Выступление на семинаре по диссеминации опыта «Практика использования на уроках и во внеклассной работе ИКТ-технологий и технологии проблемного обучения»

14
1
Материал опубликован 22 March 2016 в группе

Пояснительная записка к презентации

Практика использования

на уроках и во внеклассной работе
ИКТ-технологий и
технологии проблемного обучения
(Слайд 1)

 

По данным технологиям я начала работать ещё перед последней аттестацией, которая прошла в 2013 году. Сначала были изучены теоретические материалы и опыт использования технологий, затем началось непосредственное освоение на практике.

По ИКТ-технологиям было выяснено, что к ним относится большое количество вариантов. (Слайд 2) Я остановилась на некоторых, которые особо привлекли моё внимание. (Слайд 3) И здесь хотелось бы отметить для использования на уроках русского языка наиболее продуктивные сайты, где учащимся можно найти специальные задания для тренировки личной орфографической и пунктуационной грамотности, а также для подготовки к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ, для уроков литературы – сайты для чтения художественных произведений. (Слайд 4)

На уроках литературы наиболее продуктивным стало создание проектов и презентаций. В этом учебном году одним из интересных заданий можно считать работу учащихся 9-х классов по созданию презентаций внепрограммной тематики «Стихотворения о Москве», которое привлекло учащихся 9 В класса, позволило им поработать в различных Интернет-ресурсах и создать интересные познавательные и развивающие материалы.

Также я использую ИКТ-технологии во внеклассной работе. Мною был разработан сборник материалов для классных часов по теме Великой Отечественной войны, который был представлен в 2016 году на информационно-методической выставке ГО Первоуральск, где был отмечен дипломом I степени в номинации «Инновационный педагогический проект». (Показать) Презентованный в сборнике цикл часов общения по теме «Они сражались за Родину» представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих в течение семи лет – с пятого по одиннадцатый классы – распространение новшеств в виде усовершенствованного продукта, направленных на изменение педагогической системы с ориентацией на чёткие требования к качеству результатов в Основной образовательной программе: воспитание гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну, уважения к истории, культурным и историческим памятникам. Сборник характеризуется однотипностью построения всех часов общения: в каждом из них используются различные стихотворения поэтов нашей страны по теме Великой Отечественной войны, фрагменты литературных произведений. Кроме того, в каждом часе общения используются ссылки на музыкальные произведения, даются изобразительные сопроводительные материалы, а также ссылки на видеоматериалы из Интернета. Материалы проекта были опубликованы на сайте педагогического сообщества "Моё образование" в феврале 2016 года в группе «Классные руководители»

По технологии проблемного обучения мною был выяснен алгоритм её использования на уроках. (Слайд 5) И здесь моё внимание привлекла проблемно-поисковая деятельность в аспекте коллективного поиска. В ходе экспериментальной деятельности и осмысления выявленных закономерностей появляется коллективный продукт, который затем презентуется как результат совместной деятельности группы учащихся.

И далее необходимо отметить, что технология проблемного обучения очень тесно связана с ИКТ-технологиями, в чём я убедилась на собственном опыте. Так, в этом учебном году мною был апробирован вариант решения учащимися 8-х классов проблемной задачи на уроке литературы. (Слайды 6, 7)

Проектная задача предполагает представление результатов изучения произведения согласно одной из предложенных тем или проблем. Работа проводится в группах из 5 - 6 человек. Для решения проектной задачи необходимо распределить обязанности в группе по всем заданиям в зависимости от желания и возможностей каждого участника. По окончании работы нужно презентовать свой продукт, подготовить комментарии по оценке чужой работы. Каждая группа получает задание. По пунктам 1 - 3 в задании необходимо свой ответ подтвердить цитатой. (Слайд 8)

Вот такие работы получились у восьмиклассников. (Слайды 9 – 13)

Материал урока был опубликован на сайте педагогического сообщества "Моё образование" в декабре 2015 года в группе «Новые образовательные технологии»

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ИКТ-технологии и технология проблемного обучения являются в настоящее время одними из самых востребованных и продуктивных как на обычном уроке, так и во внеурочной и внеклассной деятельности. ИКТ-технологии делают урок креативным, динамичным, заинтересовывают учащихся в изучении предмета, а постановка проблемного вопроса, во-первых, акцентирует работу с учащимися в направлении развития мыслительной деятельности, а во-вторых, содействует формированию универсальных учебных действий в плане работы по ФГОС.


Здесь будет файл: /data/edu/files/r1458621233.pptx (Презентация)

Предварительный просмотр презентации

Практика использования на уроках и во внеклассной работе ИКТ-технологий и технологии проблемного обучения Из опыта работы учителя русского языка и литературы МАОУ СОШ №22 Субботиной С.Л. (2015 – 2016 учебный год)

Немного теории:

ИКТ-технологии, ИКТ-технологии, которые я использую на уроках: создание проектов; презентации; занятия на обучающих сайтах в Интернете; поиск материала из Интернета; электронные энциклопедии; чтение художественной литературы в электронном варианте; DVD.

Интернет-ресурсы http://gramotei.cerm.ru/ http://www.gramota.ru/ http://gramma.ru/ http://bacenko.ru/podgotovka-k-gia/texty-dlja-izlozheniy-audiozapisy/ http://www.gumfak.ru/ http://briefly.ru/school/

Немного теории:

Тема урока:  Тема урока:  Решение проектной задачи по поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри". Класс: восьмой. Тип урока: урок комплексного применения знаний. Цели урока: = обучающая: формирование умения применять полученные при изучении художественного произведения знаний, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач; = развивающая: развитие навыков аналитической работы с художественным текстом; развитие навыков работы в группе; = воспитывающая: на примере произведения Лермонтова доказать, что человек должен верить в лучшее будущее, никогда не терять надежды, стремиться жить вопреки трудным жизненным обстоятельствам, ценить каждую минуту своей жизни. Задачи урока: актуализировать знания обучающихся по поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри"; воспитывать чувство ответственности за свои поступки перед самим собой и окружающими людьми. Оборудование: листы белой бумаги формата А3 в количестве, учитывающемся при делении класса на группы по 5-6 человек, листочки для записывания ответов, оформления рисунков, маркеры, ножницы, клей. Время проведения урока: один академический час.

План урока. План урока. 1. Проверка домашнего задания. 2. Мотивация учебной деятельности, осознание учащимися практической значимости работы. 3. Работа в группах. Решение проектной задачи. 4. Представление результатов работы. 5. Подведение итогов работы. 6. Домашнее задание.

Темы для решения проектной задачи: Темы для решения проектной задачи: «Мцыри как свободолюбивый герой» Кто такой Мцыри? История жизни Мцыри. Почему совершил побег из монастыря? Свободен ли Мцыри? Рисунок по теме. «Природа в стихотворении «Мцыри» О чём описания природы в поэме? Один пример описания природы. Другой пример описания природы. Какова роль природы в произведении? Рисунок по теме. «Жизнь Мцыри» Кто такой Мцыри? История жизни Мцыри. Мысли и мечты Мцыри. Какое мнение сложилось у вас о Мцыри? Рисунок по теме. «Вспомогательные образы поэмы» Какие образы использует автор дополнительно? Один пример эпизода. Другой пример эпизода. Какова роль дополнительных образов в поэме? Рисунок по теме.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо, Светлана Львовна! Есть интересные идеи, воспользуюсь.

7 March 2021