Статья на тему «Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы»
Технология проблемного обучения на уроках литературы и русского языка. Из опыта работы учителя Клиновой А.А.
Когда-то древнекитайский мыслитель Конфуций сказал: “Учение без мысли – напрасный труд”. Это как нельзя лучше понимают многие из нас, поэтому и обращаются к современным технологиям обучения, способствующим развитию интеллектуальных способностей детей.
На мой взгляд, наиболее эффективной современной технологией, дающей более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей обучающихся, является технология проблемного обучения.. Ученик становится активным участником собственного обучения.. Проблемное преподавание литературы и русского языка сегодня – это необходимость, так как оно является одним из условий осуществления деятельностного подхода к обучению . Безусловно, многие знакомы уже с проблемным обучением, используют его в своей работе, кто комплексно, кто фрагментарно, знают сильные и слабые его стороны. Я поделюсь своими наблюдениями в этой области. Элементы проблемного обучения в своей работе я применяю давно, но в последние годы решила осваивать технологию проблемного обучения комплексно.
Вспомним, как строится проблемный урок. Наиболее сложным этапом, на мой взгляд, является постановка учебной проблемы, и в частности - создание проблемной ситуации. “Мышление начинается с проблемной ситуации”, - считает Сергей Рубинштейн, выдающийся психолог, философ 20 века. Поэтому, применяя технологию проблемного обучения, большое внимание уделяю именно созданию проблемной ситуации. При проблемном обучении можно использовать индивидуальную, парную, групповую формы работы, чтобы одновременно выдвигать и проверять несколько гипотез. Технология проблемного обучения применима практически на уроках всех типов. Формы уроков могут быть разнообразными. В течение многих лет каждый учитель отбирает приемы, которые позволяют создать проблемную ситуацию на уроках русского языка и литературы, а значит, организовать проблемный диалог с обучающимися. Такая своеобразная копилка методических приемов сложилась и у меня. Остановлюсь на некоторых из них.
Наиболее часто употребляемым является ключевой вопрос урока. Примером могут служить такие темы уроков: «Чем опасны молчалины?», «Почему впервые «Путешествие из Петербурга в Москву» печаталось без указания автора?», или «М.Е. Салтыков-Щедрин: «Я люблю Россию до боли сердечной». Отчего болит сердце писателя?» Ключевой вопрос урока позволяет организовать поисковую деятельность и активный диалог на протяжении всего учебного занятия.
Урок по рассказу И.С Тургенева «Муму» в 5 классе начинаю так.
При чтении первых строк рассказа голосом выделяю главные слова, над которыми пойдёт дальнейшая работа.
«Из числа всей челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим…» «Славный он был мужик…»
-А что замечательного было в Герасиме?
Далее организую эвристическую беседу, во время которой с помощью взаимосвязанных вопросов направляю поиск учащихся на решение поставленной проблемы. Эффективность такой беседы целиком зависит от удачно поставленных вопросов.
- Как вы понимаете значение слова «замечательный»?
хороший, лучший, исключительный
заметный, выделяющийся, отличающийся от других
- В каком значении употребляет это слово Тургенев? Докажите свою точку зрения.
Учащиеся находят в тексте эпитеты и сравнения, выписывают их в тетрадь:
«замечательное лицо», «славный мужик»
«настоящий богатырь», «могучий, как дерево», как «молодой, здоровый бык».
- Какое свойство характера Герасима особенно подчёркивает Тургенев?
умение и желание трудиться
Обобщения и выводы учащиеся записывают в тетрадь:
Герасим
1. Настоящий богатырь, он работает за четверых.
2. Не знает усталости, хотя работает с утра до вечера.
3. Крестьянский труд ему по сердцу.
4. Весело было смотреть на него, когда он работает.
- Почему нарушился привычный ход жизни Герасима?
Барыня взяла его из деревни
-А кто сильнее: Герасим или старушка-помещица?
- Какой силой она обладает?
Она помещица-крепостница, а Герасим – крепостной крестьянин, он полностью находится в её власти.
Далее создаю проблемную ситуацию, которую перевожу в проблемную задачу и организую познавательную деятельность учащихся. Успешность деятельности учителя достигается тогда, когда проблемная ситуация связана с жизнью и содержащийся в ней материал соответствует интеллектуальному уровню школьников. Поэтому строю проблемную ситуацию, опираясь на жизненный опыт учеников.
- Какая работа легче: землю пахать или двор мести?
«Конечно, мести двор», - отвечают ребята.
- Чем занимался Герасим в деревне?
Пахал землю, косил траву, молотил зерно.
- А что входило в обязанности Герасима в Москве?
Воды в бочке привезти, дров наколоть, двор подмести.
- Как относился Герасим к своей работе? Прочитайте описание каморки Герасима. Как она характеризует хозяина?
Любил во всём порядок – был ответственным; работал шутя, легко.
Мебель в каморке была сделана его руками – умелый. Она такая же надёжная, как Герасим, - на него во всём можно положиться.
По ходу поисковой работы учащихся записываю на доске
в деревне в городе пахал землю воды привезти косил траву дров наколоть молотил зерно двор подмести тяжёлая работа лёгкая работа трудолюбивый умелый серьёзный ответственный надёжный «Весело было смотреть «Бросался на землю лицом и целые на то, как он работал.» часы лежал на груди неподвижно…» |
ПОЧЕМУ?
Почему Герасиму в городе жилось труднее, чем в деревне?
Сформулирована проблемная задача. Вместе с учащимися ищем пути её решения, работаем с текстом.
Герасим оторван от родной земли, которая давала ему богатырские силы и величие.
Он тоскует по своей земле, поэтому подолгу лежит на земле на груди, как будто старается обнять эту землю, передать ей свою любовь.
В городе Герасим чувствует себя как пойманный зверь.
Подводя итог урока, формулирую перспективную проблемную задачу. Для этого использую приём опережающего чтения, что обостряет интерес учащихся, желание прочитать произведение до конца.
«Он шёл по нём [по шоссе] с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радостной решимостью. Он шёл; широко распахнулась его грудь; глаза жадно и прямо устремились вперёд…»
- Похож ли Герасим сейчас на пойманного зверя? Почему изменился Герасим?
Следующие приемы создания проблемной ситуации связаны с различными вариантами использования цитат на уроке.
На уроке русского языка в 7 классе по теме «Зачем изучать русский язык? Проблемы его изучения» обучающимся предлагается в группах выполнить такое задание: «Прочитайте высказывание. Определите, какова его главная мысль. Прав ли человек, сказавший эти слова? Приведите свои доказательства его правоты или неправоты . Запишите в тетрадь данное высказывание и свои мысли по его поводу». Каждая группа работает над одним из предложенных высказываний:
- «Русский язык! Тысячелетиями создавал народ это гибкое, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего». (А.Н. Толстой).
- «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи». (Н.В.Гоголь).
-«Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто кажется, как речь наша, но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь». (А.Н. Радищев).
Очень эффективным приемом организации проблемного диалога является использование «отрицательной» цитаты, эпиграммы или карикатуры. Например, при изучении творчества Н.А. Некрасова в старших классах использую отзыв критика Андриевского, который назвал его поэзию «мельхиоровой, а некрасовские стихи – «скорее историей поэзии, чем самой поэзией». Неминуемо на уроке возникнет вопрос «почему?», ученики будут вынуждены провести исследование и выяснить: так ли это?
Подобного эффекта можно добиться, используя прием «столкновения» цитат. Так при изучении творчества М.В. Ломоносова ученикам предлагаю несколько высказываний А.С. Пушкина (признанный авторитет!):
- «…между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»;
- "Оды его... утомительны и надуты. Его влияние на словесность было вредное и до сих пор в ней отзывается. Высокопарность, изысканность, отвращение от простоты и точности, отсутствие всякой народности и оригинальности – вот следы, оставленные Ломоносовым";
- "Уважаю в Ломоносове великого человека, но, конечно, не великого поэта";
- "(Оды М.В. Ломоносова) …останутся вечными памятниками русской словесности".
При использовании приема «столкновения» цитат можно предложить обучающимся выполнить задание: к концу урока выбрать цитату, которая наиболее полно и точно отражает Вашу точку зрения, и обосновать этот выбор (как вариант – выбор цитаты-эпиграфа к уроку).
Приступая к изучению творчества А.И.Солженицына, на первом уроке, заканчивая знакомство с биографией писателя, привожу примеры двух полярных точек зрения известных русских писателей, М.А.Шолохова и В.Г.Распутина, на творчество Солженицына и задаю вопрос: «А какова ваша точка зрения? Или она еще не сформировалась? Что для этого нужно предпринять?» Таким образом создается ситуация, побуждающая учеников сформулировать темы и цели последующих уроков, план действий.
В любом случае противоречия, возникающие при обсуждении цитат в классе или в группах, послужат поводом для организации активного диалога на уроке.
На уроках русского языка в качестве приема, организующего проблемно-диалогическое обучение, можно использовать грамматические сказки. Например, при изучении темы «Способы подчинительной связи в словосочетании» урок начинаю со сказки: «Решило Слово наняться на работу. Стало присматриваться к хозяевам. Первый хозяин – Согласование – добрый и справедливый, он требует от работника: «Я работаю, и ты делай, как я». Второй хозяин – Управление – очень строгий, он требует: «Делай то, что я прикажу!». Третий хозяин – Примыкание – ничего не требует, он просто просит: «Постой со мной рядом». Исследуя различные гипотезы, ребята должны объяснить смысл этой сказки.
Создание проблемной ситуации возможно на использовании ошибки. Например, при изучении темы «Склонение порядковых числительных» можно предложить рассмотреть ошибки, допущенные при употреблении различных дат: «В двухтысячно четырнадцатом году олимпиада состоится в городе Сочи» (Программа «Вести»). К этому приему примыкает использование мнимой ошибки. Как вариант, на доске учитель пишет 2 словосочетания: «выпишИте слова» и «выпишЕте слова» и задает вопрос обучающимся: «В каком случае я ошиблась и почему?» Предлагая и проверяя различные гипотезы, ученики придут к выводу, что ошибки здесь нет, а есть 2 формы глагола – в изъявительном и повелительном наклонении, правописание которых подчинено разным орфографическим правилам и связано с различием в морфемном составе форм слова.
Иногда организовать диалогическую деятельность обучающихся помогает проблема «легкой» темы, когда учитель начинает урок со слов о том, что сегодня ей стыдно предлагать таким способным ученика такую легкую новую тему, и предлагает подумать, как можно сделать этот урок более сложным и интересным, используя в качестве намека пословицу: «Повторенье – мать ученья». Какие еще виды орфограмм связаны с этими буквами? Это возможно при изучении таких тем, как «Мягкий знак на конце наречий после шипящих» в 7 классе, «Буквы О и Е на конце наречий после шипящих». Как правило, на этих уроках становится возможным повторить и обобщить все сходные орфограммы. В первом случае это правописание мягкого знака на конце имен существительных, прилагательных, во втором – правописание букв О и Е в окончаниях и суффиксах имен существительных, прилагательных и суффиксах наречий.
Одним из самых эффективных приемов организации проблемно-диалогического обучения можно считать прием сравнения. Он может быть выражен через ключевой вопрос урока, например: «Кто скорее построит собственную карьеру: Молчалин или Чацкий? Почему?/ Кем легче быть: Чацким или Молчалиным? Почему?».
Может быть организована деятельность обучающихся, предполагающая сопоставление различных предметов и явлений. Например, на уроке литературы в 5 классе по теме: «Литература – искусство слова» ребятам предлагается заполнить таблицу словами, обозначающими качества «хорошего» писателя и « хорошего» читателя и ответить на вопросы: «Как вы понимаете выражение «хороший писатель» и «хороший читатель»? Кем легче быть: хорошим писателем или хорошим читателем? Какие качества самые важные для них? (Подчеркните)
Таблица:
хороший писатель |
хороший читатель |
Сравнивая полученные в каждой колонке результаты, ученики должны будут прийти к выводу о том, что читательский талант не менее важен при чтении художественно произведения, чем талант писателя.
Менее употребительным, но не менее интересным может быть прием сопоставления репродукций и произведений. К примеру, при изучении творчества Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других писателей можно предоставить возможность уч-ся рассмотреть портреты писателей и предположить, какой из них соответствует настроению лирического героя? Можно в качестве проблемной ситуации использовать и другие средства наглядности, например, иллюстрации к произведениям: «Как вы считаете, какой художник более полно отразил характер героя? Докажите свою точку зрения, используя текст.
На уроке повторения по теме: «БСП» в 9 кл предлагаю уч-ся работу в группах: создать таблицу «Знаки препинания в БСП», т.к.ее в учебнике нет. Понятно, что вся последующая работа на уроке связана с обсуждением проектов предложенных таблиц по определенным критериям, используется весь арсенал продуктивных способов учебной деятельности: сравнение, обобщение, доказательства, взаимо- и самооценка, у ребят повышается мотивация к учебной деятельности, закрепляются знания
Разговор о малоизвестных обучающимся авторах можно построить как урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными. Например, при изучении творчества О.Генри (наст имя Уильям Сидни Портер) я начинаю урок с того, что, к сожалению, не смогла найти полной информации о жизни и творчестве этого писателя. А есть только множество аннотаций к его книгам. Далее организуется поисковая деятельность в группах или парах, когда ребята, анализируя предложенные аннотации, находят информацию о личности писателя, его творческой деятельности. (Задание: «Проанализируйте аннотации к книгам О.Генри Что вы можете сказать о его профессии, интересах, занятиях, характере, образе жизни? Захотелось ли вам прочитать эти книги? Почему?) В результате такой поисковой деятельности возникает устойчивый интерес к творчеству писателя и мотивация к его изучению. Естественно, что позднее я признаюсь, что тоже кое-что нашла и предлагаю ребятам материалы по биографии писателя и его произведения.
Проблемно-диалогическое обучение, на мой взгляд, является одной из самых эффективных технологий, позволяющей реализовать системно - деятельностный подход в обучении и воспитании. При этом имеется возможность повышения этой эффективности при условии сочетания данной технологии с другими технологиями, методами. Это позволит и «неинтересную» тему преподнести как увлекательную. Возьмем еще один пример. Вводный урок русского языка в 7 классе по теме «Зачем изучать русский язык? Проблемы его изучения» строится на диалоге 3-х групп (вначале – внутри группы, затем – через обмен мнениями разных групп). Задания для групп:
Представьте, что в нашем государстве для удобства решили отказаться от родного языка и перейти на английский, например. Что из этого может выйти? Согласны ли вы с этим? Почему? Запишите небольшое размышление на тему в свои тетради.
Представьте, что в нашем государстве решили считать единственно правильным язык эпохи А.С. Пушкина. Что из этого может получиться? Согласны ли вы с этим? Почему? Запишите небольшое размышление на тему в свои тетради.
Представьте, что в нашем государстве решили отказаться от нашего языкового наследия и изучать только современную форму языка. Что из этого может получиться? Согласны ли вы с этим? Почему? Запишите небольшое размышление на тему в свои тетради.
Ученики самостоятельно придут к выводу, что язык – явление развивающееся, многогранное, что мы, носители языка, должны способствовать сохранению и развитию русского языка.
Я использую проблемно-диалогическое обучение в сочетании с дифференцированным и индивидуальным подходом к обучению. Часто более способные и мотивированные обучающиеся получают задания опережающего характера, а результаты их работы становятся отправной точкой для организации деятельности других ребят в классе. Например, при изучении темы «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными» в 9 классе, пока весь класс работает над тестовой работой, 2 ученицы получают карточки с заданием: «Запишите предложение, расставив знаки препинания. Какое оно? Сколько в нем частей? Найдите главные и придаточные части, союзы и союзные слова, задайте вопросы к придаточным, определите вид придаточного. Постарайтесь составить схему данного предложения. Что можете сказать об этом предложении?
Анализ выполненного задания позволит организовать диалог по новой теме, выявить такие способы подчинения придаточных, как последовательное и параллельное подчинения, а затем найти еще один вариант подчинения – однородные придаточные.
Урок литературы в 7 классе, посвященном анализу рассказа Л. Андреева «Кусака». Проблемная ситуация организована с помощью ключевого вопроса урока – двойной формулировки темы, предполагающей выбор каждым учеником к концу урока одной из них для письменной работы: «Уроки равнодушия в рассказе Л. Андреева «Кусака», или «Мы в ответе за тех, кого приручили» (Антуан де Сент-Экзюпери)
На уроках литературы данная технология , на мой взгляд, является наиболее продуктивной.. Для этого, по моему мнению, необходимо превратить анализ литературного произведения в этическую проблему, которой необходимо заинтересовать учеников, заставить задуматься над ней. Вот, например, недавно был проведен в 7 классе урок- творческий практикум по рассказу А. П. Чехова “Хамелеон” Снимаем кино! Это очень интересная форма урока, позволяющая учителю творить вместе с учениками прямо на уроке! Чтобы создать проблемную ситуацию, я прочитала следующую фразу из первого абзаца рассказа: “Кругом тишина... На площади ни души..." и задала вопрос “Но отчего на площади ни души? В каком смысле – ни души?” Ребята задумались, ведь слово душа многозначное - идет выход к учебной проблеме: формулируется проблемный вопрос: ”Есть ли души, то есть Люди, в рассказе Чехова “Хамелеон “? На протяжении урока, анализируя рассказ «Хамелеон» методом театрализации, мы искали ответ на этот вопрос. В конце урока вернулись к проблемному вопросу: есть ли души в чеховском рассказе? И я услышала однозначное: ”Нет, это хамелеоны, лицемеры, чинопочитатели.” Ответы на дополнительные вопросы уже не заставили себя ждать: ”Где же находится эта странная Хамелеония, где все меняют кожу в зависимости от условий?”- Она вокруг нас. Предлагаю вспомнить, а сколько раз мы меняли свое поведение в течение дня... Чувствуете хамелеонство вокруг и в самом себе? Постарайтесь не потерять себя в сегодняшнем мире хамеленов. Что для этого нужно? Нужно оставаться самим собой. Этому учит нас Чехов и его коротенький рассказ».
Иногда проблемная ситуация сама выплывает на поверхность, не требуя особых усилий для ее создания. Повесть Булгакова « Собачье сердце» была написана в 1925г, а опубликована на родине в 1987. Почему? Исходя из этого вопроса, мы можем выйти на формулирование темы, цели урока, обсуждение плана и способов учебных действий.
Чтобы технология проблемного обучения была эффективнее, изучая какое- либо художественное произведение, стремлюсь связать его с современностью, обсуждаю на уроках не только вопросы, раскрывающие основную идею данного произведения, но и вопросы, волнующие каким-то образом моих учеников.
Так, используя проблемные вопросы, стараюсь поставить учеников перед нравственным выбором, научить формировать собственное мнение и защищать его.
Технология проблемного обучения, по моему мнению, предоставляет учителю русского языка и литературы большие возможности побуждения учеников к активности: это и познавательный интерес, и творческий характер деятельности, и состязательность, и игровой характер уроков. Проблемное обучение представляется мне в виде формулы: предположил - проверил-открыл. (Сравним с репродуктивным обучением: пришел- услышал-заучил . )
Моя задача как учителя - направить изучение учебного материала в нужное русло и не подменить познавательный опыт детей своим. Насколько хорошо получается, судить не мне… Что-то удается, над чем-то еще работать и работать… По большому счету, это покажет дальнейшая жизнь учеников, когда повзрослевшие выпускники вспомнят наши уроки и, возможно, не совершат дурного поступка, а бывший троечник в своей уже взрослой жизни решит – таки прочитать “Войну и мир” Толстого до конца…