Доклад «Формирование речевой компетентности обучающихся на уроках русского языка и литературы посредством использования технологии проблемного обучения»
Формирование речевой компетентности обучающихся на уроках русского языка и литературы посредством использования технологии проблемного обучения.
Губкина Светлана Анатольевна, МБОУ «СОШ № 12» г. Байкальск.
Основными постулатами гуманного педагогического мышления являются: вера в возможности ребёнка; раскрытие самобытной природы в ребёнке; уважение и утверждение его личности; направление его на служение добру и справедливости. Гуманная педагогика считает, что каждый ребёнок – уникальное явление. Задача педагога в авторитарной школе – дать каждому ребёнку набор одинаковых фундаментальных знаний, а задача педагога в современной школе – научить ребёнка мыслить, приобретать знания, способствовать развитию основных УУД у обучающихся. И в этих условиях особенно значимым становится формирование речевой компетентности учащихся посредством использования на уроках русского языка и литературы технологии проблемного обучения.
Речевая компетенция это свободное практическое владение речью, умение правильно, бегло и динамично говорить как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом стиле, т.е. способность использовать накопленный языковой материал в речи как письменной, так и в устной с целью общения.
В современном обществе формирование речевой компетенции вызывает большой интерес, так как существует большая проблема, связанная с явным недостатком языкового воспитания, низкой языковой компетенцией большей части населения. Именно поэтому уже на протяжении нескольких лет проверяется письменная речевая компетенция выпускников во время прохождения ими итоговой аттестации по русскому. Кроме того планируется в ближайшее время ввести в практику выпускных экзаменов устную проверку речевой компетентности выпускников. Также в качестве допуска к сдаче ЕГЭ в школах введёно обязательное сочинение по литературе. Всё это объясняется необходимостью формирования речевой компетенции обучающихся.
В недавнем советском прошлом наша страна считалась самой читающей страной в мире, сегодня эти позиции, особенно если рассматривать роль чтения в жизни подрастающего поколения, стремительно теряются. В связи с этим утрачивается и речевая компетентность школьников. Современная жизнь отучает детей думать и оценивать окружающую действительность самостоятельно. Речь детей часто бедна из-за того, что у них нет потребности говорить более выразительно и красиво. Речь – это, прежде всего, общение, т.е. понимание людьми друг друга, диалог. Но выполнение традиционных заданий курса русского языка и литературы в основном развивает монологическую речь, а умение слушать и слышать собеседника не формируется.
Таким образом, главная цель педагогической деятельности сегодня - формирование языковой и речевой компетенций учащихся на основе коммуникативно-деятельностного подхода к процессу обучения, позволяющих на практическом уровне овладеть русским языком.
В свете требований гуманной педагогики именно технология проблемного обучения позволяет всесторонне и гармонично развивать ребёнка.
Ш. А. Амонашвили утверждает, что развитие ребёнка происходит только в преодолении трудностей. Чем трудности более обдуманны, тем эффективнее развитие. Необходимо создавать условия, чтобы ребёнок догадывался, тренировать его зрительную и сердечную наблюдательность. Всё это даёт проблемное обучение. В моей работе я рассмотрю, как технология проблемного обучения способствует формированию речевой компетентности обучающихся и, в частности, способствует подготовке обучающихся к успешному прохождению итоговой аттестации.
Наиболее часто употребляемым является приём ключевой вопрос урока. Примером могут служить такие темы уроков: в 5 классе – « Какие мысли Л.Н. Толстого в рассказе «Кавказский пленник» мы называем гуманистическими?»; в 6 классе – «Дубровский - злобный разбойник или благородный человек?»; «В чём смысл спора рассказчика и генерала в стихотворении «Железная дорога» Н.А.Некрасова?»; в 8 классе – «Славы или позора достоин Петр Гринев?» или «Почему комедия названа «Ревизор», если мы не встречаемся с ним ни разу?»; в 9 классе - «Чем опасны Молчалины?», «Почему впервые «Путешествие из Петербурга в Москву» печаталось без указания автора?», «М.Е.Салтыков-Щедрин: «Я люблю Россию до боли сердечной». Отчего болит сердце писателя?». Ключевой вопрос урока позволяет организовать поисковую деятельность и активный диалог на протяжении всего учебного занятия, всё это способствует развитию речевой компетентности учащихся.
Следующие приемы создания проблемной ситуации связаны с различными вариантами использования цитат на уроке. Первый – это использование цитат, которые служат для создания проблемной ситуации. Так при знакомстве с биографией А.С.Пушкина в 6 классе я использую цитату. «Отечество нам Царское Село»(А.С.Пушкин). И предлагаю учащимся поразмышлять над вопросом о том, что имел в виду поэт.
Также помогает созданию проблемной ситуации на уроке использование «отрицательной» цитаты, эпиграммы или карикатуры. Например, при изучении романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» в 9 классе использую цитату критика Писарева «Онегин – обыкновенный светский человек, дюжинная натура, он не способен ни к каким чувствам». На уроке возникнет вопрос «Так ли это? Почему?», ученики будут размышлять, приводить свои доводы в доказательство своих мыслей.
Прием «столкновения» цитат также помогает активизировать умственную и речевую деятельность учащихся на уроке. Так при изучении романа А.С.Пушкина в 9 классе я предлагаю высказывания двух критиков: Белинского и Писарева. «Онегин – умный, понимающий других и себя человек» (В.Г.Белинский) и «Умственные способности Онегина очень не блистательны…» (Писарев)
Создание проблемной ситуации возможно на использовании ошибки. Например, при изучении темы «Склонение порядковых числительных» можно предложить рассмотреть ошибки, допущенные при употреблении различных дат: «В двухтысячно четырнадцатом году олимпиада прошла в городе Сочи». К этому приему примыкает использование мнимой ошибки. Как вариант, на доске учитель пишет два словосочетания: «выпишИте слова» и «выпишЕте слова» и задает вопрос обучающимся: «В каком случае я ошиблась и почему?» Предлагая и проверяя различные гипотезы, ученики придут к выводу, что ошибки здесь нет, а есть две формы глагола – в изъявительном и повелительном наклонении, правописание которых подчинено разным орфографическим правилам и связано с различием в морфемном составе форм слова.
При начале изучения творчества малоизвестного обучающимся автора можно использовать приём урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными. Так о биографии и творчестве Антуана де Сент – Экзюпери в 6 классе сказано очень мало в учебнике. Я предлагаю ребятам в группах поработать с текстами аннотаций к его книгам. (Задание: «Проанализируйте аннотации к книгам Антуана де Сент–Экзюпери. Что вы можете сказать о его профессии, интересах, занятиях, характере, образе жизни? Захотелось ли вам прочитать эти книги? Почему?)
Учителя-практики знают, что многие учащиеся лучше владеют устной речью, чем письменной и, как следствие, обучающиеся испытывают затруднения при написании сочинения как в 9 , так и в 11 классах. Начинать работу по подготовке учащихся к этому виду работы следует не в выпускном классе, а в 5 классе и планомерно работать в данном направлении. Система заданий по развитию речи учащихся на уроках русского языка формирует у учащихся навык создания логически правильного, грамотного, завершённого речевого текста. Но сочинение по литературе вызывает у учащихся чувство неуверенности в своих силах. Темы, предлагаемые учащимся для написания сочинения в различных методических сборниках, хорошо проверяют ученический уровень владения элементами литературоведческого анализа текста. Это анализ стихотворения, характеристика литературного героя, сравнительная характеристика героев. Конечно, учащиеся должны уметь выполнять подобные виды работ, но необязательно называть их сочинением, можно назвать самостоятельной работой учащихся. Зачастую школьники, испытывая затруднения в данных вопросах, обращаются к готовым образцам подобных работ. Тем более, что найти их достаточно легко в условиях сегодняшнего времени (огромное количество справочной литературы, Интернет). Таким образом формируется у учащихся не навык написания сочинения, а навык списывания с одного или нескольких источников. Я, начиная с 5 класса, предлагаю учащимся строить развёрнутые письменные ответы на проблемные вопросы, что способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формирует их речевую компетентность при создании законченного письменного высказывания. Вот вопросы, которые я предлагаю обучающимся в 5 классе: В чём превосходство царевны над царицей? Что помогло королевичу Елисею в поисках невесты? Каковы друзья и враги Герасима? В чём вина и в чём беда барыни из «Муму»? Почему у Маруси и Сони два разных детства? В 6 классе, изучив сказ Н.С.Лескова «Левша», предлагаю ребятам поразмышлять над вопросом: Что хотел сказать Н.С.Лесков словами «у него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина»? В 9 классе после изучения романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» я предлагаю обучающимся в качестве тем для написания итогового сочинения такие проблемные вопросы: Можно ли назвать Евгения Онегина «эгоистом поневоле, эгоистом страдающим»? Почему счастье Онегина и Татьяны оказывается несбыточной мечтой? Почему дружба перерастает во вражду? Подобная работа способствует формированию речевой компетентности обучающихся при написании сочинения, помогает преодолеть их страхи и вселить в них уверенность в своих силах.
Одна из основных заповедей гуманной педагогики говорит о необходимости верить в безграничность способностей ребёнка. Задача учителя - научить ребёнка мыслить самостоятельно, а не воспроизводить готовые образцы заученных мыслей и речевых формулировок, в первую очередь этому способствует технология проблемного обучения.
Использованная литература:
Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. Конспекты выступлений на семинаре, который состоялся 7-11 ноября 2000 года в г. Алматы.
Габдрахманова Б.Д. Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ речевого развития учащихся.
Кульневич С.В., Лукоценина Т.П. Современный урок. Часть 3: Проблемные уроки.- Ростов-на-Дону: Учитель, 2006.
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М.: Педагогика, 1972.
Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М.: 2012 г.
Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС: Пособие для учителя.- М.: ФГАОУ АПКиППРО, 2012.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий.- М.: НИИ школьных технологий, 2006