Статья «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Нуйкина Наталия Александровна
Учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Павловский лицей имени В.А. Нарывского»
Оренбургская обл., Оренбургский р-н, с. Павловка
С переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) проблемное обучение становится ключевым элементом образовательного процесса. В отличие от традиционных уроков, где учитель выступает в роли главного источника знаний, в рамках проблемного обучения акцент смещается на активное участие самих учеников. Они не просто получают информацию, но и самостоятельно ищут решения поставленных задач, анализируют полученные данные и делают обобщения. Учитель, в свою очередь, становится модератором, который создает условия для обсуждения и направляет учащихся к теме урока.
Психологической основой концепции проблемного обучения служит теория мышления как продуктивного процесса, предложенная С. Л. Рубинштейном. Мышление занимает центральное место в интеллектуальном развитии, и в контексте проблемного обучения ученик становится активным участником процесса, а не пассивным слушателем. Это меняет динамику взаимодействия в классе и способствует более глубокому усвоению материала [2, c. 818].
Многочисленные исследования таких авторов, как Н. А. Менчинская, П. Я. Гальперин и И. Я. Лернер, подчеркивают значимость проблемного и развивающего обучения для формирования у учащихся творческого подхода к решению задач. Проблемное обучение становится приоритетным направлением в образовании, так как оно способствует не просто усвоению знаний, но и их творческому применению. Важно отметить, что без активного включения учащихся в процесс обучения, они могут потерять интерес к учебе, что приводит к разрыву между требованиями учителя и реальными возможностями учеников [1, c. 17].
Проблемное обучение активизирует мышление учащихся, расширяет и углубляет их знания. Учитель создает проблемные ситуации, которые побуждают учащихся к поиску решений. Этот процесс напоминает научный поиск и включает в себя такие элементы, как формулировка проблемы, выдвижение гипотез и анализ результатов. Учащиеся учатся осознавать противоречия, ставить вопросы и находить ответы, что развивает их аналитические способности.
Задачи проблемного обучения включают:
- развитие критического мышления и творческих навыков.
- усвоение знаний и умений через активный поиск решений.
- формирование активной творческой личности, способной ставить и решать нестандартные задачи.
Методика проблемного обучения состоит из четырех этапов:
- выявление проблемы;
- формулирование проблемы в виде вопросов;
- поиск возможных решений;
- синтез оптимального решения.
Существует несколько видов проблемных уроков:
- проблемно-исследовательский: учащиеся самостоятельно выполняют все этапы;
- проблемно-поисковый: учитель задает проблему, а ученики ищут решения;
- проблемно-обобщающий: ученики находят оптимальное решение.
Успех проблемного обучения во многом зависит от уровня сложности проблемы и степени вовлеченности учащихся в процесс. Полноценная оценка эффективности данной методики требует практического применения на уроках русского языка.
На уроках важно учитывать три ключевых этапа: актуализация знаний, постановка проблемы и «открытие» нового знания. Актуализация требует от учителя подготовки заданий, которые развивают мыслительные операции. Важно создать проблемную ситуацию, которая будет способствовать активному вовлечению учащихся.
Одной из ключевых особенностей проблемного обучения является его способность выходить за рамки традиционного изучения текстов и активно вовлекать учащихся в исследование вопросов, связанных с языком и его функциями. Например, на уроках русского языка можно организовать обсуждение актуальных проблем, таких как: «Как цифровая коммуникация влияет на нормы орфографии и пунктуации?» или «Как использование синонимов может изменить смысл предложения?».
Эти вопросы требуют от учеников не только знания существующих языковых правил, но и умения анализировать изменения, происходящие в языке под воздействием различных факторов, таких как культура, технологии и общественные тенденции. Обсуждение таких тем помогает школьникам развивать не только лексические и грамматические навыки, но и критическое мышление, а также способность к логическому анализу.
Работа с подобными вопросами создает условия для глубокого осмысления языка как живого и динамичного явления. Учащиеся учатся не просто запоминать правила, но и понимать, как они могут изменяться в зависимости от контекста и времени.
В завершении решения проблемы крайне важно сделать обобщающий вывод, который подводит итог всему уроку. Это позволяет четко выделить основную мысль и вернуться к первоначальному вопросу, который был поставлен в начале занятия. Учащимся стоит предложить ответить на ряд ключевых вопросов: «Что нового вы узнали?», «Какое значение имеют эти знания?», «Где и как их можно применить?».
Например, при изучении темы «Форма слова» можно организовать активное обсуждение, предложив учащимся сравнить слова из двух столбиков:
Друг Друг
Другом Подруга
Другу Дружеский
Дружить
В ходе выполнения этого задания ученики должны прийти к выводу о том, что изменения в окончаниях слов приводят к изменению их формы, а также что изменение приставок и суффиксов может существенно изменить смысл слова. Это помогает им осознать, как морфологические изменения влияют на структуру и значение языка.
При изучении темы «Возвратные глаголы» учитель может начать с сопоставления пар глаголов, таких как причешу – причешусь, одену – оденусь, извиню – извинюсь и т.д. После этого можно создать проблемную ситуацию, в которой учащиеся будут призваны образовать глаголы с возвратным значением. Например, они могут работать с такими глаголами как:
Радуешь Удивлять
Наклоняю Тороплю
Ответишь Помнишь
В процессе этой работы младшие школьники смогут сделать вывод о том, что не все глаголы могут образовывать возвратные формы. Например, глаголы «ответишь» и «помнишь» могут вызвать у них определенные затруднения. Это не только углубляет их понимание грамматических структур, но и развивает навыки анализа и критического мышления.
На уроке 5 класса по теме «Правописание и-ы после ц» можно использовать наводящий диалог. Учитель предлагает стихотворение, в котором ученики должны найти слова с ци-цы. Затем они обсуждают, можно ли проверить слова и в какой части слова находится орфограмма. Это создает пространство для размышлений и обсуждений, где каждый ученик вносит свой вклад.
В 8 классе на уроке по теме «Образование множественного числа и род у существительных» можно создать игровую ситуацию, где ученики образуют множественное число, передавая мяч. Это позволяет им самостоятельно делать выводы о правилах образования множественного числа и определении рода слов.
Таким образом, создание проблемной ситуации на уроке не только делает материал более доступным, но и способствует развитию навыков самостоятельного поиска и анализа. Проблемное обучение становится не только эффективным, но и увлекательным, что позволяет ученикам глубже осваивать русский язык, а также развивать критическое мышление.
Список литературы:
1 Безъязыкова, Н.В. Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы / Н.В. Безъязыкова // Образование и воспитание. – 2020. – № 1 (27). – С. 17-19.
2 Сабитова, Д.Р. Методическая целесообразность использования технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы / Д.Р. Сабитова // Молодой ученый. – 2014. – № 18. – С. 817-819.