждение речевого этикета и предложить учащимся найти альтернативные решения для проблемных ситуаций. Это может включать исследование и анализ доступных ресурсов, подготовку презентации с аргументами и предложениями.
Дебаты и обсуждения: Проблемное обучение можно легко интегрировать в уроки через организацию дебатов и обсуждений. Учащиеся могут обсуждать различные подходы к решению технологических или производственных проблем, проводить аргументированное обсуждение своих точек зрения. Это развивает навыки критического мышления и умение слушать мнения других.
Ролевые игры: Введение ролевых игр в процесс обучения может стилизовать проблему и сделать её более доступной. Обучающиеся могут выступать в роли разных участников производственного процесса: менеджеров, рабочих, дизайнеров, попробовать себя в роли руководителя или экскурсовода и т.д. Важным моментом является необходимость решения конкретных задач в рамках ролевого сценария, что помогает учащимся взглянуть на ситуацию с разных сторон (обыграть различные ситуации по этикету в общественных местах).
Рефлексия и самооценка: Важной частью проблемного обучения является рефлексия, когда учащиеся оценивают свои достижения и выявляют области для улучшения. После выполнения проекта или решения проблемы, стоит организовать обсуждение, где учащиеся могут поделиться тем, чему они научились, что было сложным и как они смогли преодолеть трудности. Это помогает им развивать и понимать как собственные, так и школьные образовательные процессы.
Проблемное обучение на уроках технологии представляет собой эффективный подход к подготовке учащихся к реальным вызовам. Внедрение данного метода позволяет расширить горизонты образования, формируя необходимые навыки, такие как критическое мышление, работа в команде и самообучение. Используя разнообразные методы и подходы, учителя способны создать увлекательную и продуктивную образовательную среду, в которой ученики будут готовы решать любые задачи, предстоящие в будущем.
Важно помнить, что успешное внедрение технологий проблемного обучения требует усердной работы со стороны преподавателей и открытости к новым идеям, что приведет к созданию активных, вовлеченных и готовых к вызовам будущего учеников. Не менее важно при этом, чтобы учителя были готовыми и мотивированными внедрять такие подходы в свой учебный процесс, адаптируя их к индивидуальным потребностям своих учеников.
Список используемых источников:
Даутова, О.Б., Ивашедкина, О. А., Иваньшина, Е.В. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/ Под ред. Вайполиной М.О. – М.: Каро, 2017. -176 с.
Ильницкая И.А. Проблемные ситуации в обучении/ И.А. Ильницкая // Психология и школа. – 2018. - №1 с. 120-127.
Лептина, И., Семенова, Н. Применение эффективных технологий обучения // Преподаватель. 2016. №1 с.51.
Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М., « Просвещение», 1977., 240 с.
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии/ Г.К. Селевко. - М., 2018. – 185 с.
Д.А. Тхоржевской Методика трудового обучения с практикумом / ред. Д.А. Тхоржевский. - М., 1987г. - с. 79.
Рогалев Е.В. Дидактические основы проектных заданий как средство развития творческой активности учащихся 5-7 классов в области преподавания предмета «Технология»: Автореф. дисс… - М., 1999 г.
Использование элементов проблемного обучения на уроках технологии. https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65625b2ad78b5c43a88521306c36_1.html
Технология проблемного обучения